Выступление на ГМО по теме "Обмен опытом"
учебно-методический материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО по теме: « Обобщение опыта работы МО учителей начальной школы МБОУ СОШ №31».
Методическая тема ШМО учителей начальной школы:
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»
Цель :
Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2018 - 2019 учебный год:
Информационная деятельность:
* Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
* Продолжить знакомство с ФГОС начального общего образования.
* Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».
Организационная и учебно - воспитательная деятельность:
* Заседания методического совета.
* Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
* Cоставление учебных программ.
* Взаимопосещение уроков учителями .
* Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
* Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.
* Организация и проведение предметных недель в школе.
* Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
* Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
* Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
* Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания».
* Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Аналитическая деятельность:
* Анализ методической деятельности за 2017 - 2018 учебный год и планирование на 2018 - 2019 учебный год.
* Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Методическая деятельность:
* Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.
* Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
* Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
* Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
* Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
* Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
* Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Консультативная деятельность:
* Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
* Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
* Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Ожидаемые результаты работы:
* Рост качества знаний обучающихся.
* Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС.
* Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
План работы по основным направлениям деятельности:
1. Информационное обеспечение. Работа с документами.
2. Научно-методическая и экспериментальная работа.
3. Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль.
4. Работа с обучающимися.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Ключевой вопрос – новое понимание качества образования. Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования – успешная социализация учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (для начальной школы –универсальных учебных действий). Понятно что такая целевая установка требует модернизации образования. Для этого и были выбраны инновационные технологии, для эффективности и качества образования.
Причины выбора инновационных технологий.
*образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно – урочной системы.
*позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
* они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно – ориентированного подхода.
* они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
* образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
* они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
* образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств; эмоционально –ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно – ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Для этого необходимо организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентности ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, как
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества
- гуманно –личностная технология
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии
- проблемное обучение
- проектно –исследовательская технология
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология уровневой дифференциации обучения
- групповые технологии
- информационно –компьютерные технологии
Технология развивающего обучения:
- система развивающего обучения
- общие основы технологии развивающего обучения
Здоровьесберегающая технология:
- в сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИТ:
- Владеть основами работы на компьютере
- Иметь навыки работы с мультимедийными программами
- Владеть основами работы в Интернете
Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
На данный момент можно выделить основные направления применения ИКТ:
- Подготовка дидактического материала для учебно- воспитательного процесса
- ( печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
- Создание нового класса блока и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
- Электронная почта;
- Тестирование по предметам, проверка техники чтения;
- Ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
- «портфолио» учителя и ученика дает прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании УУД, метапредметных и коммуникативных достижениях;
- Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
- Изучение основ информатики и вычислительной техники;
- Составление отчетов, графиков, диаграмм;
- Поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно- исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
- Проведение родительских собраний;
- Воспитательные работы и социальные проекты;
- Музейные уроки, виртуальные путешествия, посещение музеев;
- Тренажеры по предметам, тестирования;
- Развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаются обязательно в комплексе со здоровьезберегающими технологиями (физминутки, гимнастика для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально –ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подростающего поколения –важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Технологии внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, дает им ощущение « классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно –исследовательских работ.
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы.» В.А. Сухомлинский
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооруженная знаниями, может оказаться опасной для общества.
В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажером, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении инновационных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
«Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом» Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)
Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".
Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-863518-1481564351.jpg)
Выступление на педагогическом совете.Из опыта работы. Воспитание гражданственности, патриотизма на внеурочных занятиях, мероприятиях и классных часах.
Обобщение опыта....
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....