Конспект урока ОРКСЭ "Заповеди"
план-конспект урока (4 класс)

Кожинова Елена Васильевна

Основы религиозных культур    и светской этики   модуль: Основы православной культуры  .  Урок в 4 классе      «Заповеди»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Основы религиозных культур                    и светской этики                                                       модуль: Основы православной культуры                                              Урок в 4 классе                                   «Заповеди»

                           

Учитель начальных классов

Кожинова Елена Васильевна

Санкт- Петербург

2020г

Тема: Заповеди

ЦЕЛЬ:

Осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная: воспитать толерантность, уважение и чуткое отношение друг к другу.

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием «заповеди», предоставить возможность определить своё ценностное отношение к миру, к окружающим людям, самому себе.

Развивающая: развивать умение работать в группах, коммуникативную компетенцию учащихся.

УУД:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отличат неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; выделять главное в тексте, отделять от второстепенного;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других;

Уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог .

Личностные: объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; вырабатывать правила  поведения

Оборудование: учебник «Основы православной культуры»», автор А.В. Кураев; понятие «заповедь» из толкового словаря, тексты заповедей, карточки «Работа в парах»; мультимедийный проектор, ноутбук.

Подготовительная работа: электронная презентация

Тип урока: урок открытия нового знания.

План урока

  1. Организационный момент.

Учитель:  Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

-Я вижу, что у всех вас хорошее настроение, хочу пожелать вам успехов!

II.    1.  Актуализация знаний.  (слайд 1)

Учитель:  В нашем мире испокон веков противостоят друг другу добро и зло. Давайте с вами определим….

 Продолжите мою фразу:

-Человек поступает плохо, если…                - Человек поступает хорошо, если…

        - обманывает                                        - не врет

        - ворует                                                - не берет чужое

        - не уважает старших                                - уважает старших

        - убивает                                                - уверен, что убивать нельзя

        - завидует                                                - не завидует другим

и т.д.

2. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.

Учитель:  Ребята, вам нравиться учиться в школе?

 Кто управляет школой?

Ответы детей

Учитель:  Давайте поможем директору, придумайте 5 заповедей школьной жизни.

Почему у вас не получается выполнить это задание?

Ответы детей

Учитель:  Какое слово вам непонятно? (понятно ли вам значение слова заповеди? А что такое заповеди?)

Ответы детей

Учитель: Как вы думаете, есть ли связь между словами «заповедь», «заповедный», «Заповедник»? почитайте понятия на листочках. Объясните свое мнение. (приложение 1) (слайд 2)

Ответы детей: Это то, что помогает людям в повседневной жизни не совершать плохих поступков.

Учитель:  Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Ответы детей: Тему нашего урока: «Заповеди ».

Учитель:  Какую цель ты поставил для себя на уроке? А ты?

Ответы детей:

Учитель:  Цель урока: продолжите мою фразу: узнать, что такое заповеди, какие заповеди даны людям.  (слайд 3)

3.  Изучение нового материала.

Учитель:   (слайд 4) Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди.  Бог сам начертал заповеди на  каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его…

Просмотр фрагмента из кинофильма «Сотворение мира». 

Учитель:   Мы увидели, как люди получили от Бога закон через пророка Моисея. Как вы считаете, а зачем нужен закон? (слайд 5)

Ответы детей: Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.

Учитель:     Как могут быть полезны христианские заповеди в наше время современному человеку? (слайд 6)

 В конце урока мы должны будем найти ответ на этот вопрос.

Физкультминутка(слайд 7)

Учитель: Проведём физкультминутку.

Упражнение  называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

        4. Самостоятельная работа в группах. (Маркировка текста) приложение 2

Учитель:   Давайте подробнее познакомимся с заповедями. Прочитайте текст, в чем смысл этой заповеди? Какое предложение главное в тексте? Выделите маркером. На эту работу я даю вам 4 минуты.

Почитай отца твоего и матерь твою. (слайд 8)

       Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения («почитания»)?

       Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание - это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.

Не убивай. (слайд 9)

       Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.    

Не прелюбодействуй. (слайд 10)

      То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

Не кради. (слайд 11)

         Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.

Не лги. (слайд 12)

       Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи.

       Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: « нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

  Не завидуй. (слайд 13)

      Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая машина – но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя.

Учитель:   Ребята слушайте друг друга внимательно. От вашего внимания будет зависеть результат следующего задания.

Как называется заповедь?

В чем смысл этой заповеди? Какое предложение главное в тексте?

  1. Самостоятельная работа в парах.

Учитель:   Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 14) Вы со всем согласны? Если вы не согласны найдите мои ошибки исправьте их на своих карточках. Приложение 3

   Соотнеси пословицу и заповедь.

                                                 

Взаимопроверка:  поменяйтесь друг с другом карточкой, проверьте друг друга по ключу. (слайд 15) Правильный ответ отметьте слева знаком +.

Работа с ситуацией:

Учитель:   Когда-то на землю упала звезда, тогда на нашей планете появился Звездный мальчик. Долгие годы мать искала его…. Фильм 4 мин.

Какую заповедь нарушил главный герой сказки Оскара Уальда?

Ответы детей:  Почитай отца твоего и матерь твою.

А как вы думаете, чем могла обернуться эта ситуация для него?

Ответы детей: Он остался один.

Учитель:   Но судьба дала ему шанс исправить ошибки.

Ребята для вас сегодня эта заповедь самая главная.

- Как могут быть полезны христианские заповеди в наше время современному человеку? (Слайд 16)

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:   Не только в сказках зло наказывается, а добро побеждает. И в нашей с вами жизни, сделанное кому-то зло всегда возвращается бумерангом, доброе дело не забывается. Творите добро, не забывайте про заповеди.

Какова была цель нашего урока?

Ответы детей: Узнать, что такое заповеди, (слайд 17)

Учитель:   Какие заповеди даны людям. Перечислите заповеди.

Ответы детей

Учитель:   Ты добился цели, которую ставил в начале урока?

 Продолжите фразу: я не ожидал что…

 Меня удовлетворило…

Домашнее задание: Ребята, напишите пять заповедей школьной жизни. (слайд 18)

Учитель: Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...