Конспект урока
план-конспект урока (2 класс)

Джигунова Зулета Рашидовна

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса с нарушениями зрения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkr_uroka.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 2-й класс, УМК "Школа России"

Джигунова Зулета Рашидовна учитель начальных классов

Тип урока: Урок – открытие нового знания.

Цели урока:

1.формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши; ча-ща; чу-щу; развивать орфографическую зоркость;

2.уточнение представлений уч-ся о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых;

3. ознакомление учащихся с особенностями написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

4. развитие умения правильно писать эти сочетания;

5.развитие познавательной активности детей, речи учащихся;

наблюдательности, внимания, мышления, умения работать с книгой;

6. воспитание бережного отношения к природе.

Образовательные ресурсы: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, авторская презентация по теме урока, интернет-ресурс.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  записи на доске, предметные картинки, толковый словарь, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, транспорт (игрушечные машинки, спец. машинки), «грибок» - для игры, сигнальные карточки.

Ход урока.

I. Организация класса.

-Ребята, все хорошее в жизни начинается с улыбки. Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свою улыбку!

- Я вам желаю удачи и вы мне пожелайте удачи!

II. Проверка домашнего задания.

- Дети по цепочке читают слова, выделяя орфограммы.

(Д/з. упр.) Прочитайте, выделите сочетания ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

- Повторите правило!

(Сочетания  ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака).

III. Актуализация знаний.

1. Фонетическая минутка

- Ребята, давайте с вами проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.                          Слайд 1

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

Ча – ча – ча - вы ждали нашего врача?

Ща – ща – ща – в пруду поймали мы леща.

Чу – чу – чу – посадили алычу.

Щу – щу – щу – зонтик я себе ищу.

2.Минутка чистописания.

- Давайте сначала мы проведем  пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик -  маленький.                                    Слайд 2

Этот пальчик -  слабенький.

Этот пальчик -  длинненький.

Этот пальчик сильненький.

Этот пальчик -  толстячок.

Ну, а вместе - кулачок.

- Пишем число, классная работа и чистописание.

      жи  ши   ча   ща                                                         Слайд 3

2. Словарная работа.

Загадка.

Пьет бензин как молоко

Может бегать далеко

Носит обувь из резины,

А зовут ее:  (машина).                                              Слайд 4

Словарь: машина (поставить ударение, выделить безуд гл., разделить на слоги, выделить орфограмму).

- Установить значение слова. ( Толковый словарь).

-Как вы понимаете значение этого слова? ( Транспорт).

- Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, наземный, водный, подводный, подземный).

- Какие машины бывают? (Грузовые, легковые, специальные,  автобусы, гоночные машины). (Заранее подготовила разные виды транспорта. Дать детям потрогать.)

- Составьте предложение со словом  машина.

  Машина  поехала по лесной дороге.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Подчеркните все орфограммы.

- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

- Это распространенное предложение или нераспространенное?

- Что такое распространенное (нераспространенное) предложение.

- Подберите  однокоренные слова  к словарному слову машина             

- Что такое корень слова?

(Корень слова - это самая главная часть слова, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов).

Машина, машинка, машинный, машинист.

- Выделите корень слова.

IY.Самоопределение к деятельности.

- Ребята, мы с вами знаем, что не все буквы дружат между собой.

- Вспомните и соедините эти буквы в «пары дружбы», то есть кто с кем дружит.

Ж               ы

                  и

Ш              у

Ч                ю

                   я  

Щ               а

-Определите тему сегодняшнего урока.            Слайд 5                                                                                                                                                                                    

Тема урока:«Правописание сочетаний   жи-ши, ча-ща, чу-щу».

- С этой темой  первый раз мы познакомились еще в 1 классе. С каждым годом будем приумножать наши знания по этой теме.

- Сегодня будем учиться правильно писать эти сочетания и учить важные правила русского языка.

- Знать и помнить их необходимо, чтобы грамотно писать.

Y. Работа по теме.

-Но вначале давайте вспомним характеристики некоторых звуков русского языка.

[ж] - согл., зв. парн., тверд.,шип.(На письме обозначается буквой жэ).

[ш] - согл., глух. парн., тверд., шипящ. (На письме обозначается буквой ша).

- А теперь, послушаем загадки.

1. С горки я лечу стрелой,

Резвы кони подо мной.

Две полоски на снегу

Оставляют на бегу…            (лыжи)                       Слайд 6

2. На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем, как надевать

Стал насос их надувать.         (шины)

-_Когда мы произносим слово лыжи – в сочетании жи мы слышим звук  [ы].

-  Когда мы произносим слово шины, в сочетании ши – мы слышим звук [ы].

- Но есть правило!

Жи и ши такие слоги,

Что к ребятам очень строги

Жи и ши, ши и жи

С буквой и  всегда пиши.

- Поэтому, когда будем писать слово лыжи, сочетание жи напишем с буквой и.

- А, когда будем писать слово шины, сочетание ши  напишем с буквой и.

-Еще дадим характеристику некоторых звуков русского языка.

[ч] - согл., глух. непарн., мягк., шипящ. ( На письме обозначается буквой че).

[щ]- согл., глух. непарн., мягк., шипящ. ( На письме обозначается буквой ща).

- Ребята, а кто знает значение слова «чаща»? ( Густой, дремучий лес).

- Это слово интересно тем, что  в нем сразу два сочетания, написание которых нам нужно запомнить.

Правило!

Сочетанье ча и ща

С буквой а пиши всегда.

- Поэтому,  сочетание ча и ща, мы напишем с буквой а.

-Из уроков окружающего мира, мы знаем, что щука - это хищная, речная рыба.

- А, про того человека, которое этого не знает, мы скажем - чудак.

Есть правило!

В наши слоги чу и щу

Всегда вставляйте букву у.

-Ребята, вы должны запомнить эти правила на всю жизнь, чтобы грамотно писать!

YI.Физминутка.«Бабочка».(аудиозапись)  Слайд 7

YII. Продолжение работы по теме.                        

1.Работа с учебником.

- Открыли учебники, прочитайте в рамке правило.

Упражнение 16 на стр. 16. Разобрать упражнение устно!

2.Выборочный диктант.

Лыжная прогулка.

Выпал пушистый снег. Сегодня чудесный день. Малыши взяли лыжи.  Они спешат в рощу. За ними бежит пес Рыжик. Хорошо скользят  лыжи по мягкому снегу! Радостно кричат ребята.

(Пушистый, чудесный, малыши, лыжи, рощу, бежит, Рыжик, кричат).

Выписать из текста только слова с  сочетаниями жи- ши, ча-ща,

Задание 3. (Устно!)                                               Слайд 8

-Замените выделенное слово синонимом с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

- Вспомним! Что такое синонимы?

(Синонимы – это близкие по значению слова.)

Ароматный чай -     д_____________ чай,

просторные улицы -    ш_____________ улицы,

толстый кот -     ж____________ кот,

мохнатые ели -    п_____________ ели?

огромные лужи -   б ___________ лужи,

красивые цветы -  ч___________цветы,

прекрасный малыш -   заме____ый малыш.

Задание 4.

Работа по карточкам.

(Один работает у доски, остальные по карточкам. Задания разноуровневые.)

Задание5.

1.Игра «Покажите карточку с буквой - орфограммой».

(Сигнальные карточки).

Пружина, чулки, камыши, чумазый, перчатки, жираф, пушистый, щавель, щурка.                                    Слайд 9

- Кто знает значение слова щурка?  (Это маленькая, красивая  певчая  птица. Перья  выкрашены в красный, зеленый, желтый, синий цвета).

- Ребята, какое сейчас время года?

- Как мы должны помогать зимующим птицам зимой?

(Мастерить скворечники, кормушки и  подкармливать птиц).

- Ребята, давайте еще раз закрепим сегодняшнюю тему замечательным стихотворением.

2.Стихотворение « Чижи…»

YIII. Рефлексия.

Работа в паре (группе).

  1. Игра «Грибок».  Составить из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

(Снежинка, туча, груши, стучу, прощу, щавель, живет, мыши, лыжи, чаща, смешинка, щука, дача, плачу, встреча, наши, грущу, машина…)

IX. Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- Над какой темой работали? Повторите правила!

- Кто испытывал трудности на уроке?

- Ребята, вы молодцы! Я вам благодарна за ваше трудолюбие, старание, стремление к знаниям.

- Не беда, что у кого-то из вас не все получилось. Ведь не зря говорится в пословице:  «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».

- Выставить оценки.

X.  Домашнее задание.  Стр. 16 упр.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...