Статья "Неограниченные возможности индивидуального обучения"
статья

Ермощенко Марьяна Евгеньевна

Данная статья может быть интересна и полезна педагогам и родителям детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неограниченные возможности индивидуального обучения

В своей статье хочу осветить вопросы, связанные с организацией и осуществлением индивидуального надомного обучения, расскажу о формах и методах работы с обучающимися на дому, раскрою преимущества, особенности и возникающие трудности, дам рекомендации педагогам и родителям. Я работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

На мой взгляд, вопрос организации надомного обучения является важным и актуальным в связи с тем, что среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья большое количество обучается индивидуально, на дому.

Мой опыт может быть интересен учителям разных школ, т.к. индивидуальное обучение осуществляется во всех видах образовательных учреждений. Также подготовленный материал будет полезен родителям, т.к. многие из них с тревогой и опасением относятся к данному виду обучения. Методические рекомендации по использованию полифункционального оборудования пригодятся педагогам детских дошкольных учреждений.

Индивидуальное обучение организуется при невозможности ребенка обучаться в классе, совместно с другими обучающимися вследствие болезни. (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому").

Школа организует процесс обучения на дому. Для этого родители (законные представители) должны предоставить в образовательное учреждение: медицинское заключение и заявление.

Школа составляет индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание, индивидуальные рабочие программы. Все эти документы обсуждаются и согласуются с родителями (законными представителями).

Формы получения образования и формы обучения регламентирует Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.17).

Они могут быть следующими:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17);
  • допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (п.4), комбинированная форма обучения (часть занятий на дому, часть в школе).

Выбор той или иной формы обучения зависит от особенностей, психофизического развития, возможностей обучающегося и желания родителей (законных представителей).

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья требуют создания определенных  условий для их обучения, развития и воспитания. Педагог, работающий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должен хорошо знать и реагировать на их потребности. Специфику моих учащихся я опишу в рамках данной статьи очень кратко. Ведущие ученые (Баряева Л.Б. Ильина С.Ю., Шипицына Л.М., Забрамная С. Д. и др.) в своих работах отмечают основные характерные черты обучающихся с умственной отсталостью различной степени. Это несформированность познавательных процессов и познавательной активности, снижение устойчивости, объема, переключаемости и распределения внимания. Характерно сильное снижение памяти, запоминание внешних, случайных, зрительно воспринимаемых признаков. Восприятие и осмысление учебного материала связано со свойствами памяти и находится на низком уровне. Произвольное внимание формируется ощутимо позже и сложнее, чем у нормально развивающихся сверстников. Затруднено переключение и распределение внимания. Типичным нарушением умственного недоразвития является комплексное речевое расстройство, которое проявляется в различной степени, чаще всего это системное нарушение речи. При отклонениях в умственном развитии страдают не только высшие психические функции, но и эмоционально-волевая сфера, поведенческие функции. У большой части обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении, значительно снижена работоспособность. Поэтому при обучении детей с различной степенью умственной отсталости, в том числе и обучающихся на дому, огромное значение имеет создание условий для обучения и формирование у ребенка интереса к занятиям и к учебной деятельности.

Неотъемлемой частью и главным ориентиром развития ребенка с ОВЗ в рамках организации индивидуального обучения является создание комфортной развивающей образовательной среды. Шипицына Л. М. определяет понятие «комфортная образовательная среда» как «совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников образовательного процесса». Среда обучения должна быть доступной, безбарьерной, обеспечивать доступ ко всем образовательным ресурсам.

Для обучающихся, которые приходят в школу, комфортная развивающая среда создана в образовательном учреждении. В нашей школе высокая оснащенность учебными пособиями и развивающими играми. Обучающемуся предоставляется учебное место (парта подобрана по размеру), соблюдены санитарно-гигиенические условия. Создана полифункциональная среда обучения, широко применяется и интерактивное оборудование (интерактивные доски, интерактивная сенсорная панель "Солнышко").

Полифункциональное оборудование идеально подходит для индивидуального обучения и незаменимо при создании предметно-развивающей среды для обучающихся с нарушением сенсомоторного и интеллектуального развития. Оно может активно применяться на всех предметах учебного плана. В нашей школе есть следующее полифункциональное оборудование: панно «Живая вода», настенный модуль, дидактическое пособие «Угадай звук»,  панно «День-ночь», дидактический комплект «Укромный уголок», дидактическая черепаха. Все оборудование является лицензированным.

Панно «Живая вода» - это пейзаж в раме (картина) со звуковыми эффектами. При включении в сеть позволяет сопровождать рассматривание пейзажа звуками природы. Применение этого оборудования способствует: концентрации внимания, на изображении, звуках природы, развитию аудио- и визуальных представлений, успокаивает и оказывает релаксирующее воздействие на учащихся.

Настенный модуль представляет собой деревянный короб с прорезями разной формы. Он позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, готовит к овладению графическими навыками. Учащиеся с удовольствием самостоятельно или с помощью педагога «путешествуют» по извилистым дорожкам.

Дидактическое пособие «Угадай звук» может использоваться на занятиях, связанных с изучением домашних и диких животных. Благодаря картинкам животных и соответствующим звукам, дети получают и закрепляют навыки узнавания зверей и птиц, учатся подбирать одинаковые изображения. При использовании этого пособия у детей развивается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие; формируются положительные эмоции и интерес к изучению живой природы. Учитель может давать задания, как на поиск определённого животного, так и на определение животного по соответствующему звуку.

Панно «День-ночь» представляет собой коврик, изготовленный из ткани, все детали крепятся на липучки. Аппликативным способом можно создать разные сюжеты, т.к. коврик оснащен большим количеством различных застежек: пуговицами¸ липучками, шнуровками. Применяется для развития мелкой моторики и ознакомления обучающихся с частями суток. Ощупывая и переставляя детали, ребенок учится различать цвет, форму и свойства предметов. В процессе работы с панно происходит развитие зрительно-моторной координации, тактильной чувствительности.

Дидактический комплекс «Укромный уголок» - это домик из мягких модулей, оборудованный внутри. Дети могут играть внутри «Укромного уголка», украшать его заднюю панель, поскольку к ней с помощью «липучек» можно прикреплять съёмные фигуры. На боковых панелях в зеркалах из безопасного материала отражаются изображения этих фигур, что создаёт условия для развития зрительно-пространственных представлений и ориентировок ребёнка. В процессе игры формируются различные представления об объектах окружающего мира и их свойствах (цвете, форме, количестве), об ориентировке в пространстве - реальном и отражённом в зеркале. В комплекте «Укромный уголок» у ребёнка возникает чувство пространственной защищённости и возможность контактировать с людьми в обстановке уединения.

Дидактическая черепаха – это не просто большая яркая игрушка, это игровое пособие для познавательных игр. У нее есть пять чехлов с дидактическими играми, которые способствуют тренировке мелкой моторики и координации движений, ориентировке в пространстве и сенсорному развитию. «Черепаха» довольно универсальна, она органично вписывается в различные виды уроков-занятий. С её помощью можно формировать количественные представления, навыки счёта, развивать понятия об окружающем мире, навыки социально-бытовой ориентировки.

Полифункциональное оборудование помогает осуществлять метапредметные связи. Формировать доступные элементарные умения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Оно является средством, которое в процессе игровой деятельности способно вызвать интерес к занятиям и значительно увеличить работоспособность учеников.

К сожалению, оборудование крупногабаритное. Домой к ученику можно принести только панно «День-ночь» и панно «Живая вода», но есть выход – это комбинированная форма обучения.

В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья значимым является ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с традиционными методами обучения. При индивидуальном обучении наши педагоги активно используют элементы следующих современных образовательных технологий:

  • Традиционные (объяснительно-иллюстративные);
  • Коррекционно-развивающие;
  • Игровые;
  • Здоровьесберегающие;
  • Информационно-коммуникационные;
  • Личностно-ориентированные.

Включенные в урок средства обучения, позволяют повысить учебно-познавательный интерес и разнообразить процесс обучения. Повышается и активность учеников. Умение учителя рационально применять компьютерные технологии в сочетании с традиционными средствами обучения позволяет ему создавать современный урок.

Презентация сегодня является неотъемлемой частью представления учебного материала. Давно доказано, что яркий, красочный, наглядный материал является одним из важных факторов успешного усвоения знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении их можно демонстрировать на интерактивной доске.

При индивидуальном обучении педагоги в школе используют интерактивную сенсорную панель «Солнышко». Это терминал с сенсорным экраном, оснащенный компьютерными программами и интерактивными играми. При помощи этого оборудования можно осуществлять интерактивное взаимодействие, наблюдать за учеником, помогать ему. У каждой игры есть параметры оценки, которые незаменимы при диагностике. Виды работ могут быть следующие:

  • Прямой и обратный счет;
  • Количественный счет;
  • Написание цифр;
  • Решение примеров с называние ответа указыванием картинки и составление ответа из частей;
  • Дидактические игры на ознакомление с животными.

При выборе формы обучения на дому учитель может использовать:

  • Айфон для музыкального сопровождения на уроке, прослушивания по теме урока аудиорассказов, слушание звуков природы и звуков животных.
  • Планшет, ноутбук для демонстрации презентаций по изучаемой теме, применения развивающих игр.

Главное, что необходимо здесь отметить, всю эту технику педагогу придется носить с собой на каждый урок, т.к. вряд ли такое оснащение есть дома у обучающегося.

При обучении на дому не всегда жилищные условия ученика позволяют иметь дома стационарное учебное место. К сожалению, не у всех наших учеников дома создана развивающая среда. Поэтому возникает необходимость вовлечения всех участников учебного процесса в проектирование, преобразование и развитие комфортной образовательной среды. В таких случаях учитель совместно с родителями организует учебное пространство для проведения уроков, используя переносное оборудование. Пособия, развивающий материал учитель приносит на занятия с собой. Создание творческой, благожелательной атмосферы во многом зависит от общения учителя с родителями ученика. От родителей учеников ни в коем случае нельзя ничего требовать. Нужно мягко и доходчиво объяснять им, что создание условий для обучения обязательно для получения максимально возможного результата. Может быть, потребуется это сделать несколько раз, наберитесь терпения. Проявите себя как специалист и помните, что у «особых» детей «особые» родители, к ним тоже нужно найти подход. Ваша корректность, такт и мягкое упорство сделают свое дело, и вы добьетесь успеха.

Важнейшая часть школьной жизни – это урок и перемена. При обучении в школе просто соблюдать режимные моменты. Школьные звонки являются сигналом к началу или окончанию урока.

Обучая ребенка на дому, его также нужно приучить соблюдать режимные моменты, и здесь ведущая роль учителя. Иногда это бывает сделать трудно, особенно в работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, т.к. временные и пространственные представления сильно нарушены. Уйдя на перемену в другую комнату, ребенку сложно вернуться к учебе, т.к. его окружают предметы отдыха и развлечений. Мы рекомендуем договориться с родителями ученика и использовать доступные звуковые сигналы колокольчик, дудочку и т.п. И подавать звуковой сигнал к началу и окончанию занятий. Приучение происходит постепенно, но это необходимо сделать на самом первом этапе обучения на дому.

Охранительный педагогический режим является главным условием эффективной коррекционной работы. Занятия с надомником желательно проводить в первой половине дня и строить так, чтобы не перегружать ребенка, не вызывать у него отрицательных эмоций. В ходе учебного дня и в ходе одного урока правильно чередовать интеллектуальные нагрузки с другими видами деятельности. Надомное обучение позволяет организовать охранительный режим индивидуального характера, который ориентируется на особенности обучающегося.

Нередко ребенок при обучении на дому пытается установить свои правила, т.к. дома он хозяин, ему сложно настроиться на учебный лад. В этой ситуации важную роль играют родители, которые подготавливают ребенка к приходу учителя.

Иногда на дому учителю приходится работать в режиме открытого урока, когда все члены семьи присутствуют в комнате во время урока, а иногда даже участвуют в процессе обучения, комментируя действия учителя и подсказывая ребенку. Подобное поведение родителей может вредить процессу обучения. Деликатно объясните родственникам ученика, что процесс обучения пойдет эффективнее, если они покинут учебное помещение.

Очень часто в процессе работы учителя на дому у ученика, он становится больше, чем учитель, как для ребенка, так и для родителей (законных представителей). Ученик с большим нетерпением ждет своего наставника. Особенно это характерно для детей, которые в силу разных причин не могут бывать на улице, в общественных местах, полноценно общаться в социуме. Учитель как «глоток свежего воздуха», как праздник, со своими игровыми заданиями, увлекательными путешествиями в мир учебных предметов. Родители тоже видят в учителе друга, соратника, человека, который выслушает, когда нужно, даст совет. Таким образом, учитель надомного обучения оказывает психологическое сопровождение, помогает сформировать позитивную самооценку родителей (законных представителей), снизить уровень их тревожности, помогает обрести уверенность и спокойствие.

Индивидуальный учебный план в обязательном порядке включает все предметы учебного плана данного класса школы. Обучающиеся, которые приходят в школу, имеют возможность ходить на уроки к учителям музыки, физкультуры, технологии и обучаться в специально оборудованных кабинетах индивидуально с учителем-предметником. И это является неоспоримым преимуществом перед обучением на дому. Например, у моего ученика дома очень мало свободного пространства для занятий адаптивной физкультурой. Даже простые виды упражнений, такие как ходьба, броски и ловля мяча, приседания практически негде выполнять. В подобной ситуации учителю совместно с родителями обучающегося нужно постараться задействовать максимально возможности жилого помещения. Хорошим решением в подобной ситуации является комбинированная форма обучения, когда часть уроков проводится на дому, а часть в школе индивидуально.

Неоспоримым достоинством обучения на дому является возможность адаптировать содержательную часть рабочей программы под конкретного обучающегося, ориентируясь исключительно на возможности и потребности ученика. Работать экономно, в оптимальное для ребенка время. Учесть его темп, работоспособность и утомляемость. Однако при обучении на дому хуже идут процессы социальной адаптации и интеграции в общество, ребенок не учится работать в команде. У детей с умственной отсталостью плохо сформированы навыки межличностного общения, потребность в общении низкая, неадекватная самооценка. Они могут негативно воспринимать других людей, проявляется склонность к социальному иждивенчеству. Поэтому таких детей необходимо учить общаться. Для осуществления социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе проводятся следующие внеурочные мероприятия:

  • проведение экскурсий (в природу, в магазины, в музеи и т.д.);
  • посещение районной библиотеки (тематические встречи);
  • культпоходы в театр;
  • проведение предметных и тематических недель;
  • кружковая работа;
  • проведение общешкольных праздников.

На все эти мероприятия мы обязательно приглашаем учеников находящихся на индивидуальном обучении. При комбинированной форме обучения все эти мероприятия им доступны. Каждый школьник свободно выбирает кружок или мероприятие по своим интересам, склонностям и способностям. Занятия в кружках и посещение внеурочных мероприятий помогают решать задачи коррекции обучающихся, их адаптации к реальным условиям жизни, формируют трудовые навыки и физическую активность. Ученики, обучающиеся на дому, для прибытия в школу на мероприятие могут воспользоваться социальным такси.

Образование должно быть доступным каждому ребенку вне зависимости от его возможностей. Мы делаем для этого все необходимое.

Если ребенок не может прийти в школу, школа приходит к нему домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Проектирование процесса индивидуального обучения учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья(статья)

Проектирования процесса индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение

Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....

Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.

В начальных классах знания учащихся  с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...