Статья "Шесть шагов к ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе логопеда"
статья

Ирина Анатольевна Маркевич

Статья "Шесть шагов к ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе логопеда" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shest_shagov_uspeh.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Маркевич Ирина Анатольевна, логопед

                                                 МБОУ «Средняя школа №2» г. Десногорска

                                                       Успех должен быть доступен каждому.
                                                                          Если ребенку удается добиться успеха в школе,
                                                                 то у него есть все шансы на успех в жизни

Уильям Глассер

Шесть шагов к ситуации успеха в коррекционно-развивающей работе логопеда

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Начальная школа является продолжением развития детского самосознания в восприятии себя как успешного члена общества.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Коррекционно-развивающая работа с этой точки зрения является эффективным  направлением в формирование гармоничной успешной личности ребенка. Прежде всего, это отражается на результатах проведенной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений: звукопроизношения, фонетико-фонематического развития, общем речевом развитии детей. Именно в данном направлении работы можно как нельзя лучше заложить основы и предпосылки развития успешной личности, а чтобы ребенок с желанием занимался, нужно создать такую ситуацию, в которой ребенок будет себя чувствовать успешным, у которого все получается. Моя задача, как педагога, в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка. 

Потребность в ощущении себя успешным тесно связана с потребностью в принятии, одобрении. Осознавая себя как личность, ребенок постепенно начинает оценивать себя и других, неизбежно сравнивая успехи.

Создание ситуации успеха в общеобразовательной школе предполагает:

- добровольность включения ребенка в социально значимую деятельность;

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического
воздействия;

- учет актуальных и потенциальных интересов и потребностей учащихся, их индивидуальных вкусов;

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности.

Для создания ситуации успеха на логопедических занятиях следую следующим методам:

- дифференцированное обучение;

- коллективные формы обучение;

- сочетание проблемно-поисковых и творческих методов обучения;

- самостоятельный выбор задания;

 Ситуации успеха учеников в логопедическом процессе создаются постепенно, поэтапно. Выделяется шесть шагов, которые составляют модель деятельности учителя по созданию ситуаций успеха.

Первый шаг: осуществление психолого-педагогической диагностики школьников и написание на этом основании их педагогических портретов. Обязательным условием составления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.

Второй шаг: целеполагание и разработка программы индивидуализированной педагогической помощи школьнику в его развитии и социальной адаптации (реабилитации).

Третий шаг: выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности, к их личностному росту.

Четвертый шаг: моделирование ситуации успеха для каждого школьника.

Пятый шаг: создание ситуации успеха в учебном процессе.

Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результативности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.

А сейчас я хочу поделиться приёмами ситуаций успеха на своих логопедических занятиях:

Похвала. Внушить ребенку веру в себя, быть с ним на равных - в этом и есть залог успешного воспитания.

Эмоциональное поглаживание. Логопед с легкостью раздаёт комплименты. За каждое выполненное (даже не до конца) задание говорить «молодец», «умница», «я тобой горжусь».

Авансирование. Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о проверке его знаний. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать школьник (разгадать загадку и графически нарисовать ответ). Для тех, кто сомневается в себе, такая подготовка создаёт психологическую установку на успех.

Эврика. Суть этого педагогического приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя логопедическое задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя-логопеда поставить перед учеником новые, более серьёзные задачи, вдохновлять на их решение.

Ценность данного подхода состоит в том, что ребенок включается в коррекционно-логопедическую деятельность и процесс включения в работу. Порой неверный результат, но добытый собственным трудом более ценен, чем заимствованный у других.

Успех для младшего школьника понимаю как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому мы стремились, совпал с ожиданиями, надеждами - мы приходим к грамотной, разборчивой, выразительной речи. Но как сделать успешным то состояние, которое он испытывает "в процессе", на пути к хорошему результату. Если понятие «успех» принято понимать как результат, то под «ситуацией успеха» понимается сочетание условий, которые его обеспечивают. Как создать ситуацию успеха для школьника, речь которых нуждается в коррекции? Предложу некоторые моменты, помогающие это сделать:

- игровые и развивающие задания для детей подбираю такой степени сложности, чтобы они соответствовали возможностям. Иначе возникает либо состояние скуки, так как задания чрезмерно легки, либо состояние тревожности, так как сложность заданий превышает актуальный уровень развития способностей;

- искренне хвалю его за старание и небольшой, но результат;

- использую поощрение так, чтобы недостаток, который мы исправляем, - выглядел исправимым, а дело, которым я хочу его увлечь выполнимым;

- ребёнку должно быть интересно выполнять то, что от него требуется на данном этапе;

- в игровых заданиях, речевом материале принцип дидактики сочетаю с занимательностью, шуткой, юмором

- подбираю соответствующие по содержанию и настроению стихи, потешки, скороговорки.

Известно, что игры стимулируют все виды активности, самостоятельности, творчества. Приведу такой пример. На этапе закрепления поставленного звука в предложении провожу игры "Исправь ошибку". Предлагаю и вам найти и исправить ошибки взрослого. Если это занятие по коррекции письменной речи, предлагаю упражнения «Ты корректор», где необходимо исправить преднамеренно допущенные ошибки.

На этапе развития связной речи прошу исправить ошибки в поговорках:

  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

Не все дети одновременно усваивают материал занятий, правила игр, поэтому помогаю затрудняющимся в процессе игровой ситуации, но эта помощь должна быть по возможности скрытой от других. У всех должно создаваться впечатление равноценности их участия в игре. Ребёнку можно помочь, если упростить материал игры, сократить объём мыслительных операций, напомнить последовательность выполнения задания. Упрощение содержания работы позволяет им не чувствовать себя ущемлёнными, играть наравне с другими, не терять интереса.

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Технология синквейна, хорошо развивает речь и дает каждому обучающемуся высказаться по своему, поэтому ее использую. Получается каждый успешен, потому что у каждого свое видение предмета или явления.

Синквейн - пятистишие, создаваемое по определённым правилам, доступным младшим школьникам.

Правила составления синквейна:

Существительное, которое нужно осмыслить - тема.

Два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Три действия (глагола) , которые возможны с этим понятием.

Фраза из четырёх слов, передающее отношение к теме.

Слова, связанные с первым словом, отражающие сущность темы.

Работа по составлению синквейна.

Зима

Холодная, снежная.

Вьюжит, морозит, заметает.

Я люблю снежную зиму.

Снег, новый год, метель

На этапе коррекционной работы по развитию связной речи пользуюсь методом интеллектуальных карт. Интеллектуальная карта – это простой метод запоминания информации, то есть карта памяти. Составление карты заключается в следующем: в центре листа бумаги, расположенном горизонтально, пишется и выделяется главная тема (например «Зима»). Используя разноцветные ручки, выводятся из главной темы линии (ветви). Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо определённое ключевое слово, которое соответствует данной теме (например, признаки зимы, развлечения, месяцы). На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемой темы детали. Добавляются символы, иллюстрации. Важные идеи записываются более крупным шрифтом, подчеркиваются слова. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусировать на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Дает возможность каждому обучающемуся высказать свое видение данной темы.

Интеллектуально развитие ребёнка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет три важных фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты и желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Таким образом, ребёнок перестаёт быть объектом коррекционного воздействия и становится активным участником  взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.

Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т.е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для школьника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал.

Таким образом, одним из условий успешной адаптации учащихся в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей. Они испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашней успех в жизни! Если продолжить мысль, то можно сказать, что успех школьнику может создать учитель.

Список литературы:

1. Акименко В. М. Развивающие лексико-грамматические занятия. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? Для учителей, воспитателей и студентов. М.:"Просвещение", 1991.

3. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М., 2004.

4. 2. Казакова Е. И., Тряпицын А. П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.

5. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С. и др. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов. – СПб, 2006.

6. Романовский А. Г., Михайличенко В. Е. Философия достижения успеха: учебное пособие, 2003.

7. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Программно – методическое обеспечение коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса с фонетико – фонематическими нарушениями

Программно – методическое обеспечениекоррекционно – развивающей деятельностиучителя – логопеда с обучающимися 1-го классас фонетико – фонематическими нарушениями...

Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс

Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен  с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...

Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

В справке представлен  аналитический материал о результативности коррекционно -развивающей деятельности учителя-логопеда ОУ....

Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...

«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....

Обзор компьютерных обучающих и коррекционно-развивающих программ по логопедии

анализ существующих развивающих компьютерных программ для детей (в том числе для детей с нарушениями в развитии)....