рабочая программа Чистописание
рабочая программа

рабочая программа Чистописание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chistopisanie_2.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Рабочая программа

по предмету: «Грамматика и чистописание»

предметная область: «Язык и речевая практика»

2-4 класс

вариант 1

срок освоения программы 3 года

Разработала  :

Шарипкулова Д.Р.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание учебного предмета

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Тематическое планирование  с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГРАММАТИКА И ЧИСТОПИСАНИЕ»

Работа по формированию каллиграфических навыков продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Программа каждого класса начинается с повторения изученных букв и элементов. Причём повторение предполагает постепенное расширение и углубление знаний. Неоднократное возвращение к написанию букв и соединений, включение их в новые конструкции  позволяет более осознанно и прочно овладеть материалом.

Задачи по чистописанию во 2 классе были тесным образом связаны с формированием начальных графических навыков, правильной постановки руки, пространственной ориентировке на листе бумаги. Обучающиеся 3-4 классов уже владеют графическими навыками, поэтому основной целью является предупреждение и исправление графических ошибок, коррекция зрительных и пространственных представлений, которая проявляется в заменах и искажениях графического образа буквы.

В связи с этим программа построена в следующих направлениях.

  1. Развитие графических навыков, закрепление написания букв, соединений, исправление ошибок.
  2. Развитие и коррекция высших психических функций, участвующих в процессе письма.
  3. Развитие коммуникативных навыков, речи, повышение орфографической грамотности.

Процесс обучения чистописанию в 2-4 классах характеризуется тем, что возрастает темп урока, объём графической и словарной работы, усложняется алгоритм написания слов. Поэтому необходимо приучать к постепенному ускорению темпа письма, развивая уверенность руки.

В 2-4 классах продолжается работа по развитию мелкой моторики. Включается в урок пальчиковая гимнастика, массаж, штриховки, рисование бордюров и др.

 Совершенствование графических умений формируется через анализ написания буквы (элементов букв), правильное соединение букв, соблюдение одинакового наклона.  При смене разлиновки тетради в 3 классе становится актуальным соблюдение высоты, пропорций строчных и заглавных букв.

        Развитие и коррекция высших психических функций проводится на каждом уроке. Развитие тактильных ощущений:  узнавание какую букву «написали» в воздухе, узнавание  буквы на ощупь и др. Развитие зрительных и пространственных представлений: воспроизведение последовательного узора из букв и элементов; нахождение буквы (элемента) среди других; сравнение буквы, написанной разным шрифтом; нахождение буквы в неправильном положении и т.д. Развитие слухового восприятия: проговаривание слоговых цепочек в чистоговорках, подбор слов на заданный звук, определение места звука в слове, обозначение звука буквой.  Развитие памяти и внимания: нахождение сходства и отличий в изображениях, запоминание последовательностей, письмо по памяти и др.

        Развитие  коммуникативных навыков, речи, проводится во время словарной работы: подбор словарных слов на заданную букву, орфограмму. Составление предложений с данным словом. Запись пословиц и поговорок. Объяснение скрытого смысла пословиц, работа над фразеологизмами.

        Орфографическая грамотность и каллиграфические навыки тесно взаимосвязаны. Работа над совершенствованием почерка учащихся в начальной школе очень важна. Прежде, чем написать букву, как её соединить с другими буквами, ученик должен знать, какую именно букву выбрать. Чем меньше времени будет затрачено на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связанности письма. И, наоборот, чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГРАММАТИКА И ЧИСТОПИСАНИЕ»

Результаты освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения обучения.

Обучающийсядостигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. Освоение  адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) обеспечит достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современногообразования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП отражают:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результатыосвоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету«Грамматика и чистописание»,  готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • правильно, аккуратно, разборчиво писать; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
  • уметь пользоваться словарём, находить слова в алфавитном порядке;
  • владеть пунктуационными навыками постановки в конце точки, вопросительного и восклицательного знаков;
  • списывать с рукописного и печатного текстов целыми словами;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением .

  • правильно, аккуратно, разборчиво, красиво писать с дальнейшим ускорением темпа письма; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • знать алфавит, расположение слов в словаре в алфавитном порядке;
  • правильно употреблять новые слова, обороты в различных контекстах, связанных со знакомой ситуацией;
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку текст (30-35 слов), включающий изученные орфограммы.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

В соответствии с рекомендациями ФГОС, в вариативную часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости включен предмет «Грамматика и  чистописание».  Данная программа предусмотрена для развития письменной речи обучающихся, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении учебного предмета «Русский язык».

2 класс

Тема урока

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Кол-во часов

Контрольная работа

1

Различение строчных гласных букв, схожих по написанию.

Игра «День солидарности в борьбе с терроризмом»

https://infourok.ru/

7

2

Различение строчных согласных, схожих по написанию.

Конкурс рисунков «День матери в России»

https://nsportal.ru/

10

3

Различение написания заглавных букв.

Беседа «Беседа «Международный день родного языка»»

https://pedsovet.su/

14

4

Закрепление изученных букв и соединений.

Викторина «Международный день семьи»

https://www.prodlenka.org/

2

1

3 класс

Тема урока

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Кол-во часов

Контрольная работа

1

Основы чистописания.

Международный день пожилых людей

https://infourok.ru/

10

2

Письмо  букв и соединений.

Конкурс рисунков «День матери в России».

https://nsportal.ru/

8

3

Письмо  слогов и соединений.

Читаем любимые сказки «Всемирный день чтения вслух».  

https://pedsovet.su/

12

4

Закрепление изученных букв и соединений.

Посещение общешкольной библиотеки «Общероссийский день библиотек»

https://www.prodlenka.org/

3

1

4 класс

Тема урока

Модуль программы воспитания «Школьный урок»

Возможные электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Кол-во часов

Контрольная работа

1

Письмо букв, схожих по написанию:

Игра «Международный день мира».

https://infourok.ru/

13

2

Письмо  букв и соединений в словарных словах.

Беседа «Всемирный день ребёнка».

https://nsportal.ru/

8

3

Различение букв, обозначающие сходные звуки.

Акция готовим угощение «Масленичная неделя».

https://pedsovet.su/

6

4

Закрепление изученных букв и соединений. Работа над словом и предложением.

Беседа «День славянской письменности и культуры».

https://www.prodlenka.org/

6

1

«Рассмотрено»

на заседании ШМО___________________________

Руководитель МО__________ /ФИО./

«___»_________2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

  ____________   / Богданова Л.В./ «___»___________2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чистописание"

Программа разработана для первого этапа общего курса непрерывной подготовки к изучению русского языка в УМК "Школа России". Данный курс обеспечивает дополнительную тренировку в написании эле...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧИСТОПИСАНИЮ 3 – 4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности по чистописанию ориентирована на учащихся 3–4 классов и разработана на основе следующих документов:Федеральный государственный образовательный станда...