"Интеграция театрализации и декоративно – прикладного искусства в урочной и внеурочной деятельности начальной школы"
презентация к уроку (2 класс)

Позднякова Наталья Васильевна

В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о. Чехов, УМЦ г.о. Чехов, 29.08.2022 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на ММО начальных классов

подготовила

Позднякова Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ Столбовской СОШ

Тема

«Интеграция  театрализации
и декоративно – прикладного  искусства

в урочной  и  внеурочной деятельности

начальной школы».

                                             G:\МУЗЕЙ ===============\Экспонаты музея 3\фото для музея\111.png

                                            https://yt3.ggpht.com/ytc/AKedOLTJZZr5z5z_65EQnC7TjW9qY9j9WjqFJemu7PS2=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

                   Чехов

                                              29.08.2022 г.

(Слайд 2)

Интегрированное обучение - это организованная по единому замыслу и плану система взаимосвязанных, согласованных по целям, задачам, содержанию и времени проведения учебных мероприятий (уроков). Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. 

Театральная внеурочная деятельность совместно с ДПИ в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально – культурного воспитания учащихся, обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности. Это самый распространённый вид детского творчества; она близка и понятна ребёнку.

(Слайд 3)

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театральная деятельность – это не просто игра!
Цель:
обеспечение  эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся, воспитание творческой индивидуальной личности и поэтапное освоение детьми различных видов творчества, развитие речевой культуры ребёнка, совершенство артистических навыков, преодоление чувства замкнутости ребёнка.

  • Это прекрасное средство для развития речи детей;
  • обогащение словаря;
  • развитие мышления, воображения, творческих способностей.

(Слайд 4)

Декоративно – прикладное искусство (творчество) является составной частью художественно-эстетического направления урочной и  внеурочной деятельности в образовании.

Оно наряду с театрализацией  на основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

(Слайд 5)

 ДПИ – это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту. К произведениям ДПИ относятся утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия, витражи.

(Слайд 6)

Цель ДКП:

  • Воспитать любовь к прекрасному.
  •  Знакомить детей с различными видами искусства и с произведениями народного творчества.
  • Воспитание личности творца.
  • Способность осуществлять творческие замыслы в области различных видов ДПИ.
  • Воспитание у учащихся устойчивых систематических потребностей  к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

(Слайд 7, 8)

Виды ДПИ.

Цели театральной деятельности и декоративно – прикладного искусства похожи  тем, что имеют творческую направленность в развитии ребёнка.

Здесь я остановлюсь. Вопрос: почему я сделала выбор на этих двух направлениях? Прежде чем выбрать в своей работе метод, технологию, форму проведения в образовательном процессе, должна быть на это какая – то причина или проблема.

А проблема в том, что у современных детей скудный словарный запас, т.к. гаджеты, телефоны, компьютеры не могут дать ребёнку того, что даст живое общение с друзьями, с книгой, с родителями. Ребёнок увлечён техническим другом. Дети не умеют говорить, выражать свои мысли, чувства. Сложно обсуждать прочитанное произведение. Им трудно объяснить, что понравилось и что не понравилось. Они говорят «да»,  «нет», а почему, объяснить не могут.

Раньше дети больше читали, пересказывали на всех устных предметах, был богаче словарный запас. Могли высказать мысль, объяснить, построить событийный ряд, т.е. была лучше развита логика. Её надо развивать не только на уроках математики, но и на всех уроках гуманитарных дисциплин.

Например, на  уроках литературного чтения важно научить объяснить логику и действия персонажа: почему он так поступил, а не иначе? Какими принципами он руководствуется? Необходимо логически раскручивать весь образ героя произведения. Психологи утверждают, что восприятие основано на чувствах и эмоциях.

Вот тут приходит на помощь театрализация.

(Слайд 9)

Каковы же приемы использования элементов театрализации на уроке? Это и персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); и театр одного актера - ученик в костюме персонажа рассказывает о литературном герое, учащиеся угадывают, кто он; и выступление исторического лица (речь); и историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов; и выразительное чтение, и чтение по ролям; и инсценирование.

Театральная деятельность предполагает такой уровень и такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда ребята радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое - близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.

Наши дети зачастую лишены возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. Очень сложно тем детям, которые замкнуты по своей натуре. Именно театр помогает ребёнку раскрыться, найти своё место среди сверстников и взрослых. И немаловажно для ребёнка научиться не бояться публичного выступления. Это очень длинный процесс.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитания. Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации.

Цель театрализованной деятельности – сделать жизнь детей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применять в повседневной жизни.

У нас есть дети с ОВЗ. У детей данной категории наблюдается недоразвитие речи, познавательных процессов, слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Благодаря театрализованной деятельности были достигнуты такие результаты: дети стали более уверенными в себе, пропала скованность и неловкость, стала лучше мимико-жестовая речь и более устойчивая эмоциональная сфера. Таким образом, благодаря внедрению элементов театрализации на уроках и во внеурочной деятельности увеличилось количество и качество участия ребят в творческих конкурсах. В конечном итоге цель применения данной технологии не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках, что соответствует требованиям ФГОС.

Театр как вид искусства содержит в себе огромный потенциал, который нужно использовать в воспитании нынешних школьников. Он не оставляет равнодушным никого. Даже мимолетное соприкосновение с ним меняет душу человека.

(Слайд 10)

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

    В настоящее время из всего разнообразия видов детского творчества декоративно - прикладное является одним из самых популярных. Посмотрев вокруг, мы можем заметить, что предметы, сделанные своими руками вносят особую красоту в обстановку и домашний уют, а также на работе и других общественных местах.

    Какую же пользу может извлечь ребенок, занимаясь данным видом творчества?  Во-первых, декоративно-прикладное искусство усиливает творческие стремления ребятишек преобразовывать и украшать мир, развивает нестандартность детского мышления. Уже после нескольких занятий можно заметить, что ребенок чувствует себя более свободным, раскрепощенным, приобретает способность всматриваться и наблюдать, а в предметах декоративно-прикладного творчества видит новизну и элементы сказочности. Во-вторых, в процессе творчества и самостоятельного создания предметов декоративно-прикладного искусства у школьников происходит процесс закрепления знаний эталонов формы и гармонии цвета. В его подсознании формируются четкие и полные представления о предметах искусства в жизни и в быту.

   Могу с уверенностью сказать, что декоративно-прикладное творчество помогает школьнику в его развитии и формирует многие мыслительные операции. Ребята самостоятельно начинают анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

 На отдельных занятиях декоративно-прикладным искусством у детей развивается кругозор.

Остановлюсь на уроках литературного чтения и на внеурочной деятельности, связанная с театром. В русских сказках отражается быт русского народа. Таким образом, через сказки  у детей проявляется интерес к родному краю, природе, истории, сфере деятельности и труду людей.

Слайд 11.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую

мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается

перед нами тысячелетняя история народа»

Алексей Николаевич Толстой

(Слайды 12-19)                 

Поэтому так велико значение опыта для духовного и эстетического развития и воспитания школьников, знакомства их с искусством народных промыслов и работами настоящих мастеров. Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей. С ДПИ мы сталкиваемся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, музыки, ИЗО, а так же во внеурочной деятельности.

(Слайды 20-49)

В своей работе я использую вот такие театральные постановки. В любом спектакле присутствуют детали ДПИ, которые обязательно необходимо изучать. Ребёнок должен знать, для какой цели тот или иной предмет.

Поэтому в первую очередь перед родителями и педагогом стоит важная задача – нести в светлый мир детства нравственные ценности, помочь детям открыть этот мир во всём многообразии и богатстве через театрализацию и декоративно-прикладного искусства.

 (Слайд 50)

Подведём итоги о волшебном мире театра и декоративно-прикладном искусстве…Какие возможности открываются для ребёнка?

  • Глубина познания окружающего мира
  • Развитие интереса к родной культуре, литературе, театру
  • Становление творческой личности
  • На глубину понимания усваиваемого материала.
  • На познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
  • На формирование чувства коллективизма.
  • На развитие художественного вкуса, творческих способностей, выразительности речи.

В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности через урочную и внеурочную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Укрепление здоровья детей-приоритетные задачи образовательной деятельности начальной школы

Задача школы не только "дотянуть \' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все пред...

План внутришкольного контроля за деятельностью начальной школы.

Материал содержит план внутришкольного контроля за деятельностью начальной школы....

«Использование психолого - педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности начальной школы» на примере темы"Деление числа с остатком" 3 класс по учебному комплекту математика УМК "Школа России"

Зачётная работа проект "Использование психолого-педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности" представлен уроком математики в 3 классе. Конспект урока  с использован...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....

Конспект беседы «Виды декоративно-прикладного искусства» (Для детей начальной школы 7-9 лет)

Конспект беседы «Виды декоративно-прикладного искусства» (Для детей начальной школы 7-9 лет) Цель: Познакомить с понятиями, терминами и видами декоративно-прикладного искусства.Програ...