Основные направления работы педагогов начальной школы с родителями детей-билингвов (презентация)
презентация к уроку (1, 2, 3 класс) по теме

Владимирова Ирина Михайловна

Представлена  информация об особенностях психологической и языковой ситуации развития детей-билингвов, которая может быть использована в ходе методической  работы с родителями в интересах улучшения процесса адаптации детей в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные направления работы педагогов начальной школы с родителями детей-билингвов Педагог-психолог ГБУ ЦДК СПБ Владимирова Ирина Михайловна

Слайд 2

Определение Двуязычие (билингвизм ) - регулярное и естественное употребление одним человеком двух языков в повседневной жизни. Естественный билингвизм возникает, когда дети с рождения общаются с носителями разных культур. Искусственный билингвизм возникает при специальном обучении ребенка. В мире уже более 50 % населения владеют двумя и более языками. Большинство из них – естественные билингвы. Среди них есть и потомки эмигрантов, и дети от смешанных браков, и жители стран, где двуязычие имеет государственный статус.

Слайд 3

Преимущества билингвизма Возможность общения и обучения на разных языках, карьерный рост. Высокая скорость переработки информации, большой объем памяти, совершенное аналитическое мышление. Творческие способности (к рисованию, музыке) благодаря лучшему развитию полушарий мозга и межполушарных связей. С возрастом медленнее разрушаются клетки мозга (реже страдают болезнью Альцгеймера). Легче дается изучение последующих иностранных языков. Целостный и креативный взгляд на мир, толерантность (с раннего детства осознают разные возможности для самовыражения). Высокие эмоциональный и социальный интеллект, способности к интеграции в любое социальное и этнокультурное сообщество. Лучшие возможности для индивидуального развития (открыты для влияния двух культур, используют их достижения в жизни).

Слайд 4

Трудности билингвизма Большая нагрузка на нервную систему. Склонны к нервным срывам, заиканию, « мутизму ». Позднее появляется речь. В обоих языках могут появиться: акцент, ошибки в словах, неверные грамматические и синтаксические конструкции. Трудности с чтением и письмом (если не решена предыдущая проблема). Языковая путаница. До 3-4 лет «каша» из языков в голове у ребенка неизбежна. К 4-5 годам он должен «разделить» языки. Социальные проблемы (отставание в учебе и невозможность завести друзей), если дети до поступления в детский коллектив не освоили язык настолько, чтобы понимать педагога. Осложненный кризис идентичности.

Слайд 5

Концепции правильного усвоения языков 1.Подход «Один язык - один родитель » (мама говорит с ребёнком только по-русски, а папа - по-немецки). Предложен французским лингвистом Граммонтом . 2.Подход «Одна ситуация - один язык» (дома с ребёнком говорят по-армянски, а на улице или в магазине - по-русски). 3. Последовательное овладение двумя языками (следует дать возможность детям освоить один язык, и только начиная с 3-4 лет обучать другому).

Слайд 6

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка-билингва Сбалансировать объем общения на каждом из языков. Организовать совпадающее по времени начало коммуникации с ребенком на обоих языках с первого месяца жизни. Поддерживать позитивную самооценку двуязычия ребенком, предотвращать негативное влияние на билингва со стороны окружающих. В смешанной семье родителям следует быть мотивированными сохранить оба языка для следующего поколения.

Слайд 7

Сложности воспитания билингвов 1.Отказ говорить на родном языке. Может возникнуть у ребенка в 3-4 года и в 6-10 лет. 2.Смешивание языков. Является относительной нормой развития до 4 лет. В ряде случаев может рассматриваться как индивидуальная особенность развития в подростковом возрасте и в более старших возрастах.

Слайд 8

Типичные проблемы, влияющие на успеваемость билингва в школе два языка относятся к разным сферам употребления, словарный запас каждого из них ограничен; на одном из языков ребёнок не умеет читать и писать; языки по-разному эмоционально окрашены для школьника, что отражается на их выразительности; произношение носит «усреднённый» характер; ребёнок неправильно ставит ударения; школьник применяет стратегию смешения языков в общении, если знает, что его собеседник в любом случае поймёт его.

Слайд 9

Для улучшения адаптации ребенка к процессу обучения в школе целесообразно рекомендовать родителям Стимулировать использование языков во всех сферах употребления (ребенок должен понимать бытовую лексику, юмор, фольклор, сленг, научную, политическую и экономическую терминологию). Научить ребенка читать и писать на обоих языках, даже если школьное обучение ведётся только на одном из них. Знакомить ребенка с национальными культурами, это придаст обоим языкам выразительность и эмоциональную окраску . Если ребёнок неправильно произносит звуки, мягко поправлять его произношение и организовать занятия с логопедом. Научить ребенка отвечать на том языке, на котором к нему обращаются.

Слайд 10

Для улучшения адаптации ребенка к процессу обучения в школе целесообразно рекомендовать родителям Разговаривая с ребенком, ориентироваться на общение с ним, а не на контроль его речи (он будет чувствовать, что родителям важнее то, что он говорит, а не произношение и выбранный язык). Принять привычку ребенка вставлять в речь слова из другого языка и помочь ему использовать эту особенность так, чтобы эти привнесения играли роль, аналогичную роли сленга в литературной речи. Помнить, что некоторые дети считают родным только один язык. Развивать национальное самосознание ребенка (двуязычие влияет на формирование личности), если в социуме существует неравнозначность культур, нивелировать эту ситуацию.

Слайд 11

Подобная информационно-просветительская работа с родителями поможет ребенку младшего школьного возраста успешнее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу в школе.

Слайд 12

Список литературы 1.Архарова К.Э. Билингвизм, или Как сохранить родной язык? - М.: Лингво , 2011. 2. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: Педагогика, 2007. 3. Мадден Е. Наши трехъязычные дети . - СПб: Златоуст, 2011. 4.Огневая В.С. Развитие детей-билингвов в условиях семейного воспитания. - М.: Педагогика, 2010. 5.Протасова Е.Ю. Дети и языки. Организация жизнедеятельности детей в детском саду. Методическое пособие к программе «Двуязычный детский сад», М., 1998. 6.Хамраева Е.А. Русский язык для детей-билингвов . Теория и практика.- М.: Билингва, 2015. 7.Чиршева Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. - СПб.: Златоуст, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Основные направления работы с одаренными учащимися   первой ступени  МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Основные направления работы МО учителей начального звена по внедрению ИКТ в коррекционный процесс школы VIII вида

В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. Основой образовательной системы является и нформационно-образовательная среда.  Именно она позво...

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Организация логопедический работы в начальной школе. (для родителей)

Первоначальное ознакомление родителей первоклассников с организацией логопедической работы в школе....

Учащиеся с ОВЗ: алгоритм работы педагога начальной школы

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую сис...