Ранее обучение чтению.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 409.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезно или вредно рано учить детей чтению (2-5 лет)? На этот вопрос ответить однозначно не возможно, т.к. мнение каждого человека субъективно, ведь дети все разные. Кто-то в 4 года сам может выучить буквы в развивающих играх, а кто-то и в школе учится читать "из под палки". Давайте посмотрим программы обучения наших школ. Все они направлены на обучение ребенка буквам и чтению в 1 классе, т.е. в 7 лет. ‼️Однако, учебники и рабочие тетради на печатной основе по ним составлены так, что программа предполагает обучение уже читающих детей‼️. Да, учебно-методические комплексы (УМК) противоречат сами себе. Естественно, понимая это, родители стараются научить ребенка читать до школы. Наиболее «продвинутые родители» используют в обучении чтению популярные сейчас методики: Николая Зайцева (обучение чтению складами), Глена Домана (карточки слов с картинкой данного предмета), А. Тюленева (обучение по уже готовым для занятий материалам, которые необходимо преобрести), М.Монтессори (обучение чтению через моторику и сенсорику), О.Соболевой (применяется ассоциативная методика запоминания) и др.. Стоит заметить, что все эти методики подходят для обучения чтению даже особенных детей (ОВЗ). Большое число родителей пользуется так называемым «традиционным способом» обучения чтению: от букв – к звукам и далее – к словам. Так же обучают и наши УМК, поэтому ребенку не придется "переучиваться". Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он формирует фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению, а следовательно помогает деткам избавляться от дефектов речи. ‼️Так стоит ли учить ребенка читать до школы и в каком возрасте? По своему педагогическому опыту могу сказать - однозначно стоит! Это очень облегчает эмоциональную нагрузку детей в 1 классе. Т.к. чаще всего дети боятся ошибиться при чтении, ведь все хотят быть успешными. От этого нарастает нервное напряжение , что приводит к быстрой утомляемости. А вот в раннем возрасте или в 5-6 лет, решать только вам. Тут все зависит только от ребенка, его возможностей и интересов. Если ваш ребенок любит, когда ему читают вслух; правильно строит фразы при общении; чётко выговаривает слова; может рассказать историю, услышанную или произошедшую с ним не путая очередность событий; проявляет желание самостоятельно рассматривать книгу, а может сочиняет истории по картинкам в ней, то он готов к обучению чтению, даже если ему в этот момент всего 3 года!
А теперь я постараюсь раскрыть суть чтения.
На самом деле все просто - самое главное, чего мы должны добиться в обучении чтению - это понимание прочитанного. Вспомните, какую последнюю книгу или журнал вы читали? Вспомнили ? Что сейчас происходило в вашей голове? Ваш мозг сразу начал рисовать вам обложку, картинки из ваших фантазий по тексту. Возможно вы даже вспомнили какой-то момент , когда вы читали эту книгу - как вы сидите в кресле, лёжите в кровати и т.п.. Сразу вспомнили качество бумаги. Не так ярко вспомнили прочитанное те, кто пользуется электронными книгами. Как вы думаете почему? Потому что вы получили обратную связь от сенсорики. Про нее я тоже уже рассказывала. Когда ребенок читает осмысленно, его воображение рисует картинку по этому тексту, текст воспринимается и запоминается. Очень часто в школе учитель просит ребенка нарисовать картинку к прочитанному произведению. Это помогает понять, понял ребенок о чем он прочитал или нет. Но вот не все методики научат этому осмысленному чтению. Многие новаторы отошли от обучения детей буквам, а склоняются к тому, что надо просто учить читать, не привязывать ребенка к образному восприятию буквы. Т.к. иначе буква будет ассоциироваться с конкретным предметом или картинкой , как например А- аист или арбуз , Б - белка, баран... Но как же тогда получить обратную связь от сенсорики? Как тогда ждать от ребенка осознанности чтения? Например , просто заучивая слова по карточкам, ребенок столкнется с проблемой их понимания. Он не имеет возможности складывать слова сам, те которые знает , например из кубиков. Его чтение упрётся в то, что его мозг будет читать тексты целыми заучинными словами, пропуская те, которые он не выучил по карточкам.
Ведь иногда открыв инструкцию к каким-либо лекарствам, мы начинаем читать в пустую, потому что совершенно не понятно что это за слова. Некоторые слова даже читаем по слогам, чтоб их правильно произнести. Так же и дети. Поэтому с педагогической точки зрения, необходимо давать ребенку возможность узнавать звуки имея как можно больше образов, чтоб он понимал что этот звук есть в этом слове, и в этом , и в этом. Здесь он в начале, в этом слове в середине , а в этом- в конце.
Способствуют ли кубики с буквами раннему обучению чтения? Да, способствуют. Это очень хорошая основа для ненавязчивого обучения звукам, если уж не хотите учить буквы.
Какую методику выбрала бы я для своего ребенка? Однозначно взяла бы Монтессори. Но это очень энергозатрат но, да и хранить столько всего дома сложно. Методике Зайцева лично я скажу да! Но надо помнить , что это все же процесс учения, и тут надо знать методику, мне он близок, потому что создан на основе классической. Там даже продуманы твердые, мягкие, глухие и звонкие звуки. А это фонетика- очень важный раздел в русском языке. Люди с развитым фонематический слухом с раннего возраста называют себя "враждебно грамотными". Так же буду использовать букварь Жуковой, потому что я знаю несколько логопедов, которые именно по нему работали с разными нарушениями у детей. А значит букварь продуман до мелочей.
!!!Но никто не говорит, что нельзя взять из нескольких методик всего по чуть - чуть. Главное просто выстроить алгоритм работы, а не бросаться из стороны в сторону. Если уж начали учить буквы и вместе с ними звук, то учите все буквы. Если начали сразу звуки, то не добавляйте в середине алфавита буквы. Они потом притянутся сами, при чтении. (Не все понимаю разницу между буквой и звуком. Например К. Буква "ка" , а звук не "кэ" , как мы привыкли говорить, а именно "к". Б- буква "бэ", а звук - "б". М - буква "эм" звук "ммммм" он тянется и.т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема раннего обучения детей. За и против
Проблема раннего обучения детей возникла несколько десятилетий назад. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Практич...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-41723-1355846043.jpg)
«Актуальность, проблемы, стратегия раннего обучения».
Дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности». Период дошкольного детства (как и период обучения в школе) включает в себя несколько этапов, начиная с раннего, 3-летнег...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/25/picture-275882-1374772522.jpg)
Положительные стороны раннего обучения иностранному языку
Статья адресована родителям семи-, восьмилетних детей,которым предстоит изучать иностранный язык со 2 класса общеобразовательной школы. В статье раскрываются причины изучения иностранного языка в нача...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/21/picture-624661-1429642345.jpg)
Памятка для родителей "Раннее обучение чтению"
Эта методическая рекомендация-памятка для родителей поможет им хорошо подготовить своего ребёнка к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780158-1460308137.jpg)
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении чтению на раннем этапе образования.
Статья содержит пояснительную записку сописанием этапов работы с предложенным тестом. Задания в тесте разработаны для обучающихся с разными способностями усвоения материала....
Проблемы раннего обучения чтению
В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения чтению, а также даны рекомендации и упражнения по обучению чтению. Статья предназначена для педагогов, родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/06/picture-1266426-1599406643.jpg)
"Чем опасно раннее обучение чтению?"
Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше, предлагаю вашему вниманию несколько аргументов ПРОТИВ раннего обучения чтению....