Внеурочная деятельность "Учись учиться". Упражнения на развитие различных мыслительных операций «Космическое путешествие».
план-конспект занятия (1 класс)

Казиева Татьяна Александровна
Отличительной особенностью занятий внеурочной деятельности «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, а игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах. Все задания можно разбить на несколько направлений: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец; - задания на развитие мышления; - задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_zanyatie_kosm.put_.docx105.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа – интернат № 33

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта занятия «Учись учиться».

Учитель начальных классов: Казиева Т.А.

2020-2021 учебный год

Санкт-Петербург

Тема:  Упражнения на развитие различных мыслительных операций «Космическое путешествие».

Класс: 1 класс 1 отделение

Дата проведения: 02.03.2021

Цель: закрепить словарь по теме «Овощи и фрукты».

Планируемые результаты

Предметные

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

- формирование связной речи на материале урока;

-формирование абстрактного мышления;

- формирование навыка осознанного чтения.

Метапредметные

познавательные УУД:

-расширение и уточнение значения слов по теме,

- обогащение словарного запаса учащихся на материале урока.

- формирование навыка слогового чтения и чтения целыми словами;

коммуникативные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания,

- точное выражение своих мыслей;

- участие в речевой коммуникации,

- составление высказываний на основе личных впечатлений с опорой на схемы и слова;

регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

- выполнение учебного действия в команде.

Коррекционно-развивающие

- развитие связной речи учащихся на материале урока,

-  оформлять ответы фразой,

- развитие слухового восприятия на материале урока.

- исправление ошибок в своей речи и речи товарищей.

Личностные

- положительное отношение к учению;

-выражение эмоций при оценке своей деятельности на уроке;

- понимание причин успеха и неудачи

- оценка деятельности товарищей на уроке;

- понимание их причин успеха и неудачи

- контроль результатов своей деятельности и товарищей

- выбор поведения в соответствии с общепринятыми правилами.

Ресурсы занятия (оборудование): презентация, карточки с заданиями, пазл.

Ход урока

Этапы занятия \ Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые методы, приёмы, формы

Реализация коррекционно-развивающей направленности урока

  1. Вводная часть

-Ребята, поздоровайтесь с гостями.

-Спросите у меня, что мы будем сегодня делать.

-Сегодня на занятии мы отправимся в космическое путешествие. Но для этого надо сначала разделиться на 2 команды.

-Слушайте внимательно. 1 команда «Космонавты» – Андрей, Полина, Ваня Е., Лиана, Вика, Настя.

2 команда «Метеоры» – Гриша, Ваня К., Настя, Нелли, Варя, Рома.

-Займите свои места.

-Наше космическое путешествие будет проходит на далёкие планеты, где мы с вами будем выполнять разные задания. В конце нашего  путешествия определим, какая команда набрала больше звёзд и победила.

Ребята стоят у доски. Парты расположены по кругу, разделённые для 2 команд.

-Здравствуйте!

-Т.А., что мы будем делать?

Ученики слушают учителя, садятся на свои места.

Слово учителя.

На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по развитию слухового восприятия (с использованием экрана / смены местоположения педагога по отношению к обучающимся) или слухо-зрительного восприятия.

  1. Основная часть.

Используется презентация.

  • Планета «Окружай-ка».

-Космическое путешествие начинается.

-Первая планета, которую посетят наши космические корабли, называется «Окружай-ка».

-Как вы думаете, что делают на этой планете?

-Слушайте внимательно задание.

1.Будем отвечать на вопросы.

  • Сколько месяцев в году? (примеры: 6, 12, 10)
  • Новый год начинается … (в сентябре, в январе, в декабре).
  • В неделе …дней (6 дней, 7, 5)

2.         Найдите лишнее слово, лишни предмет:

  • осень, зима, январь, лето (январь).
  • лиса, лось, заяц, корова (корова).
  • сапоги, босоножки, куртка, ботинки (куртка).
  • слон, бегемот, лев, пингвин (пингвин).
  • берёза, клён, дуб, ель (ель).
  1. Задание в конверте (задания по командам):
  • Расставьте времена суток в правильном порядке (1 команда):

День,  вечер, утро, ночь.

  • Расставьте времена года в правильном порядке (2 команда):

Весна, осень, зима, лето.

  • Расставьте дни недели в правильном порядке (обе команды):

среда, вторник, понедельник, суббота, четверг, воскресенье, пятница.

В конце выполнения заданий, команды получают часть пазла. Оценивается работа команды.

Ребята смотрят на экран.

-Планета «Окружай-ка».

- Изучают окружающий мир.

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики называют лишний предмет, объясняют почему.

Команды расставляют слова на карточках в нужном порядке. Ведущий проверяет.

Работа в командах.

На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

  • Планета «Читай-ка»

Отправляемся дальше, на следующую планету.

-Как называется планета?

-Что делают на этой планете?

-Слушайте внимательно задание.

1. Прочитайте название животных, которые живут на этой планете.

На экране:

закрыты частично названия животных \ перевёрнуты буквы.

 

2.Следующее задание, нужно разгадать ребусы (см. приложение).

3.Составьте предложения из в командах и подберите картинку.

клёна, У, листочки, красивые.

вьют, Птицы, гнёзда, весной.

Под, ждут, зайчата, кустом, зайчиху.

-Ребята, вы молодцы! Держите пазл. (оценка работы в команда).

-Планета называется «Читай-ка».

-На этой планете читают.

Ученики читают названия животных: бегемот, зебра, слон, кошка, собака, кенгуру.

Ученики разгадывают ребусы: крот, бабочка, гроза, экран, вода, восемь.

У учеников в конвертах слова из которых надо составить предложения и подобрать картинку.

Ученики составляют  предложения:

У клёна красивые листочки.

Птицы вьют гнёзда весной.

Зайчата ждут зайчиху под кустом.

Работа в командах.

В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос

с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

  • Планета «Отдыхай-ка».

-Мы приземлились на планету «Отдыхай-ка».

-Что делают на этой планете?

-Мы же с вами космические исследователи, мы должны быть натренированными.

-Будет выполнять упражнения.

Физкультминутка:

Космонавты все отважны!

Тренировки вот что важно:

Руки вверх,  руки вниз,

На носочках потянись,

Руки в стороны – пошире,

И присели, три – четыре,

Руки вверх, руки вниз,

На носочках потянись,

Руки в стороны, пошире,

И присели три – четыре,

И на место своё сели.

-На планете отдыхают.

При проведении физминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание.

  • Планета Весёлых математиков.

-Следующая планета – Планета Весёлых математиков.

-Как вы думаете, что делают на этой планете?

-Слушайте внимательно задания:

  1. Решите примеры, напишите ответы на листочках (3цепочки):

  1. Решите задачи:

Три пушистых кошечки

Уселись на окошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели:

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

Привела курица –мать

Шесть детей на луг гулять.

Все цыплята, как клубочки,

Три сыночка, а сколько дочек?

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

-Молодцы! Мы выполнили задание планеты Весёлых математиков. Получите пазл.

Ученики читают название планеты.

-На этой планете считают, решают задачи, примеры.

-Ученики решают примеры в командах, в конце проверяют ответы с ответами на доске.

Ученики слушают и отвечают.

Работа в командах

При затруднениях в построении речевого высказывания обучающиеся используют опорные речевые таблицы, наглядность, учебные ситуации.

  • Заключительная часть.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

А как же мы вернёмся ребята назад на нашу планету? Мы улетели так далеко.

-Кто знает, как называется наша планета?

-В какой системе она находится?

-Какая по счёту от Солнца планета Земля?

-У нас же есть пазлы. Давайте соберём картинку и может быть ответим на эти вопросы.

- Мы вернулись на Землю. Вам понравилось наше путешествие. Давайте посмотрим, какая команда победила. Победила дружба.

Ученикам вручают медали и конфеты.

-Молодцы!

-Наша планета называется Земля.

-?

Ученики собирают картинку и отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Упражнения на развитие различных сторон внимания

Практические задания на развитие различных сторон внимания в начальной школе...

Развитие логического мышления и совершенствование мыслительных операций на занятиях в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей прави...

Конспект внеурочного занятия. Тема: "Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций" (2 класс).

         Название кружка, автор: «Юным умникам и умницам», Холодова О.           Направление внеуроч...

Конспект внеурочного занятия (кружок "Юные умники и умницы") "Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант" (1 класс)

Цель: развитие у детей логического мышления.Задачи: 1. совершенствовать навыки логического мышления; 2. воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, индивидуальной работ...