«Речевая практика», 3 класс для обучающихся с ОВЗ
учебно-методическое пособие (3 класс)

Макаркина Юлия Владимировна

Учебно-методическое пособие предмета «Речевая практика» 3 класс для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_po_razvitiyu_rechi.docx46.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - методическое пособие

Рабочая программа

учебного предмета

 «Речевая практика»

для обучающихся 3-А  класса

(АООП ФГОС ОО с УО (ИН) – ЛУО)

                                                        

                                                                        

Санкт - Петербург

2021-2022 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся  3 А  класса  является приложением к  Адаптированной основной образовательной программе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – легкая умственная отсталость   (АООП ФГОС ОО с УО (ИН) – ЛУО).

Общая цель - развитие речевой коммуникации ученика с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности обучающегося  на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

В соответствии с АООП ФГОС с УО (ИН) – ЛУО определяются общие задачи предмета:

  • Расширение представлений об окружающей действительности.
  • Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
  • Развитие навыков связной устной речи.
  • Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях   общения.
  • Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
  • Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
  • Воспитание культуры речевого общения.

Содержание программы предмета «Речевая практика» разработано на основе методических пособий, созданных авторами Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы И.М. Бгажноковой, Санкт-Петербург филиал «Просвещение» 2011 г

Место предмета в учебном процессе

        Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из  2 часов в неделю).

Используемые технологии обучения

  • технологии развивающего обучения
  • игровые
  • уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
  • личностно – ориентированное обучение
  • информационно-коммуникационные
  • здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебного процесса

Формы обучения

  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок;
  • повторительно-обобщающий;
  • урок-игра;
  • урок-исследование.

Методы и приемы обучения

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • выборочная проверка;
  • взаимопроверка;
  • виды работ связанные с анализом текста, с его переработкой;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
  • материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • слушание
  • говорение
  • чтение
  • письмо

Формы текущего контроля знаний

Текущий контроль по речевой практике можно осуществлять как  в письменной, так и в устной форме. Устные работы для текущего контроля проводятся 1 раз в неделю в форме чтения или говорения. Тематический контроль по речевой практике в начальной школе проводится в устной речи.  Среди тематических проверочных работ занимают работы, с помощью которых проверятся как учащиеся умеет слушать, говорить, читать и писать.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

  • уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
  • расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
  • укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

Предметные результаты освоения АООП должны отражать:

Достаточный уровень:

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие  стихотворения после анализа;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
  • сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Минимальный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительно         произносить         чистоговорки,          короткие
  • стихотворения по образцу учителя;
  • участвовать в беседе;
  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тематическое планирование

раздела п\п

Темы уроков

Содержание раздела

Общение и его значение в жизни 10 часов.

1.

Снова в школу!

Мы собрались поиграть…

В библиотеке.

Сказки про Машу.

Отправляюсь в магазин.

Телефонный разговор.

Я – зритель.

Какая сегодня погода?

Снегурочка.

Весёлый праздник.

Учимся понимать животных.

Узнай меня!

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.                  Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Аудирование и понимание речи – 8 часов.

2.

Снова в школу!

Мы собрались поиграть…

В библиотеке.

Сказки про Машу.

Отправляюсь в магазин.

Телефонный разговор.

Я – зритель.

Какая сегодня погода?

Снегурочка.

Весёлый праздник.

Учимся понимать животных.

Узнай меня!

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи- 13 часов.

3.

Снова в школу!

Мы собрались поиграть…

В библиотеке.

Сказки про Машу.

Отправляюсь в магазин.

Телефонный разговор.

Я – зритель.

Какая сегодня погода?

Снегурочка.

Весёлый праздник.

Учимся понимать животных.

Узнай меня!

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания- 12 часов.

4.

Снова в школу!

Мы собрались поиграть…

В библиотеке.

Сказки про Машу.

Отправляюсь в магазин.

Телефонный разговор.

Я – зритель.

Какая сегодня погода?

Снегурочка.

Весёлый праздник.

Учимся понимать животных.

Узнай меня!

Базовые формулы речевого общения.

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Примерная тематика речевых ситуаций – 13часов.

5.

Снова в школу!

Мы собрались поиграть…

В библиотеке.

Сказки про Машу.

Отправляюсь в магазин.

Телефонный разговор.

Я – зритель.

Какая сегодня погода?

Снегурочка.

Весёлый праздник.

Учимся понимать животных.

Узнай меня!

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Культура общения -12 часов.

6.

Снова в школу!

Мы собрались поиграть…

В библиотеке.

Сказки про Машу.

Отправляюсь в магазин.

Телефонный разговор.

Я – зритель.

Какая сегодня погода?

Снегурочка.

Весёлый праздник.

Учимся понимать животных.

Узнай меня!

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. С.В. Комарова. Учебник «Речевая практика» 3 класс, Москва «Просвещение» 2018г.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

  1. Сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Речевая практика  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для умственно отсталых обучающихся с НОДА.

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Речевая практика» для  умственно отсталых обучающихся с НОДА.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» ...