Технологии смешанного обучения
статья

Баранова Светлана Александровна

методические рекомендации по применению технологий смешанного обучения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии смешанного обучения

Персонализация учебного процесса позволяет обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию и обучаться в своем собственном темпе, то есть это предоставление определенного права самому ученику выбирать, каким образом, когда, как и, до некоторой степени, «что» он будет делать.

Возможно, вам покажется странной рекомендация

применять этот принцип к младшим школьникам: ведь мы все знаем, что в этот период дети только начинают быть самостоятельными и овладевать навыками самоорганизации. И тем не менее — как показывают авторитетные исследования, такой подход нужно использовать уже со второго полугодия в первом классе.

Мастерство

Обучение, основанное на мастерстве предполагает переход к новому материалу после подтверждения требуемого уровня владения изученным. Теория Блума о том, что до перехода к новой теме дети должны продемонстрировать идеальное владение изучаемым материалом. Аналогичный подход используется в школах боевых искусств, когда присвоение очередного знака различия - пояса определенного цвета - происходит после демонстрации тренирующимся заданного уровня владения навыками.

Высокие ожидания

Ориентация на высокие достижения у каждого ребенка оправдана, поскольку сочетание вышеприведенных свойств смешанного обучения позволяет ожидать от каждого обучающегося высокой вовлеченности и внутренней мотивации, что и будет сказываться на результатах. Не случайно сейчас категория одаренных учеников раскрывается не через концепцию природной генетической предрасположенности, которую можно выявить, например, тестом, а через высокую внутреннюю мотивацию, которая, посредством систематической тренировки, приводит к выдающимся результатам.

Ученик должен стремиться к тому, чтобы регулярно планировать свою работу для достижения более высоких результатов. Для этого он вместе с учителем анализирует свои результаты: что он умел вчера, и чему научился сегодня.

Таким образом преподаватель создает среду высоких ожиданий . Такая среда должна быть индивидуализированной по отношению к каждому ученику и зависеть от его целей, возможностей и желаний.

Личная ответственность (Самостоятельность обучающегося)

Четвёртый фактор — личная ответственность. Самостоятельность обучающегося, выражающаяся в ответственности обучающихся,

а не учителей за образовательные результаты и выбор способов их

достижения, учит их самостоятельно ставить цели и задачи, повышает

уровень мотивации и достижений. Дети должны понимать, что они принимают

решения сами, а результаты — это их зона ответственности. Но у этого

фактора есть и трудности при внедрении - не все ученики готовы к такому

стилю обучения, поэтому школа должна быть готова оказать поддержку

нуждающимся.

Конечно, в первом, и даже во втором, классе, трудно ожидать от детей, что дети могут нести полную ответственность за обучение. И всё же, направляя их в эту сторону, каждый раз подчёркивая, что всё зависит от них самих, уже к третьему–четвёртому классу мы увидим значительные изменения в суждениях и отношении к учёбе, и, как результат, повышение мотивации.

Дополнительные факторы

Придание значимости построению отношений, которые связывают учащегося с учителем, с одноклассниками, с разновозрастными представителями сторонних организаций, участвующих в образовательном процессе. В поддержку этого тезиса высказались Каспржак А.Г. и другие [4]. Они отмечают, что ученики в школе хоть и общаются с разными группами лиц, но готовность полноценно взаимодействовать с окружающими в достаточной степени не проявляют. Поэтому также важно:

  • Уметь организовать проектную работу, ориентированную на реальную жизнь. Именно такая деятельность учит применять учебный опыт на практике, помогает перенести знания и универсальные учебные действия на реальные жизненные ситуации и сформировать метапредметные компетенции.
  • Использовать различные формы группового взаимодействия. Необходимо создать коллективно-распределенную учебную среду (термин В.В. Рубцова), позволяющую организовать совместную работу в группах. В групповой работе развиваются коммуникативные навыки, необходимые в реальной жизни. Умение эффективно работать в группе, быть единой командой, адекватно оценивать свои возможности, слышать партнеров, идти к единой цели – важный фактор конкурентоспособности для современной экономики. [5]

Проектная работа в рамках смешанного обучения должна быть максимально ориентирована на прикладные аспекты. Ещё лучше, если она объединяет различные предметные области. В этом случае теоретические знания, применяемые на практике для решения жизненных задач, позволяют формировать метапредметные компетенции.

Совместная работа: работа в парах, в группах сменного или постоянного состава, в зависимости от целей, которые ставит учитель на том или ином уроке. Работая в группе, дети получают возможность развить коммуникативные навыки, которые необходимы в реальной жизни.

Серьезной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения: дети не понимают, зачем они изучают тот или другой предмет и вообще учатся. В качественном смешанном обучении персонализация связана с постановкой целей и развитием личной ответственности. Когда учитель помогает выстроить путь к поставленным целям через доступные возможности, школьное образование приобретает личный смысл для каждого ученика и возникает сильная мотивация. Все названные факторы успешно помогают реализовать задачи, которые ставит перед учителем ФГОС общеобразовательной школы. Это одно из важных преимуществ использования технологии смешанного обучения.

Модели смешанного обучения. Модель "Перевёрнутый класс"

Модель "Перевёрнутый класс"

Модель перевернутый класс (смотри рисунок). Бишоп Дж. и Верлегер М. [6] определяют этот подход как образовательную практику, состоящую из двух частей: интерактивного группового обучения в классе под руководством учителя и прямого обучения с помощью компьютерных технологий вне класса.

Это самая простая для освоения и реализации модель смешанного обучения. Но при её внедрении могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что не все педагоги готовы проводить занятия в классе только в практико-ориентированном и интерактивном формате.

При реализации этой модели учебный процесс "переворачивается" - лекционный материал отдается на самостоятельное изучение дома посредством онлайн-курсов, а в классе происходит детальная проработка наиболее сложных моментов. Преимуществом такого подхода является то, что в случае необходимости, ученик может неограниченное количество раз просмотреть вызывающий затруднения лекционный материал дома, и, если разобраться не удалось, прийти в класс с конкретным вопросом. Таким образом, учащиеся освобождаются от необходимости присутствовать на уроке в процессе объяснения уже понятого ими материала и могут перераспределить свое время на то, в чем понимание еще не достигнуто.[5]

Таким образом цель работы по этой модели — сделать так, чтобы на уроке обучающиеся активно задавали вопросы и глубже осваивали тему, вместо того, чтобы большую часть времени просто слушать педагога и повторять за ним. Для кого она подходит? Данная модель может быть реализована на всех ступенях школьного образования, но особенно подходит для НОО. В начальной школе она подходит для уроков закрепления и обобщения. Преимущества модели Перевёрнутый класс переворачивает сознание обучающихся: они начинают чувствовать ответственность за свои образовательные результаты. Также формируется понимание, что переход к изучению новой темы возможен только тогда, когда освоена предыдущая. Дети становятся самостоятельнее и активнее, прилежнее относятся к работе. Они получают метапредметные компетенции — учатся планировать свою деятельность, корректировать её — и учатся сотрудничать в ходе совместной работы. аким образом, работа в этом формате помогает: — выполнить требования ФГОС касательно представления содержания обучения, выбора образовательных технологий и оценивания результатов образовательного процесса; — реализовать личностно-ориентированное обучение; — экономить время учителя: затратив один раз время то, чтобы подготовить учебный материал — занятия в Яндекс.Учебнике, ссылки на учебные видео или ЦОРы — учитель может пользоваться ими впоследствии многократно. Учитель даёт ученикам возможность: — изучать самостоятельно учебный материал дома; — взаимодействовать с одноклассниками на уроке, обсуждать проблемы и решать их; — создавать совместные продукты; — задавать вопросы и делиться полученными сведениями; — оценивать собственную работу и работу других; — проявлять лидерство и нести ответственность; — проявлять инициативность и самостоятельность. Учебное видео или другие материалы к уроку можно просмотреть несколько раз, вернуться к любому фрагменту, обдумать, записать вопросы, если что-то осталось непонятным. И всё это ученик выполняет в своём темпе, в удобное для него время. Меняется и роль учителя — он выступает в качестве консультанта, фасилитатора, поощряя учеников на самостоятельные исследования и совместную работу.

Требования модели

Необходимо, чтобы у каждого ученика был дома компьютер (смартфон, планшет) с доступом в интернет. Это возможно далеко не всегда, поэтому, ориентируясь на возможности своего класса, каждый учитель может разработать собственный сценарий для изучения теоретического учебного материала, который не потребует работы именно в сети. Можно собрать все необходимые видеоролики и записать их на диск или флеш-накопитель, предложить ученикам посетить библиотеку, распечатать и раздать тексты с дополнительной информацией по учебной теме, адаптированной для восприятия учеников.

Также в первое время использование модели «перевёрнутый класс» требует от учителя временных затрат, пересмотра своей позиции на уроке, большего доверия к ученикам, изменения подходов в организации уроков.

Поэтапное проектирование и реализация учебного процесса в рамках модели «перевёрнутый класс»

  1. Определите для себя, на каких уроках было бы логичнее всего попробовать работать в образовательной среде. Это возможно и на уроках изучения нового материала, и на уроках закрепления. На первоначальном этапе стоит определиться с темами какого-то одного учебного предмета. Учитывайте реальную возможность обучающихся изучить новый материал дома самостоятельно, а на уроке применить знания на практике, работая в группе.
  2. Запишите планируемые образовательные результаты, сформулируйте цель урока.
  3. Выберите виды учебной деятельности, учебные ситуации, и, на завершающем этапе, средства обучения.

Важно решить, какую часть учебного материала и как именно вы будете изучать с детьми в классе, а какую часть обучающиеся будут изучать самостоятельно онлайн и на какой платформе. Ориентируйтесь на конкретный класс и конкретных учеников. Чаще всего ученикам неинтересно и даже неважно получить от вас ответ на незаданный им вопрос — важно, чтобы сначала они сами задали вам этот вопрос.

Алгоритм процесса и распространённые ошибки в модели «перевёрнутый класс»

Алгоритм процесса в модели «перевёрнутый класс»

Этап проектирования:1. Определение учебного предмета и тем, которые младшие школьники в состоянии изучить самостоятельно.2. Информирование родителей о новой модели обучения.

Этап подготовки к уроку:1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов.2. Формулировка цели урока.3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.4. Выбор средств обучения.5*. Корректировка сценария урока, в соответствии с результатами выполнения детьми интерактивных заданий в онлайн-среде.

Этап реализации:

1. Изучение и закрепление учебного материала дома. Ученики свободны в выборе темпа, места и времени обучения.2. Обсуждение изученного материала в начале урока, ответы на вопросы детей.3. Деление учеников на группы и организация групповой работы.4. Подведение итогов.5. Рефлексия.

Распространённые ошибки и способы их решения

  1. Ожидание мгновенных результатов. С первых уроков ученики не будут самостоятельными и ответственными.Решение: постоянные беседы с учениками, отношения на доверии, соблюдение оговорённых правил поведения, режима работы на уроке, домашней подготовки.
  1. Непонятные инструкции для выполнения домашнего задания онлайн или для групповой работы на уроке.Такие инструкции вызывают у обучающихся большое количество вопросов, ответы на которые они не могут найти самостоятельно. Как следствие, они теряют интерес, мотивация падает.Решение: составление чётких и понятных инструкций.
  1. Большое количество заданий для самостоятельного изучения или задания повышенной сложности.Решение: контролируйте, чтобы выполнение заданий онлайн не занимало у обучающихся более того времени, что заложено в санпинах.
  1. Большое количество заданий для работы над групповым проектом на уроке, как следствие — незавершённая работа из-за временных рамок урока.Решение: оценивайте адекватно возможности своих учеников, давайте минимум заданий. Если останется лишнее время, вы можете потратить его на обсуждение того, что получилось, а что нет, почему так вышло, чему ещё предстоит научиться. Можно спланировать вместе с учениками работу над ошибками.

Модель "Ротация станций"

Модель "Ротация станций" предполагает перемещение, ротацию учащихся между различными обучающими станциями таким образом, чтобы, как минимум, на одной из них проходило онлайн-обучение. Другие станции могут задействовать учеников в работе в малых либо в больших группах, групповых проектах, индивидуальной работе, выполнении письменных заданий. В этой модели учащиеся перемещаются между всеми станциями.[5]

Распределение учеников и учителей в классе выглядит следующим образом:

В этой модели есть три основных типа активности учащихся: непосредственное обучение в мини-группах под руководством учителя, совместная командная работа учеников и самостоятельная работа учащихся за компьютерами. В модели ротации станций учащиеся переходят между разными станциями. Для работы в таком классе нужны два педагога - учитель, который работает напрямую с учениками, разъясняя материал, который вызывает затруднения, и ассистент учителя , который выполняет поддерживающую функцию, отвечая на вопросы учеников при выполнении ими командных заданий и индивидуальной работе за компьютерами.

Модель «ротация станций» позволяет ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию. По крайней мере на одной из станций они работают онлайн.Каждая группа в ходе урока работает по очереди на трёх или более станциях, перемещаясь по кругу, например:

  1. Станция для работы с учителем. Дети изучают или повторяют учебный материал вместе с учителем.
  2. Станция для онлайн-работы. Дети работают самостоятельно в интернете (с ресурсами или заданиями, выбранными учителем) и таким образом изучают или закрепляют учебный материал.
  3. Станция для работы над проектом. Дети применяют свои знания на практике, сотрудничают между собой.

Для какого возраста подходит «ротация станций»? Подходит для всех школьников и студентов. Она очень нравится детям младшего школьного возраста. Её можно использовать уже в конце первого класса.

В чём её преимущества? Даёт возможность проявить самостоятельность и ответственность каждому ученику, обеспечивает дифференцированное обучение, развитие навыка работать в группе слаженно и быстро.

Что требуется для организации работы по этой модели?● Компьютеры или планшеты по количеству человек в одной группе учащихся. Если это невозможно, можно попросить учеников принести с собой устройства из дома;● Онлайн-платформа, на которой можно выбрать учебные материалы (например, Яндекс.Учебник, Учи.ру, Якласс и др.) или загрузить свои файлы.

Учитель должен также уметь организовывать работу детей в группах.

Как строится урок?

Чаще всего класс делится на три группы. Соответственно, учителем выделяется три зоны:1 станция – работа с учителем,2 станция – самостоятельная работа онлайн с компьютерами или планшетами,3 станция – групповая проектная работа.

В течение урока ученики переходят по кругу от одной станции к другой, выполняя задания на каждой из них в течение 8–12 мин. Каждая группа детей должна обязательно побывать на каждой станции.Учитывая, что урок длится 45 минут, работа на всех станциях занимает около 30–35 минут. 2-3 минуты можно отвести на переходы от одной станции к другой. 7–10 минут остаётся на инструктаж в начале урока и подведение итогов в конце.Можно разделить класс на четыре группы, добавив станцию индивидуальной самостоятельной работы.

Принципы деления обучающихся на группы

По какому принципу нужно делить детей на группы?

Мы рассмотри 4 варианта деления на группы:

1. Деление по уровню успеваемости и мотивации к учению. Самые активные и хорошо успевающие в учёбе ученики объединяются в одну группу или группы, пассивные, с низкой мотивацией обучающиеся — в другую группу или группы. Такое деление лучше использовать в самом начале знакомства со смешанным обучением и в некоторых случаях, требующих решения конкретных педагогических задач.Возможно, вы проведёте 2–3 урока с группами, построенными по такому принципу, и поймёте, что пора переходить к следующему этапу. Всё зависит от того, насколько быстро слабоуспевающие ученики освоятся в новой для них образовательной среде.

2. Группы смешанного состава. После того, как слабоуспевающие ученики с низкой мотивацией адаптируются к частой смене видов деятельности, быстрому переключению внимания, достаточно высокому темпу работы и насыщенному содержанию урока, учеников можно объединять в смешанные группы.

Состав меняется в зависимости от задач, которые учитель ставит перед учениками на конкретном уроке. Оптимально, чтобы из 10 человек было 7 хорошо успевающих, активных учеников и 3 с низким уровнем активности. Это хорошо тонизирует всех участников группы и позволяет создать ситуацию, когда дети учат детей.

3. Деление по уровню подготовки к уроку Если некоторые из ваших учеников систематически пропускают уроки, бывают невнимательны на уроках, не выполняют домашнее задание или выполняют его не очень хорошо, то самостоятельная работа онлайн над некоторыми заданиями может быть им не под силу. Им потребуется больше времени для его выполнения или, возможно, они не справятся с ним совсем.

Поэтому детям с низким уровнем подготовки к уроку полезнее будет повторить и закрепить то, что они недоучили, чем применять на практике обрывочные знания. Бессмысленно объединять их в группу с более ответственными детьми, которые пойдут далеко вперёд в освоении новых способов решения учебных задач.

Чтобы определить уровень подготовки детей к уроку, можно провести небольшой опрос в начале или накануне урока, предложив детям выполнить задания из Яндекс.Учебника. На этой платформе учитель сразу видит результаты работы каждого ученика и общую картину по классу. Это позволяет сэкономить время на уроке и разделить учеников на группы уже перед уроком.

4. Деление по заинтересованности детей в теме урока. Предположим, что какая-то часть детей любит решать задачи на движение, а другая часть не понимает, как их решать, поэтому не любит эту тему. Разбейте их на соответствующие группы. На одной из станций предложите первой части детей не просто решать эти задачи, а составить свои — например, задачи со сказочным сюжетом — и прописать к ним алгоритмы решения и/или нарисовать карточки-опоры для второй группы. Поработав на этой станции с материалами, подготовленными первой группой, вторая группы сможет лучше усвоить эту тему. Для всех учеников такой формат занятия будет максимально полезен.

Подготовка к уроку по модели «Ротация станций»

С чего начать подготовку к уроку по модели «ротация станций»?

1. Работа с программой и

календарно-тематическим планированием. Определите для себя, на каком

уроке и с какой темой вам и детям было бы интересно работать по группам.На

этапе освоения новой технологии проводить такие уроки каждый день будет

непросто. Поэтому лучше запланировать 3–4 урока в I четверти и затем

проанализировать результаты: что у вас получилось реализовать, а что нет

и почему, как можно это исправить. Оцените, как отреагировали ваши

ученики на новую форму обучения: приняли они её или нет, включились ли в

работу сразу, соблюдая заранее оговоренные правила — или нет? И

получилось ли у них достичь запланированных результатов?

2. Подготовка сценария урока. Определение и анализ планируемых образовательных результатов и формулировка цели урока.3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.4. Выбор средств обучения.При проектировании урока необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами на уроке, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн среде, а какую выделите на проектную работу.

Работа на станциях

1 станция. Работа с учителем.

На этой станции учитель управляет учебной деятельностью, используя различные её формы, в том числе и фронтальную.

Цель работы — получение индивидуальной обратной связи от учителя. Это очень важный момент: чем больше времени учитель уделяет каждому ученику, ориентируясь на его особенности, тем точнее будет его оценка — что у ученика получается хорошо, а над чем ещё стоит поработать. В таком формате есть возможность предлагать детям индивидуальные задания на отработку именно того, что не получается на данный момент. Это помогает повысить мотивацию и успеваемость.

Такая форма работы хорошо подходит для активизации знаний учащихся, для изучения нового материала и его первичного закрепления.

2 станция. Работа онлайн.

Цель данной станции — создать

условия для развития навыков самостоятельной работы, личной

ответственности, самоорганизации. Дети должны научиться учиться

самостоятельно. На этой станции они могут как знакомиться с новым

материалом, так и повторить и закрепить уже изученный или проверить свои

знания на онлайн-платформе — например, в Якласс, Учи.ру, LECTA, Яндекс Учебнике и др.

Количество заданий должно быть достаточно большим, чтобы дети смогли глубоко познакомиться с темой урока. Предложите классу как обязательный список заданий, так и дополнительные задания/материалы для углублённого освоения темы.

Это могут быть задания, относящиеся не к одному конкретному уроку, а целой теме, чтобы обеспечить каждому ученику возможность продвигаться в её изучении в своём темпе. Кто-то быстро справится с базовыми заданиями и пойдёт дальше выполнять задания повышенной сложности. Другой ученик за то же самое время осилит только базовые задания.

Прогресс в освоении можно отследить детально, если вы выдаёте ученикам задания по всей теме и проводите уроки в модели «ротация станций» каждый день или через день, в зависимости от расписания.

Онлайн-работа предусматривает наличие электронного устройства у каждого ученика. Такими устройствами могут быть: планшет, ноутбук, персональный компьютер. Устройства должны иметь возможность выхода в интернет. Важно проверить количество заряда на устройствах, чтобы устройство не разрядилось во время урока.

Задача учителя — научить детей использовать мобильные устройства и компьютеры именно в образовательных целях. Проведите с детьми беседу, объясните, что на уроке не сидят в социальных сетях и не играют в игры, работая на строго определённых ресурсах.

Количество устройств должно соответствовать числу детей в группе. В крайнем случае можно использовать один компьютер на двух-трёх учеников, тогда на группу из шести человек понадобится всего два-три устройства. В этом случае придётся договариваться об очерёдности выполнения заданий, что приведёт к сокращению объёма работы каждого ученика. Также становится сложнее отследить, выполнил ли ребёнок задание сам или с подсказкой одноклассников.

Если вам приходится просить детей приносить свои гаджеты, а в школе нет Wi-Fi, поставьте в известность администрацию и получите разрешение от родителей: ведь именно они платят за мобильный интернет.

3 станция. Проектная работа в группе.

На этой станции дети работают над созданием

совместного проекта. Способ организации групповой работы зависит от

задач урока В зависимости от размера группы и выбранного задания по

необходимости можно внутри них создать подгруппы по два–четыре человека,

каждая из которых может работать над одной из его частей. В конце урока

все части соединяются в единое целое, и продукт обсуждается всеми

участниками.

Дайте детям необходимые источники информации, задайте определённые вопросы для обсуждения и предложите короткие инструкции, если они требуются, чтобы они смогли самостоятельно решить проблему и представить проекте.

Модель "Ротация станций": вопросы и проблемы

Как избежать потери времени при переходе от одной станции к другой?

  1. Деление детей на группы можно провести ещё на перемене.
  2. Группам нужно дать названия. Можно использовать названия животных, сказочных персонажей, городов и т.п.
  3. На первых уроках можно нарисовать схему с названиями групп и станций на доске или вывести на слайд, чтобы у детей перед глазами была опора.
  4. Потренируйтесь на внеурочном занятии или на перемене.
  5. Обсудите, как происходит переход от станции к станции. Можно вывести на экран электронный таймер, чтобы ваши ученики могли следить за временем.

Каким образом выставлять отметки за работу на уроке?

Оценки обеспечивают своевременную обратную связь для ваших учеников. Критерии их выставления должны быть понятны и доступны всем участникам образовательного процесса. В младших классах их не должно быть слишком много, они могут соответствовать планируемым результатам. Например, на уроке ребёнок должен изучить способ проверки безударной гласной в корне и выполнить задание на закрепление. После выполнения вы просите ребёнка выбрать одно из утверждений:

1. Я хорошо понял правило и смог его применить при закреплении.2. Я хорошо понял правило, но не смог его применить при закреплении.3. Я пока не понял правило, поэтому не смог его применить при закреплении.

За что можно выставлять отметки на уроке, который проводится по модели смешанного обучения?

1. За работу на станции с учителем, когда ученик выполняет задание у доски.2. За самостоятельную работу в тетради.3. За работу онлайн: данные с результатами выполненных детьми заданий сохраняются автоматически. Вам остаётся их лишь перевести в отметку. Не забывайте озвучивать критерии и в этом случае.

Каким образом выставлять отметки за работу на уроке?

Оценки обеспечивают своевременную обратную связь

для ваших учеников. Критерии их выставления должны быть понятны и

доступны всем участникам образовательного процесса. В младших классах их

не должно быть слишком много, они могут соответствовать планируемым

результатам. Например, на уроке ребёнок должен изучить способ проверки

безударной гласной в корне и выполнить задание на закрепление. После выполнения вы просите ребёнка выбрать одно из утверждений:

1. Я хорошо понял правило и смог его применить при закреплении.2. Я хорошо понял правило, но не смог его применить при закреплении.3. Я пока не понял правило, поэтому не смог его применить при закреплении.

За что можно выставлять отметки на уроке, который проводится по модели смешанного обучения?

1. За работу на станции с учителем, когда ученик выполняет задание у доски.2. За самостоятельную работу в тетради.3. За работу онлайн: данные с результатами выполненных детьми заданий сохраняются автоматически. Вам остаётся их лишь перевести в отметку. Не забывайте озвучивать критерии и в этом случае.

Возможные ошибки и их решение

  1. Попытка на уроке быть одновременно в нескольких местах, чтобы проконтролировать работу детей на всех станциях. Это всё равно не получится, а урок будет скомканным. Даже если что-то пойдёт не так, вы всегда сможете обговорить с детьми, почему так вышло и как этого можно избежать на последующих уроках.
  1. Стремление использовать все подготовленные задания для первого урока, хотя их нужно приготовить с избытком только на случай непредвиденной ситуации. Контролируйте ситуацию.
  1. Не пытайтесь использовать старые методы в новом формате. Выстраивайте доверительные отношения со своими учениками, налаживайте новую систему оценивания.
  1. Сдаться без боя. Не опускайте руки, если у вас не получился идеальным первый урок, и даже второй или третий. Делайте выводы и на их основе готовьтесь к следующему уроку в модели «ротация станций».

Модель "Ротация лабораторий"

Модель ротации лабораторий предполагает перемещение ротацию учеников в определенные периоды времени между фиксированными аудиториями, в которых проходят занятия под руководством учителей, а в одной из них учащиеся занимаются самостоятельно за компьютерами. Схема работы класса при таком подходе показана на рисунке.

Это - общая картина модели ротации лабораторий. Здесь учителя ведут обучение традиционным методом. А потом в определенный момент времени ученики переходят в компьютерную лабораторию, которая изображена в правом нижнем углу, где они работают индивидуально в режиме онлайн за компьютерами. Тут, как и в модели ротации станций, в работе участвуют как учителя, так и ассистенты/ тьюторы.

"Гибкая" модель и индивидуальный учебный план

Гибкая модель модель смешанного обучения

Суть гибкой модели заключается в том, что онлайн-обучение является стержневой деятельностью обучающихся, которая периодически прерывается короткими сессиями директивного обучения под руководством учителя. Каждый обучающийся может самостоятельно перемещаться в течение урока, занимаясь командными заданиями, индивидуально или с учителем. Модель работы школы показана на рисунке.

На рисунке изображена общая схема школы, демонстрирующая "гибкую модель". Особенность этой модели в том, что разные школы могут реализовывать ее по-своему. В центре этой схемы расположено учебное пространство, в котором у каждого учащегося есть свое собственное рабочее место, у каждого ученика есть свой компьютер, за которым он учится в режиме онлайн. По периметру центрального учебного пространства располагаются несколько комнат для малых рабочих групп. В таких комнатах учащиеся могут работать вместе небольшими группами. Также в комнатах для малых групп ученики могут получить инструктаж по ведению научной работы и выполнять лабораторные работы. Внизу расположено пространство для самостоятельной работы - место в котором ученики могут собираться и также заниматься учебой вместе со своими одноклассниками.

Главная идея состоит в том, что учащиеся могут свободно перемещаться из одного учебного пространства в другое исходя из своих нынешних потребностей. Главным образом "гибкая модель" отличается от предыдущих моделей тем, что учащиеся не обязаны тратить четко отведенное время на какой-либо вид учебной деятельности. Наоборот, у каждого ученика есть индивидуально разработанный график соответствующий его запросам.

Вывод

При проведении урока по гибкой модели (также называемой «индивидуальный план») ученики свободно перемещаются по зонам учебного пространства и объединяются в группы по разным основаниям: по готовности к уроку, по успеваемости, по наличию пробелов в знаниях.

Работа учеников в каждой зоне не ограничена по времени. У каждого из них есть отдельный план, на который он ориентируется. При необходимости учитель вносит в него изменения.

Для кого подходит эта модель?Для учеников с индивидуальными образовательными потребностями. Это могут быть как школьники с высоким уровнем освоения программы, так и те, кто нуждается в коррекции познавательной сферы.

Плюсы гибкой модели1. Индивидуализация: можно подобрать материалы и упражнения с учётом способностей, опыта и уровня подготовки каждого ребёнка.2. Можно достичь сильной вовлечённости в образовательный процесс за счёт увлекательных интерактивных заданий в разного уровня и геймификации.3. Ученики сами принимают решения и поэтому чувствуют больше ответственности за результат.

Требования для работы по этой модели

Требуется большое пространство , в котором у каждого ученика есть своё рабочее место. В центре создаётся зона для индивидуальной работы онлайн с компьютерами/планшетами (количество соответствует общему числу детей). По периметру — несколько зон для групповой работы, где ученики работают под руководством учителя или тьюторов. Кроме того, есть неформальная зона с ковром на полу или пуфами, где дети могут свободно общаться между собой и учиться. Ученики могут перемещаться между различными зонами в зависимости от своего прогресса или желания, по договорённости с учителем. Их можно объединять в группы по уровню готовности к уроку, по успеваемости или по наличию пробелов в знаниях.

Отличие этой модели от ротации станций в том, что работа в каждой зоне для ученика не ограничена по времени. У него есть собственный график, разработанный совместно с учителем, где указано, с какой зоны он начнёт работу в этот день. При необходимости в этот график можно вносить изменения.

С чего начать реализацию гибкой модели обучения?

  1. Создайте таблицу с именами и фамилиями ваших учеников.
  2. Определите и зафиксируйте в какой степени — высокой, средней, низкой — был освоен предшествующий материал каждым из детей. Переходить к изучению нового материала можно только тогда, когда предыдущий хорошо усвоен.
  3. Затем напротив каждой фамилии укажите индивидуальный темп продвижения: высокий, средний, низкий.
  4. Следующая позиция – степень сформированности познавательных и социальных мотивов. Проанализируйте, стремится ли этот ученик к овладению новыми знаниями, получает ли знания разными способами (или, по крайней мере, стремится к этому), осознаёт ли он ценность учёбы для своего развития или просто стремится получить одобрение со стороны родителей или учителя, готов ли он сотрудничать с одноклассниками при выполнении различных видов работ на уроке.
  5. Затем оцените степень сформированности уровня учебной деятельности. Насколько успешно ученик осваивает предметные и метапредметные знания, умения и навыки, анализирует результаты своей деятельности, адекватно оценивает их и насколько он готов к самосовершенствованию.
  6. В заключение зафиксируйте индивидуальные особенности: характер, комментарии касательно эмоционально-волевой сферы.

Работая с такой таблицей, вы сможете определить группы детей со схожими показателями, чтобы впоследствии все они выполняли определённый вид заданий.

На следующем этапе приступаем к составлению индивидуального плана с привлечением к этому учеников. Основа плана – содержание базовой программы.

Алгоритм составления индивидуального плана

1. Определение смысла деятельности

Спросите у ученика: для чего ему необходимо научиться находить периметр и площадь прямоугольников? Он должен чётко понимать, зачем он это изучает, как он сможет это использовать. Такие вопросы нужно задавать детям каждый раз перед изучением новой темы и в ходе её изучения.

2. Определение личной цели — планируемого результата

В младшем школьном возрасте целеполагание находится в активной стадии

развития. Дети учатся понимать и принимать цели, которые ставит учитель.

Они учатся удерживать эти цели в течение длительного времени, работая

по инструкции. И самое главное, именно в младших классах закладывается

умение соотносить цели со своими возможностями.

Обсудите с ребёнком, который с трудом усваивает тему, какую цель он может перед собой поставить. Попросите его записать эту цель в таблице, которую позже вложите в портфолио этого ученика. «Научиться правильно писать» — не подходит, слишком широко сформулировано. Помогите ребёнку определить конкретную цель, например: «не допускать ошибок в правописании безударных гласных».

3. Составление плана действий<

Определите вместе с ребёнком отдельные задачи, решение которых поможет ему достичь цели. Это могут быть, например, такие формулировки: научиться видеть место на письме, где может быть ошибка; определять орфограмму и подбирать проверочные слова; находить слова с заданной орфограммой в небольших текстах; самому составлять тексты со словами на определённый вид орфограммы.

Остановится ли ваш ученик на выборе только базового материала или захочет изучить тему глубже – это его выбор. Как он будет этому учиться, ребёнок тоже выбирает сам из того, что вы предложите. Лучше всего подойдут формы работы, которые ориентированы на индивидуальные особенности, интересы и способности.

Сверьтесь с таблицей: если ему комфортнее отрабатывать базовую учебную тему под вашим руководством, значит, большую часть времени он будет работать с вами, а онлайн выполнит в своём темпе задания для закрепления.

Индивидуальный план должен предоставить ученику возможность выбора содержания домашнего задания: будет это интерактивный урок на платформе Яндекс.Учебник или письменная работа в тетради? Если это творческое задание, попробуйте предоставить детям самим выбрать тему, формат, содержание.

4. Проведение урока по гибкой модели смешанного обучения

Напомним — в таком уроке должны сочетаться обучение с учителем, онлайн-обучение с элементами самоконтроля, обучение через совместную работу над проектами. И каждый ученик должен учиться в своём темпе.

Как нужно в этом случае построить урок? Он будет похож на урок в модели «ротация станций», но зон/станций может быть больше, чем три. Время работы ребёнка на каждой станции не ограничено — за исключением станции онлайн-работы в целях соблюдения норм СанПиН.

Пример:зона 1 – работа с учителем,зона 2 – онлайн работа,зона 3 – проектная работа в группе,зона 4 – самостоятельная работа над творческим проектом,зона 5 – дискуссионная площадка с учителем.

Возможно, у вас в классе есть специальная зона отдыха, её тоже можно задействовать на уроке, чтобы дети могли обсудить между собой вопрос по изучаемой теме. Также это может стать зоной для вопросов и ответов: дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, письменно или устно.

Направляя детей в ту или иную зону, ориентируйтесь на тот выбор, который они сделали и зафиксировали в своих памятках-инструкциях.

5. Рефлексия учебной деятельности, оценивание и корректировка плана

Обучать детей рефлексии нужно целенаправленно и системно. Ребёнок никогда не сможет адекватно оценить свою успешность в обучении, если он не понимает, что конкретно он должен оценивать.

На этапе целеполагания вы обсудили с каждым учеником или группой учеников, имеющих схожие трудности в обучении, чему он/-и должен/-ны научиться. Вы проговорили планируемые результаты и записали их.

На этапе рефлексии мы возвращаемся к этой таблице и предлагаем ребёнку на основе выполненной работы сделать вывод: удалось ли научиться тому, что он запланировал, и в какой степени. Основные критерии оценивания — достижение поставленной цели и задач. Ребёнок проговаривает (самостоятельно или в разговоре с вами): удалось ли ему решить поставленную задачу или нет, достиг ли он своей цели или нет.

  1. Общение должно быть доброжелательным и спокойным.
  2. Вы можете при необходимости поставить ребёнку отметку за выполнение итоговой работы.
  3. Оценивайте работу, а не личностные качества ребёнка.
  4. Хвалите за усердие, давайте конструктивную обратную связь, размышляйте вместе с ним, что можно было сделать лучше или по-другому.

Если ребёнок достиг планируемых результатов, можно приступать к составлению индивидуального плана для изучения следующей темы.Если результат не достигнут или достигнут частично, следует обсудить, почему так произошло и наметить дальнейшие шаги.

Источники информации

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. — Москва, 2016.// [Электронная книга]: http://openschool.ru/ru/content/lesson/18852

2. Сорока Мария. Российский учебник/ Статья/ Работаем с электронной формой учебника: технология смешанного обучения. 2018.// [Электронный ресурс]: https://rosuchebnik.ru/material/rabotaem-s-elektronnoy-formoy-uchebnika/

3. Staker H., Horn M., "Classifying K-12. Blended Learning", Innosight Institute, 2012

4. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г.. Поливанова К.Н., Соколова О.В., Цукерман Г.А., "Российское школьное образование: взгляд со стороны", Вопросы образования, №1, 2004

5. Смешанное обучение. [Электронный ресурс]: https://vuzlit.ru/340184/smeshannoe_obuchenie#675

6. Bishop J.L. и Verleger M.A., "The Flipped Classroom: a Survey of the Research", American Society for Engineering Education, 2013

7. Alexander, K. L., Entwisle, D., & Olson, L., Lasting consequences of the summer learning gap. American Sociological Review, 2007

8. Результаты международного сравнительного исследования PISA, [Электронный ресурс]: https://www.oecd.org/pisa/

9. Результаты международного сравнительного исследования TIMSS, [Электронный ресурс]: http://timssandpirls.bc.edu/

10. Сайт Министерства образования Сингапура, [Электронный ресурс]: https://www.moe.gov.sg/education/school-terms-and-holidays#pri-sec-sch-hols

11. Андреева Наталья. Об эффективной системе смешанного обучения. 2017 г. [Электронный ресурс]: http://www.edutainme.ru/post/blended-system/

12. Яндекс Учебник, [Электронный ресурс]: https://education.yandex.ru/uchitel

© https://sdo.nipkipro.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС.

В  статье определена главная причина эволюции образования, создание новых иных образовательных условий, создание моделей смешанного обучения,   важные изменения в образовательном процес...

Технология смешанного обучения в начальных классах

Предлагаемый материал передает опыт изучения технологии смешанного обучения....

Использование технологии смешанного обучения в начальной школе.

В статье использованы материалы методического семинара  в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года"....

Статья «Применение технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе»

Суть модели смешанного обучения "Перевернутый класс" заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меня...

Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования.

Описание технологии смешанного обучения, модель "Ротация станций", и практическая значимость данной технологии....

Проектирование урока окружающего мира по технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе

Представляем систему работы с учениками, к которой нас подтолкнули три вечно беспокоящих вопроса:·      Как помочь ребёнку стать самостоятельным?·...