Доклад
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Баертуева Эржена Эрдэмовна

Доклад на тему: «Современный урок  в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.УЛАН-УДЭ"

Доклад на тему:

«Современный урок  в начальной школе

в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила  Аюржанаева Э.Э.

учитель начальных классов

2017г.

Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным  процессом и давал для него материал
К.Д. Ушинский       

Что представляет собой  для  нас современный урок?

       Каждый учитель имеет  на этот счёт свое личное мнение. Я полностью разделяю точку зрения Сониной М.Н. на обоснован понятия  «СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК» которая утверждает:

 «Урок можно назвать современным, если он:

- рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель

- учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;

-учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать её

 - учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории;

 - учит ставить, задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление)

- учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;

-учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;

-готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов;

- стимулирует обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания».

     Современный урок -  это урок  мастерства учителя, общение с каждым ребенком  и со всеми вместе. По исследованиям психологов известно, что знания, не имеющие эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок закладывает основу для будущего ,это определенная атмосфера совместной деятельности.

 

 «Расскажи мне и я забуду,

 покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому и я пойму»,

- гласит древняя китайская мудрость.

    Психологи считают, что больше информации усваивается из практических действий и деятельности.
   В школе ребенок впервые начинает заниматься  общественно оцениваемой учебной деятельностью. Отношения учащегося с внешним миром строятся теперь в соответствии его новой социальной ролью - ролью ученика, школьника.
 
  Современные дети намного отличаются от тех, для которых создавалась существующая система образования. Во первых изменилась в корне социальная картина развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность;
- современные дети  мало читают, в частности классическую художественную литературу;
-  не сформировано произвольное поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
          В настоящее время перед учителем начальных классов стоят очень сложные задачи пересмотрения своего педагогического опыта, требуется найти ответ на вопрос : «Как обучать в новых условиях?»
    Введение федерального государственного стандарта начального общего образования  только повысило ответственность учителя начальных классов. В связи с этим очень важным и актуальным становится качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.      

       С учётом современных требований  школа является не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель выступает в роли личности  , которая обучает способам  деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
  Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.  
  Урок - главная составляющая  учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере происходит на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или  иной учебной дисциплине во многом зависит от уровня организации урока, методического содержания  и  его атмосферы.

      Для того чтобы достичь высокого уровня , необходимо создать урок  как произведение искусства со своим замыслом, завязкой и развязкой.

       Всё, что  происходит на уроке, вызывало бы у детей неподдельный интерес, настоящую увлеченность, развивало бы их творческие способности.
   Урок – представляет собой целостную систему. Составление любого урока начинается с осознания четкого определения его конечного результата - чего учитель в итоге хочет добиться; затем выбор средства – для достижении цели, далее нахождение способа действий.

    Цели современного урока должны отличаться конкретностью, чётко обозначенными дидактическими задачами. Такие уроки, способствуют целостному развитию личности и отвечают современным требованиям  образования.
                     
                           

 

  Модели современного урока: традиционная и инновационная .


      Традиционная модель содержит следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.

      Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, деятельностный подход.
     В современном образовательном процессе и инновационной педагогике продолжает иметь место традиционная педагогика.
    Современный урок  включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий , тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение.
                                 Характеристика современного урока.


  Содержание современного урока включает в себя  следующие компоненты: знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную  работу ученика, а не учителя,  практический,  деятельностный подход; использование  образовательных технологий .
      Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е. личностные результаты, межпредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной теме урока.
 Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе: личностные, познавательные, коммуникативные.

 
Личностные :
- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм (взаимопомощь, правдивость, ответственность);

- умение оценивать свои поступки (вина, совесть, стыд);

 -желание и умение видеть нравственную сторону  своих поступков;

-желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют получаемые

  знания.


Регулятивные:
- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;
-
целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
-
планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
-
контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
-
саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
-
коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
-
самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.


Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
-
умение с достаточной чётко и ясно выражать свои мысли;
-
умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.


Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.


                   

                         

                           Структура урока в начальных классах .


I этап. Организация класса (оргмомент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока.


Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

 
1.
Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум.

 Цель -  изучение и первичное закрепление новых знаний.


2.
Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

 Цель - выработка умений по применению знаний.


3.
Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Цель - выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.


4.
Урок обобщения и систематизация знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Цель -  обобщение единичных знаний в систему.


5.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет,  смотр знаний и т.д.

Цель -  определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


  Таким образом, подведём итог, что же присуще современному  уроку?
Цель – готовность к саморазвитию.

Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, соответствующий своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты скорректировать дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
     Раньше ребёнок являлся пассивным слушателем, теперь же он становится исследователем, взаимодействуя в паре или в группе со своими сверстниками.
    Учитель, его творческий подход, соответствующие профессиональные качества, его желание развивать способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно соблюдение новых требований ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса .
    Многое зависит от мотивации учителя и от его профессионального  компетентности. Человек, который не боится перемен, способный осознавать и воспринимать новое, может освоиться и работать в новых условиях за более короткие сроки.
   Я уверена, что учителя смогут реализовать новый стандарт, в основном за счет своего ответственного отношения к работе.
   Профессия учителя одна из самых главных  и сложных, ведь учитель не только даёт знания. Огромных душевных сил стоит разглядеть в каждом своём ученике «золотое зёрнышко» и помочь ему прорасти.

    Пусть каждый учитель получает отдачу  и благодарность от своих учеников!

    Пусть всегда будут силы и желание встречать детей с улыбкой!  

    Желаю крепкого здоровья, душевного спокойствия и педагогических успехов!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....