Использование ЛЭПБУКА в начальной школе (для обучающихся с ОВЗ)
статья

Бобровская Марина Анатольевна

 Создание лэпбука – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

 «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕПБУКА НА УРОКАХ В

                               КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, как говорится в поговорке «Всё новое – это забытое старое».Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов направляет педагогов на индивидуализацию образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы можно считать лэпбук.

Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс познания интересным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Также, это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию разместить информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень важно всесторонне развиваться, и лэпбук должен быть направлен на развитие каких-либо умений и навыков, коррекцию имеющихся нарушений.

Что такое лэпбук? Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. По сути, лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие, так и узкие. В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения

и закрепления знаний по теме.

Лэпбук на развитие тактильных ощущений. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.hello_html_m74e65ae5.jpg

Тему для своей разработки автор связала с весной, посадкой растений. Так, родилась идея создания лэпбука «Огород на подоконнике». В наше время очень часто мы видим, что многим родителям некогда выращивать растения на подоконнике, разве что цветы, заметили, что большая часть детей не знают, как выглядят семена тыквы, укропа, бобов. Тем не менее, они ни разу их не сажали. hello_html_57a6051c.jpg

Создание лэпбука началось с составления списка предполагаемых заданий, далее автором была выстроена схема, в которой было описано оформление заданий и их расположение. Стоит отметить, что лэпбук направлен не только на развитие тактильных ощущений, но и на развитие речи ребёнка. Многим известно знаменитое выражение В.А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». И это действительно так. В данной разработке содержатся не только задания на тактильное восприятие, но и на развития речи: загадки о растениях, стихи о цветах, алгоритм посадки растения, рассказ «Яблонька». Работа с этими заданиями позволяет развить связную речь ребёнка, расширить словарный запас.

В лэпбуке также есть задание на закрепление цветов радуги и названий цветочных культур.

Создавая задания на развитие тактильных ощущений необходимо максимально связать их с темой лэпбука. Так, в нём появилось задание «Чьи семена?». Работая с данным заданием, учащиеся смогут разглядеть семена различных овощных и плодовых культур, изучить их строение, а самое главное, определить на ощупь. Вверху лэпбука можно увидеть фрукты, ягоды и овощи, сделанные из разных материалов, вызывающие разные тактильные ощущения. Задача ребёнка: найти на ощупь одинаковые фрукты или овощи.

Лэпбук – это увлекательная папка, с помощью которой можно решить множество коррекционных и образовательных задач. Создав такое мощное педагогическое «оружие», непременно хочется его апробировать. Наверняка эта разработка понравится ученикам, и они с удовольствием будут работать с ним вновь и вновь!

Весь центр лэпбука занимает домик с открывающимися окошками. На окошках написаны загадки о каждой из цифр. Отгадав загадку, дети открывают окно, где могут видеть, правильно ли назвали отгадку. Данное задание способствовало этапам актуализации знаний и изучению нового материала. Также следует отметить, что данное задание развивает у детей мелкую моторику рук. Сюда же можно отнести такое задание как «Собери пазл».hello_html_4ec5c590.jpg

Следующий кармашек, на который стоит обратить внимание, называется «На какие цифры похожи». Данный вид задания развивает фантазию ребёнка, которому предлагается посмотреть, на что похожа цифра, затем он пробует на примере нарисовать объект похожий, по его мнению, на цифру.

Кармашек «Собери и посчитай». Содержит в себе картинки с изображением животных, растений и предметов ближайшего окружения, которые необходимо собрать по порядку. Используется для закрепления порядкового счета до 10. 

Хотелось бы отметить кармашек под названием «Мемори».

Игра «Мемори- цифры» развивает память и внимание. Играют в нее по правилам обычного «мемори»: карточки с изображением цифр, кладут лицевой стороной вниз, а потом открывают по одной. Если такая карточка уже встречалась – их обе переворачивают лицом вверх. Если нет – то карточку кладут обратно лицом вниз. Игра идет до тех пор, пока не откроются все карточки.  

Данное задание предназначено для детей 3 и 4 класса, так как для детей 1 и 2 класса это задание будет трудно выполнить. Даже дети 3 и 4 класса затруднялись при выполнении этого задания.

На уроке математики присутствовали обучающиеся 1 и 2 класса. Лэпбук использовался для закрепления и повторения пройденного материала, как коллективно, так и индивидуально. Задания подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

В маленькой книжке – раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Ну и, наконец, это очень увлекательно! Учащийся всё делает с опорой на свои интересы, играя легко, с радостью, без психического и дисциплинарного принуждения!


В качестве результатов работы школьников с лэпбуком может выступать следующее:

  • обучающиеся овладевают устной речью, учатся выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, учатся задавать вопросы, делать умозаключения;
  • у обучающихся развивается любознательность, интерес к миру вокруг них, самостоятельность при выполнении отдельных видов работ;
  • в процессе работы над лэпбуком обучающиеся учатся   взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • обучающиеся учатся проявлять свои чувства, эмоции, в процессе работы, учатся договариваться друг с другом;
  • создание лэпбуков позволяет обучающимся видеть результат своей работы, оценивать его;
  • обучающиеся обладают развитым воображением, которое они реализуют в различных видах учебной деятельности;
  • такой вид работы способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего стоит начинать работу? Работа над лэпбуком проходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и её сложность. Создание лэпбука может проходить в рамках таких предметов как «Мир природы и человека», «Чтение», «Математика», «Речевая практика»
  2. Когда тема определена, можно переходить к плану. Лэпбук – это не просто книжка с картинками, а учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие виды заданий будут уместны, для полного раскрытия темы. На этом этапе происходит изучение источников информации, осуществляется её отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей учащихся.
  3. Самый интересный этап – создание макета. Теперь надо придумать каким образом будет представлен каждый из пунктов плана. Формы представления могут быть любые, начиная от самой простой – текста, до игр и заданий. Всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини – книжках, книжках – гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разнух форм, карточках, разворачивающихся страничках и других формах представления информации.
  4. Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом надо сделать шаблоны в натуральную величину. Можно создать шаблоны вручную, можно на компьютере, используя специальные программы. В Интернете можно найти не только большое количество уже готовых лэпбуков, но и заготовок к ним.

Такой вид работы, как создание лэпбука отвечает требованиям ФГОС, так как он:

  • информативен,
  • полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания),
  • одновременно может использоваться группой обучающихся,
  • обладает дидактическими свойствами,
  • является средством художественно – эстетического развития учащегося, приобщает его к миру искусства,
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части),
  • его структура и содержание доступны младшему школьному возрасту учащихся,
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод, что создание лэпбука – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

 «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Организация учебного процесса с детьми с ОВЗ в начальной школе посредством технологии- лэпбука » Автор: Бобровская Марина Анатольевна – учитель начальных классов. г. Сестрорецк ГБОУ школа №656 .

Слайд 2

Лэпбук – технология, папка, интерактивная форма СОД (совместной образовательной деятельности) педагога с детьми и погружение в определенную тему . Лэпбук – эта такая КНИГА, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект сюрприза , который чрезвычайно нравится детям.

Слайд 3

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС НОО к предметно-развивающей среде: -информативен ; - полифункционален : способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания, мелкой моторики; -пригоден к использованию одновременно группой ребят; -обладает дидактическими свойствами; -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; -вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); -его структура и содержание доступны возрасту; -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Слайд 4

Всем известно: - что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так: - чтобы пройденный материал остался в памяти ученика; - чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках; - чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме; -чтобы текст был прочитан и проанализирован.

Слайд 5

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке ;

Слайд 6

Э то полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты ;

Слайд 7

Э то исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Слайд 8

Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости  составлены на основе примерной программы В.В, Воронковой и ориентированы на учебни...

Сценарий праздника «Прощай, Начальная школа!» для обучающихся с ОВЗ

Сценарий праздника составлен для обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант)....

Использование технологии "Лэпбук" в начальной школе.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требования...

«Использование ИКТ в начальной школе на уроках с обучающимися по адаптированной программе с нарушением интеллекта».

В статье даны рекомендации для преподавателей,работающих с детьми с ОВЗ.обучающиеся по адаптированной программе с нарушением интеллекта....

Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» «Разработка технологической карты урока английского языка с использованием ЭОР»

В настоящее время происходит пересмотр социальных требований к образованию, обусловленный как современным этапом развития России, определяемым масштабными социально-экономическими преобразованиями вну...