Программа курса внеурочной деятельности "Школа нравственности"
рабочая программа (4 класс)

Ковынева Марина Викторовна

Программа курса внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Заринска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

«Школа нравственности»

(34 часа)

4класс

                                                                                                           Составитель:

           Ковынева Марина Викторовна

           учитель начальных классов

                                                             

Заринск

                               

Пояснительная записка

  Автор программы: Ковынева Марина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г. Заринска.

Планирование составлено на основе:  

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
  2. « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
  3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.

             Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.

     Задачи:

  1. развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  2. воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
  3. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
  4. предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение  к окружающему миру;
  5. прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
  6. уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
  7. выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.

Общая характеристика.

      Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности курса «Школа нравственности». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. 

     Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

     -  игровая;

    - познавательная;

     - конкурсы;

     - сюжетно – ролевые игры;

     - диалог;

     - экскурсия;

     - просмотр мультфильмов;

     - посещение библиотеки.

                          Место предмета в учебном плане.

«Школа нравственности» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана для учащихся 4 класса, на 34 часа  – 1час в неделю.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:

 - Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «школа нравственности».

     При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.  Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

     В целях формирования УУД в коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

     Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.

         В результате реализации  программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
  • Формы организации внеурочной деятельности
  • Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
  • Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
  • • беседы;
  • • предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО);
  • • классный час;
  • • встречи с интересными людьми;
  • • литературно-музыкальные композиции;
  • •  просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • •  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

•  творческие конкурсы;

•  выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в   стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

•  заочные путешествия;

•  творческие проекты, презентации;

•  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

•  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Содержание программы

Раздел 1: Культура общения (9 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7 часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических

Раздел №1

Культура общения

9

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1

+

2.

Культура общения в современной семье

1

+

3.

Культура общения в современной семье

1

+

4.

О терпимости к ближним

1

+

5.

0 терпимости к ближним

1

+

6.

Культура спора

1

+

7.

Этикетные ситуации

1

+

8.

В мире мудрых мыслей

1

+

9.

В мире мудрых мыслей

1

+

Раздел №2

Самовоспитание

7

10.

«Познай самого себя»

1

+

11.

Самовоспитание

1

+

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

1

+

13.

Как я работаю над собой

1

+

14.

О терпении

1

+

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом

1

+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

1

+

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний

1

+

18.

Совесть - основа нравственности

1

+

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее»

1

+

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто»

1

+

21.

Заветы предков

1

+

22.

Россияне о любви к Родине

1

+

23.

Твоя малая родина

1

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

1

+

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

+

Раздел №4

Искусство и нравственность

8

27.

Нравственное содержание древних мифов

1

 

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

1

+

29.

Положительные герои в былинах и сказках

1

+

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях

1

+

31.

«Зло. как и добро, имеет своих героев»

1

 

32.

Искусство и нравственность

1

+

33.

«Вот человек Что скажешь ты о нем?»

1

+

34.

Обзор курса этикета

1

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...

Программа курса внеурочной деятельности "Россия - Родина моя!" (духовно-нравственное направление )

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия - Родина моя!" рассчитана на детей 9-10 лет; срок реализации: 1 год.  Цель программы: во...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года

Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов

                    Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...