Программа внеурочной деятельности "Развивайка" 3 класс 2022 год
календарно-тематическое планирование (3 класс)

olga.suhovalova@mail.ru

Программа общеинтеллектуального направления "Развивайка" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа «Развивайка» общеинтеллектуального направления рассчитана для детей

9-10 лет.  Разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

Образования  (Приказ  Министерства  образования и науки  Российской  Федерации от

06.10.2009 № 373);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России;

Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 9»

ст-цы Старопавловской;

Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов

Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;

Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры,

упражнения» Языкановой Е.В.

     Программа «Развивайка» обращена к актуальной проблеме психологического

стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся

начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение

читать,  писать,  решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное,  решать  проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

     Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

     Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.

Цель и задачи программы

Цель: диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших

школьников.

Задачи программы:

обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных  умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их

способностей;

развивающие:

- формирование и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие  памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие  психологических  предпосылок  овладения  учебной  деятельностью  (умение

копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим

качествам;

- формирование умения работать в группе.

Курс развивающих занятий нацелен на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Программа рассчитана для детей 9-10 лет. Срок реализации - 1 год обучения. Общая

продолжительность обучения составляет 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю .

Программа предусматривает сочетание групповых,  индивидуальных и коллективных

форм проведения занятий. Основу программы составляют развивающие упражнения:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,

умения копировать образец;

- задания на развитие мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие

познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная

работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим

школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние

на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое

выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности

     Работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная и конкурсах.      

Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

       Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Основные принципы, на которых построена программа:

* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному »: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

*Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

     Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках   не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии.  Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

Формы и режим занятий

     Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, на которых дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенной логике.

     Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.  Работать по данному комплекту можно  на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам.  Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 40 минут.

3.Личностные,  метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

  *учиться работать по предложенному учителем плану.


*способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;


*познавательный интерес к математической науке,


Метапредметные результататы

Регулятивные УУД:


*определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


*проговаривать последовательность действий .


     *учиться высказывать своё предположение (версию) .


" Познавательные УУД:


*ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.


   *делать выводы в результате совместной работы;


*преобразовывать информацию из одной формы в другую.


*генерировать идеи, выбирать лучшее решение; Коммуникативные УУД:


*оформлять свою мысль в устной и письменной речи .


*слушать и понимать речь других.


*учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Формы организации деятельности:

фронтальные,

групповые,

индивидуальные.

Используемые технологии: игровые

Принципы проведения занятий: принцип успешности (создание условий для самовыражения всех учащихся, создание ситуации успеха)способностей, достижений и позитивных устремлений);принцип партнерства (предполагает равноправие партнеров в процессе взаимодействия).

Структура занятия

     Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и

заключительную.

     Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных

операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся

определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

     «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети

отвечают на достаточно  лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес,  и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы.  Например,  «Какая ветка не растёт на дереве?»,  «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

     Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов

проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Продолжительность основной части – 20-25 минут.

     Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании

учащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они

заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

Результатами занятий  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,

классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей

рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся

проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по

количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как

индивидуальных,  так и в целом классного коллектива.

Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие

познавательных  процессов  в  комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-

моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то

процесса.

Название темы

3класс

Развитие внимания

4

Развитие памяти

4

Развитие мышления

14

Анализ , синтез, классификация

10

Развитие моторики и

координации

        -

Начальная диагностика

 (тестирование)

1

Итоговая диагностика

(тестирование)

1

Итого:

34

Тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

1.1

Введение в программу.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

1.2

Начальная диагностика и тестирование.

1

2.1

Развивающие занятия.

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

2.2

Упражнения на развитие  зрительной памяти.  

1

2.3

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

2.4

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

2.5

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.6

Упражнения на развитие внимания.

1

2.7

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.8

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.9

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.10

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.11

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.12

Упражнения на установление связи между понятиями.

1

2.13

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.14

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

1

2.15

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

1

2.16

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.17

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.18

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.19

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.20

Упражнения на установления связи между понятиями.

1

2.21

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.22

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

2.23

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

2.24

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.25

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.26

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.27

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.28

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.29

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.30

Упражнения  на развитие ассоциативного мышления.

1

3.1

Подведение итогов

Итоговая диагностика и тестирование.

1

3.2

Выставка-конкурс «Лучшая книга».

1

Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие  зрительной памяти.  

«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,

Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».

Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.6  Упражнения на развитие внимания.

«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».

Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».

Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».

Занятие 2.12  Упражнения на установление связи между понятиями.

«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

Занятие 2.13  Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.14  Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,

Занятие 2.17  Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».

Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.20  Упражнения на установления связи между понятиями.

«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.21  Упражнения на развитие логического мышления.

«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.22  Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».

Занятие 2.23  Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».

Занятие 2.24  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.25  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».

Занятие 2.26  Упражнения на развитие логического мышления.

«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.27  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».

Занятие 2.28  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

 «Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.29  Упражнения на развитие логического мышления.

«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.30 Упражнения  на развитие ассоциативного мышления.

«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа «Развивайка» общеинтеллектуального направления рассчитана для детей

9-10 лет.  Разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

Образования  (Приказ  Министерства  образования и науки  Российской  Федерации от

06.10.2009 № 373);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России;

Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 9»

ст-цы Старопавловской;

Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов

Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;

Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры,

упражнения» Языкановой Е.В.

     Программа «Развивайка» обращена к актуальной проблеме психологического

стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся

начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение

читать,  писать,  решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное,  решать  проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

     Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

     Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.

Цель и задачи программы

Цель: диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших

школьников.

Задачи программы:

обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных  умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их

способностей;

развивающие:

- формирование и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие  памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие  психологических  предпосылок  овладения  учебной  деятельностью  (умение

копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим

качествам;

- формирование умения работать в группе.

Курс развивающих занятий нацелен на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Программа рассчитана для детей 9-10 лет. Срок реализации - 1 год обучения. Общая

продолжительность обучения составляет 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю .

Программа предусматривает сочетание групповых,  индивидуальных и коллективных

форм проведения занятий. Основу программы составляют развивающие упражнения:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,

умения копировать образец;

- задания на развитие мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие

познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная

работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим

школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние

на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое

выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности

     Работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная и конкурсах.      

Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

       Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Основные принципы, на которых построена программа:

* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному »: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

*Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

     Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках   не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии.  Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

Формы и режим занятий

     Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, на которых дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенной логике.

     Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.  Работать по данному комплекту можно  на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам.  Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 40 минут.

3.Личностные,  метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

  *учиться работать по предложенному учителем плану.


*способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;


*познавательный интерес к математической науке,


Метапредметные результататы

Регулятивные УУД:


*определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


*проговаривать последовательность действий .


     *учиться высказывать своё предположение (версию) .


" Познавательные УУД:


*ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.


   *делать выводы в результате совместной работы;


*преобразовывать информацию из одной формы в другую.


*генерировать идеи, выбирать лучшее решение; Коммуникативные УУД:


*оформлять свою мысль в устной и письменной речи .


*слушать и понимать речь других.


*учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Формы организации деятельности:

фронтальные,

групповые,

индивидуальные.

Используемые технологии: игровые

Принципы проведения занятий: принцип успешности (создание условий для самовыражения всех учащихся, создание ситуации успеха)способностей, достижений и позитивных устремлений);принцип партнерства (предполагает равноправие партнеров в процессе взаимодействия).

Структура занятия

     Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и

заключительную.

     Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных

операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся

определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

     «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети

отвечают на достаточно  лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес,  и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы.  Например,  «Какая ветка не растёт на дереве?»,  «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

     Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов

проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Продолжительность основной части – 20-25 минут.

     Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании

учащихся. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они

заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

Результатами занятий  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,

классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей

рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся

проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по

количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как

индивидуальных,  так и в целом классного коллектива.

Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие

познавательных  процессов  в  комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-

моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то

процесса.

Название темы

3класс

Развитие внимания

4

Развитие памяти

4

Развитие мышления

14

Анализ , синтез, классификация

10

Развитие моторики и

координации

        -

Начальная диагностика

 (тестирование)

1

Итоговая диагностика

(тестирование)

1

Итого:

34

Тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

1.1

Введение в программу.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

1.2

Начальная диагностика и тестирование.

1

2.1

Развивающие занятия.

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

2.2

Упражнения на развитие  зрительной памяти.  

1

2.3

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

2.4

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

1

2.5

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.6

Упражнения на развитие внимания.

1

2.7

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.8

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.9

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.10

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.11

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.12

Упражнения на установление связи между понятиями.

1

2.13

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.14

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

1

2.15

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

1

2.16

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.17

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

2.18

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.19

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

1

2.20

Упражнения на установления связи между понятиями.

1

2.21

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.22

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

2.23

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

2.24

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.25

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.26

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.27

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.28

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1

2.29

Упражнения на развитие логического мышления.

1

2.30

Упражнения  на развитие ассоциативного мышления.

1

3.1

Подведение итогов

Итоговая диагностика и тестирование.

1

3.2

Выставка-конкурс «Лучшая книга».

1

Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие  зрительной памяти.  

«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,

Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».

Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.6  Упражнения на развитие внимания.

«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».

Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».

Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».

Занятие 2.12  Упражнения на установление связи между понятиями.

«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

Занятие 2.13  Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.14  Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,

Занятие 2.17  Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».

Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.

«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.20  Упражнения на установления связи между понятиями.

«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.21  Упражнения на развитие логического мышления.

«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.22  Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».

Занятие 2.23  Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».

Занятие 2.24  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.25  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».

Занятие 2.26  Упражнения на развитие логического мышления.

«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.27  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».

Занятие 2.28  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

 «Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.29  Упражнения на развитие логического мышления.

«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.30 Упражнения  на развитие ассоциативного мышления.

«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 3В класса на 2021-2022 учебный год направление «общекультурное» название «Азбука безопасности»

Программа курса «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на воспитание культуры безопас...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «Разговор о важном» на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2 класса «Разговор о важном» на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ НОО 1 класс , 2022-2023 учебный год

Примерные рабочие программы одобрены решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=O8YmtcFEOYM...

Рабочая программа для 1 класса 2022-2023 учебный год

Программа разработана согласна новым ФГОС...

Рабочие программы для 1 класса 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по Математике, Русскому языку, Литературному чтению, Окружающему миру...

Рабочая программа. Музыка. 2 класс. 2022 г.

Рабочая программа по музыке для 2 класса. 2022-2023 уч.г....