Учащиеся с ОВЗ: алгоритм работы педагога начальной школы
консультация

Якубова Любовь Юрьевна

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Что же предпринять в первую очередь, если в новом учебном году в вашем классе оказался ребенок с ОВЗ? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учащиеся с ОВЗ: алгоритм работы педагога начальной школы

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Что же предпринять в первую очередь, если в новом учебном году в вашем классе оказался ребенок с ОВЗ? Ниже представлен алгоритм работы. Он состоит из четырех блоков:

1. Получение информации о ребенке из:

  • личного дела;
  • заключения РПМПк, ПМПк;
  • медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра);
  • индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  • диагностики специалистов образовательного учреждения.

2. Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.

  • организация режима дня;
  • время и место проведения занятий;
  • подбор наглядно-развивающего материала.

3. Содержание коррекционной работы.

1) Социальное развитие.

  • Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
  • Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
  • Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств
  • коммуникации со взрослым;
  • Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств
  • коммуникации со сверстником;
  • Наблюдение, заключение специалистов.

2) Физическое развитие.

Совершенствование имеющихся двигательных функций;

  • Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие зрительно-двигательной координации.

3) Познавательное развитие.

  • Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;
  • Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
  • Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
  • Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;
  • Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.

4) Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.

  • Формирование предметных действий;
  • Формирование сюжетной игры;
  • Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.

5) Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.

  • Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно-технических умений;
  • Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
  • Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков

4. Работа с родителями.

Алгоритм действий учителя при инклюзивном обучении

1. Изучение документации: личное дело, медицинская карта.

2. Знакомство с семьей с целью выяснения особых потребностей ребенка с ОВЗ и

установления доверительных отношений.

3. Установление связей со специалистами школы (врач, логопед, психолог, учителя-предметники) для выработки плана работы с ребенком с ОВЗ.

4. Изучение программ и методик, другой литературы, необходимой для обучения ребенка

с ОВЗ.

5. Педагогическая диагностика.

6. Корректировка учебных планов с учетом обучения ребенка с ОВЗ.

7. Установление взаимодействия с педагогическим сообществом Республики с целью

получения консультации, советов, прохождения курсов повышения квалификации и т.д.

8. Установление связей с общественными, родительскими и педагогическими

сообществами через интернет.

9. Создание условий для обучения ребенка с ОВЗ совместно с администрацией школы (на

основании всех полученных сведений).

10. Совместно с психологом проводится работа с детским и родительским коллективом

класса по созданию комфортных условий.

11. Мониторинг и корректировка плана работы (малый и педсовет или консилиум).

12. Постоянная связь с родителями

Рекомендации по развитию познавательной сферы

Упражнения на развитие восприятия.

  • Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
  • Выкладывание из палочек фигур;
  • Дорисуй вторую половинку;
  • Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
  • Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых присутствуют лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
  • Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача – найти все, что изображено на картинке.
  • Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
  • Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача – сосчитать все геометрические фигуры.
  • Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
  • Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.

Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее.

Рекомендации по развитию познавательной сферы

Упражнения на развитие восприятия.

  • Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
  • Выкладывание из палочек фигур;
  • Дорисуй вторую половинку;
  • Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
  • Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
  • Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача – найти все, что изображено на картинке.
  • Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
  • Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача –сосчитать все геометрические фигуры.
  • Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
  • Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.

Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее

Упражнения на развитие внимания

  • Лабиринты;
  • Графические диктанты (можно выполнять в двух вариантах: предлагается образец геометрического рисунка, необходимо повторить его в тетради в клетку; педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений);
  • Что изменилось (две одинаковые картинки с некоторыми различиями);
  • Запутанные линии;
  • Найди ошибки (в тексте, в картинке, в арифметических действиях);
  • Корректурные пробы. Может быть два варианта:

Графический – бланк с различными фигурами, просматривая каждую строчку слева направо нужно вычеркивать заданную фигуру;

Буквенный – проводится в нескольких вариантах:

  • Вычеркивать заданную букву;
  • Одну букву вычеркивать, другую подчеркивать;
  • В каждой строчке вычеркивать ту букву, которая стоит первой;

  • Таблицы Шульте – таблица 5*5, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, необходимо как можно быстрее найти все числа в порядке возрастания, и, наоборот, – в порядке убывания;
  • Кодировки (графический, числовой буквенный варианты). Каждой фигуре (цифре, букве) соответствует свой символ, необходимо «закодировать» в соответствии с образцом.

Упражнения на развитие памяти

  • 10 слов. Педагог в начале урока зачитывает 10 слов, ученики записывают то, что запомнили, можно повторить в середине урока и в конце, не зачитывая слова.
  • Пары слов. Педагог зачитывает пары связанных между собой слов (курица-яйцо, столстул и т.д.), далее называет только первое, ученикам необходимо вспомнить второе слово. Далее можно использовать не связанные между собой слова.
  • Снежный ком. Необходимо называть по очереди слова по определенной тематике (профессии, игры и т.д.), задача – назвать как можно больше.
  • Пуговицы. Необходим квадрат (3*3, 4*4, 5*5, в зависимости от уровня развития), в котором будут выкладываться пуговицы. Далее педагог убирает пуговицы, задача ребенка – вспомнить и воспроизвести расположение пуговиц в квадрате. Начинать следует с небольшого количества пуговиц 2-3, постепенно увеличивая их количество.
  • Не собьюсь. Задача учеников – по очереди считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел необходимо хлопнуть в ладоши
  • Что изменилось. Ребенку предлагаются две одинаковые картинки, с некоторыми отличиями, задача – найти все отличия. Далее можно сначала дать первую картинку, потом вторую.
  • Запомни и нарисуй. Ребенку предъявляется рисунок, состоящий из геометрических фигур, далее убирается. Задача – воспроизвести рисунок.
  •  Пиктограммы. В начале урока педагог зачитывает слова (или словосочетания), задача – к каждому слову нарисовать картинку. В конце урока ученики должны вспомнить слова к каждому рисунку.

Упражнения на развитие мышления

  • Назови одним словом. Предъявляются картинки, которые можно объединить в группы: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель, транспорт, животные и т.д.; для тех, кто умеет читать, используем текстовый вариант;
  • Четвертый лишний. Четыре картинки, три из которых можно объединить в группу, и одна, которая не входит в эту группу; для тех, кто читает, используем текстовый вариант;
  • Каким бывает? (транспорт, одежда, профессии и т.д.)
  • Продолжи ряд. Предъявляется ряд фигур, которые чередуются в определенном порядке, необходимо продолжить ряд, не нарушая заданную закономерность, далее используем числовой ряд, в котором числа изменяются в соответствии с определенной закономерностью (четные в порядке возрастания; числа, делящиеся на два в порядке возрастания, к каждому последующему числу прибавляется 3 (вычитается 2) и т.д.)
  • Пропущенное звено: разновидность предыдущего задания, предъявляется ряд, с определенной закономерностью, в котором пропущен один элемент, необходимо его найти. Так же может использоваться в графическом или цифровом варианте.
  • Составь предложение – предъявляется 2 (3, 4, 5) слова, не связанных между собой, необходимо составить предложение, используя все заданные слова.
  • Аналогии. Задается пример в виде пары слов (пр: учитель-учить), необходимо составить вторую пару по аналогии, выбрав подходящее слово (пр: врач – больной, градусник, лечить, больница);
  • Анаграммы, ребусы, загадки;
  • Зашифрованное слово.

Профилактика дисграфии и дислексии.

  • Назвать предметы по их контурам.
  • Назвать недорисованные предметы.
  • Назвать перечёркнутые изображения.
  • Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предлагаются изображения зайца, цыплёнка и курицы.
  • Распределить изображения предметов по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине (например: чашка, ведро, кастрюля).
  • Подбор картинок к определённому цветовому фону. Детям предлагаются фоны «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа, цыплёнка, репы, дыни, мака, помидора, клубники. Даётся задание: положить картинку на свою «лужайку».
  • Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты. На каждой из карт — геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Учитель показывает детям картинки с изображением различных предметов, а они определяют, на что похож по форме соответствующий предмет. Затем изображение предмета кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.
  • Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное изображение.
  • Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
  • Дорисовывание симметричных изображений.
  • Составление разрезанных на части картинок.
  • Конструирование фигур из спичек, палочек.
  • Анализ нелепых картинок.
  • Нахождение определённой фигуры среди других.
  • Найти определённую букву среди ряда других букв.
  • Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.
  • Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
  • Определить букву в неправильном положении.
  • Дописать букву.
  • Выделить буквы, наложенные друг на друга.
  • Обвести контурные изображения букв.
  • На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
  • Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
  • Реконструирование букв:
  • добавляя элементы (сделать из буквы Р букву В);
  • уменьшая количество элементов (сделать из буквы Ж букву К);
  • изменяя пространственное расположение элементов (сделать из буквы Р букву Ь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы педагогов начальной школы с родителями детей-билингвов (презентация)

Представлена  информация об особенностях психологической и языковой ситуации развития детей-билингвов, которая может быть использована в ходе методической  работы с родителями в интересах ул...

Рекомендации педагогам начальной школы по работе с агрессивными детьми

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстр...

Рекомендации педагогам начальной школы по работе над учебной мотивацией учеников

На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика.  Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только соз...

Рекомендации педагогам начальной школы по работе с тревожными детьми

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности,...

Семинар-практикум для педагогов начальной школы, реализующих АООП для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1), «Анализ уроков в соответствии с ФГОС»

Материал содержит задания для педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ по АООП по варианту 7.1. (семинар-практикум может проводиться в рамках школьного методического объединения учителей н...