Дидактические игры для младших школьников как средство формирования связной речи
методическая разработка

Наумова Виктория Анатольевна
«Дидактические игры для младших
школьников как средство
формирования связной речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_opyta_raboty_1.zip472.11 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы «Дидактические игры для младших школьников как средство формирования связной речи» Наумова Виктория Анатольевна

Слайд 2

* Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Слайд 3

* Младший школьный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в младшем школьном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в этот период развития.

Слайд 4

* Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Эта проблема тесно связана с педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Слайд 5

* Использование дидактических игр при обучении связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Слайд 6

Проблема заключается в том, что уровень развития связной речи младших школьников не всегда соответствует норме речевого развития. Не в полном объеме используются эффективные средства развития связной речи в условиях начального образования, в частности, дидактические игры.

Слайд 7

Актуальность и проблема определили тему работы: «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего школьного возраста».

Слайд 8

Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Речь возникает лишь как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения ребенка со взрослым, которые встают перед детей на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекают из более широких жизненно важных для ребенка проблем, связанных с типом ведущей деятельности.

Слайд 9

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Необходимо подчеркнуть, что первая — межиндивидуальная функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи.

Слайд 10

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка

Слайд 11

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.

Слайд 12

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Слайд 13

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические , игры. В первом случае ведущая роль принадлежит учителю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Слайд 14

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов .

Слайд 15

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Слайд 16

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в-третьих - внимания.

Слайд 17

Игровые правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Слайд 18

Используя дидактическую игру в воспитательно -образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

Слайд 19

Диагностика уровня речевого развития начало учебного года. В начале и в конце учебного года мы проводим диагностику уровня речевого и коммуникативного развития учащихся, по разработанным заданиям и тестам. Баллы подсчитываем по трем уровням: I – высокий, II – средний (достаточный), III- ниже среднего. Результаты диагностического обследования дают общую характеристику речевого и коммуникативного развития детей и помогают наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком.

Слайд 20

Диагностическое обследование на начало 2021 - 2022 учебного года . По результатам диагностического обследования на начало учебного года у школьников преобладал недостаточный уровень речевого и коммуникативного развития. У 25% (6 детей) школьников низкий уровень развития речи, у 58,3% (14 человек) – средний уровень и у 16,7% (4 людей) – высокий уровень.

Слайд 21

Уровень развития Количество детей % Низкий 6 25% Средний 14 58,3% Высокий 4 16,7%

Слайд 22

Результаты диагностики на конец уч.года . В табл.2 представлены результаты исследования на конец учебного года. У 8,3% (2человека) дошкольников низкий уровень развития речи, у 50% (12 человек) – средний уровень и у 41,7% (10 детей) – высокий уровень.

Слайд 23

Уровень развития Количество детей % Низкий 2 8,3% Средний 12 50% Высокий 10 41,7%

Слайд 24

По результатам мы видим, что уровень речевого развития школьников повысился Сентябрь 2021 год Март 2022 год низкий средний высокий низкий средний высокий Речевое развитие школьников 25% 58,3% 16,7% 8,3% 50% 41,7%

Слайд 25

Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, с опорой на разнообразные дидактические игры и ознакомлении с произведениями художественной литературы. Благодаря такой работе к концу учебного года дети могут строить свое общение с учетом ситуации, ориентироваться на собеседника, поддерживать тему разговора, возникающую по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, отзываться на просьбу, могут подать реплику, возразить, пояснить, ясно и последовательно выражать свои мысли, адекватно использовать невербальные средства общения, умеют регулировать темп речи и силу голоса.

Слайд 26

Список дидактических игр: Игра «Назови одним словом» Цель игры: - развивать внимание, мышление, сообразительность; - формировать умения классифицировать предметы; - воспитать выдержку, чувство товарищества, интерес к игре; - расширять кругозор; - пополнить словарный запас.

Слайд 27

Дидактическая игра «Предлоги». Цель игры: - сформировать понятие пространственных значений предлогов, например: под, над, на, в, у, около, возле и т.д.; - сформировать представление о предлоге, как отдельном слове; - научить составлять предложения по картинке. Дидактическая игра « Ласковые слова ». Цель: учить образовывать « ласковые слова » (с уменьшительно- ласкательным суффиксом ) .

Слайд 28

Игра «Дом-домище» Цель: учить объяснять значение слов, давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными). Дидактическая игра «Противоположности». Игра расширяет словарный запас и кругозор ребенка. В процессе игры формируются логические умения и навыки, развиваются пространственные представления. Ребёнок учится находить противоположности в окружающем мире (свойства, действия, взаиморасположение), получает первое представление о словах-антонимах.

Слайд 29

Таким образом, система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

дидактические игры для младших школьников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в об...

Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива

Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива...

Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.

Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....

Пересказ как средство формирования связной речи

Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добива...

01. " Использование приёмов мнемотехники на уроках в начальных классах как средство формирования связной речи "

Данный материал описывает особенности использования приёмов мнемотехники в работе с учащимися начальных классов. Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание ...