Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Щербакова Марина Владимировна

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.

В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности, семья — это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmeste_s_semyoy.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вместе с семьёй»

(проектно-исследовательская деятельность)

Составили:

Ефременкова Ирина Александровна

учитель начальных классов, высшая категория

Щербакова Марина Владимировна

                             учитель начальных классов, высшая категория.

  1. Планируемые результаты семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы.
  2. Литература.


.

Программа курса проектно-исследовательской деятельности «Вместе с семьёй» составлена в соответствии с программой семейного воспитания и социализации младших школьников, реализуемая в ГБОУ СОШ №442 и является частью данной программы. Программма создана учителями начальных классов Щербаковой М.В и Ефременковой И.А

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года№761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.

В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности, семья — это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.    

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Ребята начальной школы отличаются открытостью восприятия окружающего мира и изучают его с любопытством первооткрывателя. А начинаем мы открывать мир, конечно же, с семьи и с семьей.

  Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации семейного воспитания и социализации обучающихся. Времени на сотрудничество детей и родителей в современных реалиях зачастую не хватает, родители, впрочем, как и бабушки, дедушки, часто заняты зарабатыванием денег, дети большую часть времени проводят в школе и данный вид внеурочной деятельности способствует также и сближению членов семьи для реализации проектной и исследовательской деятельности.

В данной программе рассматриваем сотрудничество с семьёй с точки зрения формирования семейных ценностей у детей начальной школы и через совместную исследовательскую, проектную деятельность развитие личности ребёнка. Проектная деятельность – особый вид деятельности, который позволяет реализовать компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Для чего нужны проекты?

Прежде всего, работа над проектами является способом формирования:

  • регулятивных,
  • познавательных,
  • личностных,
  • коммуникативных учебных умений.

Нормативно-правовой и документальной основой данной программы семейного воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция) и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное образование)

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации пространства семейного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, через проектную и исследовательскую деятельность, а также приложение, где представлены некоторые проекты, уже реализованные или реализуемые по данной программе и другие методические материалы.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Цель программы следующая:

путем сочетания различных методов и приемов проектной и исследовательской деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.

Задачи программы:

1.     Воспитание школьников с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. Воспитание интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям.

2.     Формирование у учащихся представлений о семье, семейных традициях, семейных ценностей, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях)

 3.Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности; формировать навыки сотрудничества; обучить способам сбора и первичной обработки информации; формировать умение составлять устный отчёт о работе над проектом; формировать умение планировать свою работу над проектом; формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Для решения поставленных задач школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства и кино;
  • традиционных российских религий;
  • периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
  • истории своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации программы курса могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

  • ценностное отношение к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институте семьи, о правах и обязанностях членов семьи;
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

В результате обучения, учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения теоретических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при отборе информации и для презентации результата.

Используемая литература

1.Л.Д.Столяренко Основы психологии: Практикум. Ростов н\Д: Феникс,2008

2.Н.В.Савельев Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения. Ростов н\Д: Феникс,2005

3.Сайт «Психологическая библиотека»

http://bookap.info/othosheniy/barkan_plohie_privychki_horoshih_detey_uchimsya_ponimat_svoego_rebenka_2004/bypage/295


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».

Данная работа демонстрирует  продукт  проектно - исследовательской деятельности третьеклассника,  способствуя развитию  метапредметных результатов, формируя первые исследовательски...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...