Арт-терапия
статья (3 класс)

Аткочюнене Екатерина Сергеевна

Целью статьи является раскрыть понятие арт-технология и показать её применение в педагогической деятельности. В статье говорится, что арт-технология – это совокупность методов и процессов в образовательном процессе, основанных на творческом подходе.  Творческий подход может быть реализован через разные направления исследуемой технологии. Описание таких направлений как изотерапия и сказкатерапия в статье разобрано более подробно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_atkochyunene_shk._573.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника средствами арт-технологии

Ключевые слова: творческий потенциал личности, арт-технология, изотеравия, музыкотерапия, здоровьесберегающая технология.

Аннотация.

Целью статьи является раскрыть понятие арт-технология и показать её применение в педагогической деятельности. В статье говорится, что арт-технология – это совокупность методов и процессов в образовательном процессе, основанных на творческом подходе.  Творческий подход может быть реализован через разные направления исследуемой технологии. Описание таких направлений как изотерапия и сказкатерапия в статье разобрано более подробно.

Development of the creative potential of the personality of a junior schoolchild by means of art technology

Key words: creative potential of the individual, art technology, isotherapy, music therapy, health-saving technology.

Annotation.

The purpose of the article is to reveal the concept of art technology and show its application in pedagogical activity. The article says that art technology is a set of methods and processes in the educational process based on a creative approach. Creativity can be realized through different directions of researched technology. The description of such areas as isotherapy and fairy tale therapy is analyzed in more detail in the article.

Концепция современного образовательного процесса нацеливает на применении системно-деятельностного подхода на уроках, который предполагает активную, разностороннюю и самостоятельную деятельность учащихся. В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» говорится о том, что «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации» в образовательных учреждениях  применяется инновационная деятельность. Она нацелена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий» [4]. На сегодняшний день насчитывается более ста технологий. Задача педагога выбрать актуальные, инновационные технологии в соответствии с возрастом учащихся и их психологических особенностей.  

Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». С этими словами сложно не согласиться, ведь потребности современного общества постоянно меняются, а вместе с ним меняются и технологии в образовании. Сейчас в мире требуются активные, многофункциональные личности с умением нестандартно мыслить. Одной из основных технологий, направленных на развитие этих качеств, является арт-технология. Младшие школьники находятся на этапе становления личности, поэтому для них эта технология является наиболее актуальной.

Раскрывая понятие «Арт-технология» важно отметить, что Арт (от англ.) – визуальное искусство, а технология (из словаря С.И.Ожегова) – это «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [3]. Можно сказать, что арт-технология – это совокупность методов и процессов в образовательном процессе, основанных на творческом подходе [1].

Работая с данной технологией, ставятся определённые задачи: эмоционально раскрепостить ребёнка, развить творческое воображение, формировать умение выражения эмоций.

Принято считать, что арт-технология основана исключительно на рисовании, но это не так. Разнообразие арт-технологий удивляет. В зависимости от вида художественно-творческой деятельности выделяют определённые направления арт-технологий: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, песочная терапия [2]. В арсенале каждого педагога найдётся применение данных видов технологий. Почему же они так популярны? Ведь данный вид технологий помогает расширить кругозор детей, их образное мышление, «прожить» изучаемый материал, позволяя выйти за рамки стандартных подходов.

В моей практике арт-технологии заняли прочную позицию. Важно отметить, что их применение возможно на любом уроке. Иногда, наложение нескольких видов арт-технологий усиливает творческую работу учащихся. Например, я заметила, что на уроках изобразительного искусства и технологии дети рисуя и одновременно слушая классическую музыку, сказку или рассказ, они становятся более увлечёнными в творческий процесс.

Хотелось бы остановиться на наиболее интересных арт-технологиях более подробно. Рассмотрим такие технологии как сказкатерапия и изотерапия.

Сказкатерапия позволяет воздействовать на восприятие ребёнка при помощи сказок. На младших школьников сказки оказывают очень высокое эмоциональное воздействие. Знакомясь со сказками, дети познают мир во всех его аспектах. Учащиеся узнаю о дружбе, любви, добре и зле, о трудностях на жизненном пути. Зачастую, ребёнок проецирует жизнь того или иного персонажа на себя, анализируя, как бы поступил он в сложившейся ситуации.

Этап изучения сказок является очень важным в жизни каждого ученика начальных классов. Применяя элементы данного вида арт-технологии можно создать совершенные разные условия. Со сказками можно и нужно активно работать. Их рисуют, инсценируют, показывают кукольные спектакли. Предлагаю пойти дальше и применить не стандартные подходы.

Дети очень любят сочинять сказки на свободную тему. Развивая эту тему, можно предложить детям инсценировать придуманную сказку. Очень важно дать им самостоятельно распределить роли. Данный приём очень сильно повышает детскую самооценку и учит договариваться со сверстниками.

Сказки можно переписывать. Начиная пересказ от героя сказки, можно дать ребёнку возможность изменить события по другому сценарию, который выберет сам учащийся. Так, ребёнок переосмысливает сюжет сказки и учится принимать самостоятельные решения.

При изотерапии воздействие на ребёнка происходит через рисунок. Рисование помогает учащемуся раскрыть творческие способности, развить мелкую моторику и снять эмоциональную зажатость. Очень важно обозначить, что в данном случае оценивается не красота и правильность, а творческий подход. Запрещается использование линеек. На уроках мы не критикуем друг друга, создавая тем самым ситуацию успеха, тем самым, повышая его самооценку. Часто в классе меняются выставки рисунков. Любой желающий может разметить свою работу на стенде, а может убрать её в портфолио.

На уроках изобразительного искусства я использую различные техники рисования: рисование пальцами, рисование пластилином, восковыми мелками и прочее. У младших школьников очень хорошо проходят уроки с комбинированными техниками. Например, при рисовании зимнего домика, мы добавляли объём при помощи ваты, или при рисовании рисунков с осенними деревьями, использовали размельчённые засушенные пожелтевшие листья.

Арт-технологии являются составляющими здоровьесберегающих технологий. На своих уроках я использую динамические паузы и физкультминутки активно-двигательного характера. Дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, танцевальные движения. Всё это помогает сохранить здоровье младших школьников и создать благоприятную атмосферу для продолжения учебного процесса.

Таким образом, арт-технологии являются уникальными для получения культурно-жизненного опыта. Благодаря им были достигнуты цели: повысилась самооценка детей, увеличилась духовно-нравственная культура, и улучшились качества знаний через творческие способности детей. Самое приятное, что уроки с применение арт-технологий приносят детям удовольствие. Данные технологии являются мощным стимулом в обучении и воспитании детей. Арт-технология является одной из тех технологий, которые повышают качество образовательного и воспитательного процесса в целом.  Не зря выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: « Дети должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Именно в такой мир и хочется погружать ребёнка, открывая в нём новые таланты.

Список литературы

  1.  Афанасьва А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии / А.Б. Афанасьва // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, ноябрь 2016 г.). – Ульяновск, 2016. – С. 94–98.
  2. Блинова Ю.Л. Мультимодальные арт-технологии как средство актуализации познавательной активности младших школьников / Ю.Л. Блинова // Мир науки. – 2017. – №6 (Т.5). – С.73.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598

Аткочюнене Екатерина Сергеевна

ГБОУ школа 573

Учитель начальных классов

89270221516

atkochyunene@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Арт-терапия в начальной школе"

Арт-терапия -здоровьесберегающая инновация...

Арт – терапия как средство педагогической поддержки учащихся

В статье рассказывается о значении и использовании в педагогической деятельности арт-терапии( от греч.art – искусство, от лат. terapia – лечение, забота, уход)  для педагогической поддержки и снятия ...

Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.

Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...

Игровая терапия

"Игра" и "терапия" - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой...

Арт-терапия в работе педагога-психолога

Песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети...

"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...

Рисуночная терапия в преодолении страхов.

Преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии....