Технология «Педагогическая мастерская»
статья (2 класс)

Статья на тему "Технология «Педагогическая мастерская»" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pedagogicheskaya_masterskaya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Педагогическая мастерская»

  Как сделать свои уроки увлекательными? Любой учитель задумывается над этим вопросом, и я не исключение. Я пришла к выводу, что на уроках литературного чтения, окружающего мира и ОРКСЭ актуальна технология «Педагогическая мастерская». Применяя ее, можно сделать урок более живым, увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Эта технология также направлена на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Технология создана  в 20-х годах XX века учеными  Полем Ланжевеном (французский физик и общественный деятель), Анри Валлоном (Французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ), Жаном Пиаже (швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития) и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.

 Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.

 Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

 В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.

В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом.

 Он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.

Педагог -  не руководитель, а «проводник» ученика по дороге познания.

В данной технологии обучение как открытие.

Организация деятельности участников мастерской как исследование.

Мастер  не сообщает  знания как неоспоримые истины, а позволяет ученику самостоятельно «строить» знания на основе критического отношения к существующим сведениям, информации,  решать  творческие задачи, уважать мнение другого. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия».

Важнейшие принципы:

«Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю», «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».

Ещё одна особенность данной технологии - в мастерской исключается официальное оценивание работы ученика, поэтому он не боится получить плохую отметку. Мастер его не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал.

   Происходит  самооценка учащегося с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.

Получение знаний – в форме поиска, исследования, путешествия.

Алгоритм построения педагогических мастерских.

  1. Индуктор (психологический настрой на урок, наведение).
  2. Самоконструкция (запись слов по ассоциации).
  3. Социоконструкция (пополнение списка слов в группе, выделение информации).
  4. Разрыв (кульминация, во время которой ребёнок начинает чувствовать или понимать то, чего не знал или не чувствовал раньше).
  5. Афиширование (демонстрация выполненной работы).
  6. Рефлексия (духовное состояние после мастерской).

Индуктор

Слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок и т.д. – всё то, что может вызвать ассоциации, воспоминания.

 Все индукторы  должны подбираться с учетом содержания мастерской, возраста учеников.

Самоконструкция

Переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.

Переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима.

Первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения.

Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения.

Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом.

 После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения.

Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

Социоконструкция
Работа с моделями, схемами, таблицами, рисунками, текстами, предметами, объектами, понятиями побуждают участников мастерской фантазировать, мыслить, взглянуть по-новому на давно известное и привычное.

Каждый участник может выбрать себе пару сам.

Сам мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика.

В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

Социализация
Выступление ученика в группе (идёт сопоставление, оценка фактов и т.д.)

Задача мастера – предотвратить подавление, игнорирование мнения отдельных участников, поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Групповая работа. Интеграция идей. Атмосфера сотрудничества.

Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений товарищей, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Афиширование
Предъявление работ учеников в классе, ознакомление с результатами групповой работы.

Основная задача – обеспечить признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

Рефлексия
Одна из задач мастерской  - вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.

     Мастер создает условия для вербального оформления  переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности учащегося, предоставляет возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.

       Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу с учетом проявившихся индивидуальных особенностей учащихся.

Урок литературного чтения. 3 класс. «Он живой и светится»

Индуктор. На доске слово «Свет».

        Самоконструкция.  Дети пишут (индивидуально) ассоциации к этому слову на листочке.

Слушаем рассказ Драгунского до момента:

Ты открой её, - сказал Мишка, - тогда и увидишь!

Социоконструкция . (Дети индивидуально придумывают продолжение)

Социализация. Делятся выводами в группе.

Афиширование. Ребята делятся продолжением рассказа, который у них получился.
Рефлексия. На данном этапе было предложено создать синквейн. И сравнить его с теми ассоциациями, которые дети написали в начале на слово свет.
Список литературы:

1. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М. – Воронеж; Моск. психол.-социальн. ин-т, Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 256с.

2. Проклова В.Ю. Формирование экспериментальных умений учащихся при обучении физике в основной школе // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. 2014. №4. Часть 9. С. 105-107.

3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина. СПб: КАРО, 2014. — 176с.

4. Педагогические мастерские по литературе. / под ред. А. Н. Сиваковой. – СПб.: «Корифей», 2000г.

5. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002г.

6. http:// festival.1september.ru

7. http:// l-chigir.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Урок по развитию речи в технологии «Педагогические мастерские». Подготовка к написанию сочинения «Моя весна».

Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...

Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»

Актуализация проекта.Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...

Формирование универсальных учебных действий через технологию педагогических мастерских

В данной статье представлена модель занятия, разработанного по технологии педагогических мастерских...

Урок английского языка в технологии педагогических мастерских во втором классе.

Тема урока: Home sweet home. (Обобщающий урок по сказке The Town Mouse and the Country Mouse)Цели: Развивающий аспект: развитие способности обобщать, формулировать выводы, развитие способности о...