конспект
классный час

вниматель читаем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_konspekt.odt25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дата : 22.03.2022

Класс: 4 «Б»

Тема: «Рифма»

Урок : внеурочное занятие

Цель :сформулировать представление о рифме. 

Задачи:

-познакомить с понятием рифма

-научить подбирать рифмы к словам

- развивать речь учащихся; обогащать речь учащихся; обогащать словарный запас

-воспитывать уважение к друзьям, коллективизм.

Планируемый результат: обучающиеся научатся исследовать рифмы, будут учиться составлять собственные рифмы в группе.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Личностные УУД: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. 

Оборудование :раздаточный материал

Ход занятия

 

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап

1.Приветствие .

-Здравствуйте,  ребята,  садитесь .Сегодня внеурочное занятие  проведу у вас я. Зовут меня Мария Сергеевна.

2. Психологический настрой

-1, 2 – мы готовы

-3, 4 – собрались

5, 6 – за работу очень дружно мы взялись

слушаем – внимательно

отвечаем – обязательно!

-Проверьте ,  ребята, всё ли готова к занятию.  

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к занятию

Основной этап  

1.Определение темы и цели занятия

-Ребята , сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

  Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – …ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком –… вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – …дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – …ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – …синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое –… смех.

– Что помогло вам отгадать слова? 

-Как вы думаете , какая тема нашего сегодняшнего занятия.

-Верно, ребята !Тема нашего занятия -

«Рифма»

-Как вы считаете , какова цель нашего занятия?

-Давайте определим задачи

 занятия.

-Нам помогут в этом вспомогательные глаголы.

-Обратите внимание на доску.

Задачи:

1.Познакомимся...

2.Научимся....

-Ребята , сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие ,а помогать нам будет всеми любимый персонаж из мультфильма Незнайка, которого вы сейчас видите на доске.

-Незнайка , очень сильно запутался в словах и он прошептал мне на ушко ,чтобы ему помогли ,ребята  понять , что же такое рифма?

-Как  , вы думаете , поможем?

2.Изучение нового материала.

-Ребята, а как вы думаете , что такое рифма, прочитайте определение на доске?

-Давайте прочитаем, как понял это Незнайка. Прочитайте.

«Приключения Незнайки»

«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу

быть поэтом.

- А ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма - это когда два слова оканчиваются

одинаково, объяснил Цветик. - Например:

утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка - селедка?

Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были

похожи, так чтобы получалось складно: палка - галка,

печка - свечка

- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка

  • свечка, книжка - шишка! Вот здорово!»
  • -Как объяснил Цветик?

  • А как понял Незнайка?
  •  А почему этого было мало?
  • – Что же такое рифма?
  • -Какую задачу мы выполнили?
  • – Где используют рифмующиеся слова?

– Сочинять стихи не так уж и просто. Но мы будем на уроке сочинять стихи, попробуем

  • Вы умеете составлять рифмы, или рифмовать слова?

3.Работа с изученным материалом

-Давайте , мы с вами сделаем вот такое задание.

  • Подберём рифму к словам. Которые написаны на доске.

Весна – ….
Грачи – ….
Скворец – ….
Поют – ….

– Ребята, у нас получились стихи?

– Почему?

Рифма придает благозвучие стихотворению, подчеркивает музыкальность стиха, его ритм.

3.Работа со стихотворением.

-Ребята ,давайте вместе попробуем сочинить небольшой стих:

Она весну встречает –
Сережки…

Накинута на спинку


Зеленая …
А платьице – в полоску,
Ты узнаешь….

-Да, всё верно ребята , вы большие молодцы.

-Я смотрю вы устали давайте с вами проведём физкультминутку.

4.Физкультминутка.

-Вы, наверное, устали?

-Ну, тогда все дружно встали.

-Ножками потопали,

Ручками похлопали.

-Покрутились, повертелись

-И за парты все уселись.

-Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем .

И работать продолжаем. 

5. Работа с видами  стихотворений

-Ребята, стихотворения  каждого поэта отличаются оригинальностью, чем-то особенным, что позволяет по нескольким строфам узнать автора. Это можно объяснить многим. Но я хочу предложить вам для раздумья такую гипотезу: «Рифмы бывают разные». Попробуем это доказать.

Класс делится на группы. Каждой группе предложено четверостишие(Каждая строчка на отдельной полоске бумаги).Учащиеся находят рифмующиеся строчки, дают название рифме, делают вывод о том, что рифмы бывают разные.

1 гр.

Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручья бегут, звеня.

2 гр.

Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист

3 гр.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

-Ребята , давайте мы с вами сделаем вывод, что рифмы бывают парные, перекрестные, опоясывающие.

Теперь попробуйте определить какую рифму использовал Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза». (перекрестную)

-Кто прочитает , нам это стихотворение.

Федор Тютчев

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

-Ребята , кто уже догадался какую рифму использовал поэт?

6.Работа по карточкам.

-М сейчас с вами разделимся на 3 группы

-Выполняете задания на карточках

-Ответственный в группе отчитывается за данное задание

-Прочитаем задания

1. сочини стихи на заданные рифмы

2. продолжи стихотворен-ие

3. подбери как можно больше рифм

дополнительно - ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ РИФМУ – что это значит?

-работу красиво оформляете на листах (заранее приготовлены)

Курочка-дудочка; подружка-ватрушка;

птичка-спичка; птичка-певичка ; кочка-бочка;  сыграть -рифмовать.

Работают в группах, выполняют и обсуждают задания, работу оформляют на карточках.

7.Самопроверка.

-Ребята , давайте , мы прослушаем каждую группу и посмотрим какое стихотворение им получилось соединить.

-Ребята, вы большие молодцы, мне очень понравились ваши стихотворения , они очень шуточные и каждое стихотворение подходит под рифму.

Рифма

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Рифма»

Цель нашего занятия: научимся определять рифмы в стихотворениях

  1. Научимся  находить рифмы.
  2. Научимся  подбирать рифмы.
  3. Научимся сочинять стихи по рифмам.

4 Познакомимся с видами рифм

5.Познакомимся с понятием рифма

Слушают внимательно учителя

Да, конечно

Рифма-это созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе. 

Читают текст

Рифма - это когда два слова оканчиваются

одинаково

Что все слова заканчиваются одинаково

Рифма-это созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе. 

Познакомились с понятие рифма

В стихотворениях

Нет

Весна – (красна)
Грачи – (трубачи)
Скворец – (певец)
Поют – (клюют)

Нет

Нужны стихотворные строчки

Ученики подчеркивают ключевые слова в определении

Она весну встречает –
Сережки… надевает
Накинута на спинку

Зеленая …косынка
А платьице – в полоску,
Ты узнаешь…березку.

Выполняют физкультминутку

Слушают внимательно учителя

Делаю вывод по прочитанным стихотворениям

Читают стихотворение

Перекрёстная

Слушают внимательно учителя

Работают в группах, выполняют и обсуждают задания, работу оформляют на карточках.


Отчитываются назначенные капитаном за каждое задание, сравнивают ответы групп, дополняют, делают вывод, какой группе удалось справиться с заданием полностью.

Слушают внимательно ответы выступающих из каждой группы

Заключительный этап

1.Подведение итогов

-Какие задачи мы ставили в начале занятия?

-Что узнали нового на занятии?

-Что такое рифма, кто как понял?

 -Где используют рифмующиеся слова?

-Какое задание вызвало наибольшие трудности.

-Какое задание понравилось больше всего?

2.Рефлексия .

-• Кому на занятии было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите кружок зеленого цвета

• Кому на занятии было очень трудно, с заданиями не справлялись, поднимите кружок красного цвета «требуется помощь».

-Я смотрю по смайликам , вам всё понравилось спасибо за занятие .

-До свидания

-Спасибо за работу!!!

1Научимся  находить рифмы.

2.Научимся  подбирать рифмы.

3Научимся сочинять стихи по рифмам.

4 Познакомимся с видами рифм

5.Познакомимся с понятием рифма

Что такое рифма, виды рифм

В стихотворениях

При работе с карточками

Оценивают себя на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...