Учебно- методическое пособие по предмету «Музыка и движение»
учебно-методическое пособие (2 класс)

Макеева Татьяна Николаевна

Методическое пособие по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся 2 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_dvizhenie.docx28.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическое пособие

по учебному предмету

«Музыка и движение»

для обучающихся 2 класса

Срок реализации программы 1 год

(АООП ФГОС с У/О)

Составил учитель Макеева Т.Н.

 первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся

2 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью обучения: создание условий для формирования представлений о владении собственным телом, способности к самостоятельному элементарному музицированию, о музыкальных жанрах, ритмах.

Задачи:

Образовательные:

- побуждение к восприятию звуков окружающего мира;

- использование музыкальных инструментов, как средства самовыражения;

- пробуждение речевой активности;

- формирование музыкально-ритмических движений.

Коррекционно - развивающие:

- развитие слухового, зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие моторики рук;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса;

- развитие навыков правильного поведения на уроках;

- создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.

Используемые технологии обучения:

-технологии развивающего обучения;

- игровые;

- технологии личностно – ориентированного обучения;

-информационно-коммуникационные;

- здоровье сберегающие технологии.

Формы организации учебного процесса.

    Ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения является урок. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно - воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся. Продолжительность урока составляет 40 минут.

1.Формы обучения:

  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления знаний, умений и навыков;                      
  • комбинированный урок и т.д.
  • урок экскурсия.

2.Методы и приемы обучения:

- игровые:

  • дидактические игры
  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами и различными материалами,
  • игры с образными игрушками,
  • проигрывание различных ситуаций общения,
  • игры-драматизации;

- словесные методы 

  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа;

- наглядные методы 

  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ;

- практические методы

  • рука в руку
  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • упражнения с пиктограммами (символами);
  • упражнения по прослушанному тексту;
  • упражнения со словами и т. п.

3.Виды деятельности обучающихся на уроке:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.

Формы текущего контроля успеваемости.

В конце четверти проводятся обобщающие уроки и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется без оценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).

По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты:

В результате освоения программы обучающийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

- должен быть зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

 - проявлять интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым;

- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия двигательные и мимические проявления;

- выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым.

Предметные результаты:

- умеют слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;

- имеют представление о играх импровизациях, участвуют в них;

- имеют представление о музыкальных игрушках, различают их по звучанию;

- имеют представление о музыкально-ритмических движениях, упражнениях на общую моторику;

- умеют воспринимать и реагировать на звуки и шумы окружающего мира, собственные звуки, звуки музыкальных инструментов;

- прослушивают музыкальных композиций различного темпа, ритма, громкости;

- совершают совместные с педагогом действия с музыкальными игрушками (стучит в барабан, играет на пианино, играет с бубенчиками).

Учебно-методический комплект,

обеспечивающий реализацию программы.

Литература:

  1. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога. – Издательство: Теревинф, 2018 г.
  2. Королёва Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. - Минск: БГПУ 2010
  3. Нищева, Гавришева: Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. ФГОС. – Издательство: Детство-пресс, 2018 г.
  4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш. ФГОС ДО. – Издательство: Сфера, 2016 г.
  5. Римко О.Д. Первое музыкальное путешествие. – Издательство: Белый город, 2014 г.
  6. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – Издательство Амрита, 2018 г.

Методическое оснащение образовательного процесса:

-  Музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.

 Музыкальный центр.

- СД и аудиозаписи; «Голоса природы», «Мастерская релаксации», «Танцевальные переменки», «Пальчиковая гимнастика под музыку», «Музыка народов мира», записи классической, танцевальной и зарубежной музыки. Куклы, игрушки.

- Нотные сборники попевок, потешек, детских песен, классической детской музыки, сборники «Ритмические упражнения под музыку», «Подвижные игры под музыку

- Детские книги со стихами со стихами и рассказами

- Иллюстрации по темам уроков: «Времена года», «Мир игрушки», «Мир животных», «Мир людей».

- Видеофильмы: «Народные инструменты», «Времена года»

- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:

  1. http://som.fio.ru – коллекция методических материалов
  2. http://lukoshko.net  - сказки, стихи, песни
  3. http://www.skazka.com.ru – коллекция сказок
  4. http://packpacku.com/ - раскраски, картинки из цифр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Учебный тренажёр и проверочный Тест по теме: «Имя существительное»

Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников....

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно-методическое пособие для уроков музыки

Учебно-методическое пособие для уроков музыки  по программе Г.П..Сергеевой и  Е.Д. Критской для 1-го  и 3-го класса. Разработаны контрольно-измерительные материалы для закрепления знани...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме ф...