Особенности учебных задач и подходы к их разработке
статья

Зотова Марина Анатольевна

Учебная задача - один из главных компонентов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_2021_goda_tvor_gruppa.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС 2021 года: содержание, механизмы реализации. Особенности учебных задач и подходы к их разработке

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. 

Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества. 

Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. 

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. 

В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Особенности учебных задач и подходы к их разработке

Учебная задача – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации или проблеме. Учебная задача – задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических заданий.

Следует отличать практическую задачу от учебной. Практическая задача нацелена на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить …, доказать …, собрать …, проанализировать … и др.). Практическая задача отвечает на вопрос «что нужно делать». Пример практической задачи. У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Слово «всего» – прямое указание на ход решения, оно содержит ограничение поиска. Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», то есть происходит освоение способа решения сходных задач.

Решение учебной задачи – это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Пример учебной задачи. У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения.

                    Отличие практических и учебных задач

Практическая задача

Учебная задача

«Закрытая» учебная задача

«Открытая» учебная задача

Формирует «эффект ленивого мозга»

Обеспечивает познание как открытие истины

Результат: неспособность обучающегося мыслить, рассуждать, строить гипотезы

Результат: интеллектуальное развитие

Анализируя представленную таблицу можно сделать вывод, что практическая задача направлена на получение результата, связанного с объектом действий. При решении практической задачи обучающийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Пример практической задачи: разобрать предложение. Результат решения практической задачи: указаны члены предложения и части речи (измененный объект).

Целью учебной задачи является овладение обучающимся общим способом решения всех задач данного вида. При решении учебной задачи обучающийся производит своими действиями изменения в объектах, результат – изменения в самом действующем субъекте. Примером результата изменения субъекта может быть овладение способом проверки проверяемых безударных гласных в корне слова.

Решение учебных задач формируют у обучающихся умения анализировать, рассуждать, самостоятельно изучать новый материал, фиксировать результат в виде схемы, модели, текста. Обучающиеся приобретают опыт творческого мышления, чувствуют радость познания. Завершается решение каждой учебной задачи фазой самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности. Учебная задача имеет определенную структуру:

1) целеполагающая часть, которая способствует мотивации, постановке цели и планированию;

2) содержательная часть, состоящая из условия в виде различной информации и вопроса, связанного с определенными учебными действиями;

3) критерии оценки, которые мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения задания.

 Приведем пример учебной задачи в виде игровой ситуации на уроке окружающего мира по теме «Что у нас под ногами?». Учебная задача предлагается методистами издательства «Просвещения». Содержательная часть: Мудрая Черепаха решила познакомить Муравья Вопросика со своей коллекцией камней. Но Муравьишка не захотел знакомиться с коллекцией камней. Он сказал: «Зачем изучать камни, это неинтересно, все камни одинаковые и от них нет никакой пользы». Мудрая Черепаха просит помочь переубедить Муравья Вопросика, доказать ему, что все камни разные, что люди широко используют их, можно узнать о камнях много занимательного и интересного. Целеполагающая часть: переубедить Муравья Вопросика, доказать ему, что все камни разные, их интересно изучать. Критерии оценки: мотивация – желание помочь Черепахе, заинтересовать Муравьишку; эталон выполнения – знать название некоторых камней и их использование человеком.

При разработке учебных задач необходимо учитывать, что задача должна:

1) затрагивать интересы обучающихся;

2) иметь эмоциональную окраску (содержать занимательные примеры, опыты, парадоксы);

3) обеспечивать коммуникацию обучающихся;

4) соответствовать учебным и возрастным возможностям младших школьников;

5) находиться в зоне ближайшего развития обучающихся.

Для достижения требуемых образовательных результатов при изучении темы, раздела, необходимо конструировать не отдельные учебные задачи, а систему учебных задач. Система учебных задач должна обеспечивать достижение не только ближайших целей (например, конкретного урока), но и всего курса.

Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы в процессе ее решения, формировались искомые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные). Для составления учебных заданий предлагаем воспользоваться конструктором по формированию универсальных учебных действий (см. приложение).

 Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам примерной рабочей программы:

 предметные образовательные результаты;

 метапредметные образовательные результаты;

 личностные образовательные результаты;

 тематическое планирование (в части – основные виды деятельности обучающихся).

При постановке учебных задач необходимо учитывать следующие условия:

1. Необходимо создание учебной ситуации, в которой обучающийся обнаруживает недостаточность своих знаний для решения возникшей задачи. 2. С помощью схем, моделей, наглядных пособий следует зафиксировать интерес учащихся к учебной задаче.

3. Важно осуществить переход от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».

Приложение

Конструктор учебных заданий по формированию универсальных учебных познавательных действий

 Формирование базовых логических действий

 выявите существенные признаки объектов (явлений);

 охарактеризуйте существенные признаки объектов (явлений);

 установите существенный признак классификации;

 установите основание для обобщения и сравнения;

 выявите закономерности и противоречия в фактах, данных и наблюдениях;

 предложите критерии для выявления закономерностей и противоречий;

 выявите дефициты информации, необходимой для решения поставленной задачи;

 выявите причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

 сделайте выводы на основе умозаключений; сформулируйте гипотезы о взаимосвязях;

 выберите способ решения учебной задач.

Формирование базовых исследовательских действий

 сформулируйте проблемный вопрос, направленный на поиск ответа;

 сформулируйте вопрос, фиксирующий противоречие между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта;

 сформулируйте гипотезу, истинность которой можно проверить в ходе исследования;

 составьте план проведения исследования;

 проведите несложное исследование (эксперимент) по установлению особенностей объекта изучения;

 оцените достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

 сформулируйте выводы по результатам проведенного исследования (эксперимента);

 спрогнозируйте возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Формирование умений работы с информацией

 примените различные методы (инструменты, запросы) при поиске искомой информации;

 выберите (проанализируйте, систематизируйте, интерпретируйте) информацию различных видов и форм представления;

 найдите аргументы (подтверждающие/ опровергающие идею, версию) в различных информационных источниках;

 выберите оптимальную форму представления информации;

 проиллюстрируйте решаемые задач схемами, диаграммами;

 оцените надежность информации по критериям;

  сформулируйте критерии для оценки надежности информации.

Конструктор учебных заданий по формированию универсальных учебных коммуникативных действий

Формирование умения общаться

 сформулируйте суждение в соответствии с целями и условиями общения;

 выразите устно (письменно) свою точку зрения;

 проведите переговоры;

 распознайте, какие эмоции выражает собеседник;

 распознайте предпосылки конфликтных ситуаций;

 сформулируйте свои возражения собеседнику в корректной форме;

 задайте вопросы по существу обсуждаемой темы;

 выскажите идеи, нацеленные на решение задач;

 сопоставьте свои суждения с суждениями других участников диалога;

 публично представьте результаты выполненной работы;

 выберите формат выступления, учитывая особенности аудитории. Формирование умения осуществлять совместную деятельность 

 обоснуйте необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

 спланируйте организацию совместной работы, распределите роли, обсудите процесс и результат совместной работы;

 проявите готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

 оцените качество своего вклада в решение общей задачи по критериям;

 сравните результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов.

Конструктор учебных заданий по формированию универсальных учебных регулятивных действий

Формирование умения самоорганизации

 выявите проблему, возникающую при решении жизненных/учебных ситуаций;

 выберите способ решения учебной задачи с учетом ресурсов и собственных возможностей;

 составьте и аргументируйте алгоритм решения учебной задачи. Формирование умения самоконтроля

 дайте оценку ситуации и предложите план ее изменения;

 адаптируйте учебную задачу к новым условиям;

 объясните причины достижения/недостижения результатов деятельности;

 дайте оценку приобретенному опыту, найдите его позитивные стороны;

 внесите коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;

 оцените соответствие полученного результата цели и условиям. Формирование эмоционального интеллекта 

 выявите и проанализируйте причины собственных эмоций и эмоций другого человека;

 поставьте себя на место другого человека, поймите мотивы и намерения другого;

  регулируйте выражения отрицательных и положительных эмоций. Формирование умений принятия себя и других 

 отнеситесь к другому человеку, его мнению осознанно;

 признайте свое право и право другого на ошибку;

 примите себя и других, не осуждая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

В статье рассмотрены результаты  проведенных исследований по изучению особенностей овладения младшими школьниками регулятивным учебным действием принятия учебной задачи, цели учебной деятельности...

Решение задач. Разные подходы

Урок математики  в 1 классе...

Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников

О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...

Особенности реализации системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе широко применяются на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный  – системно-де...

Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе

Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении....

Разработка учебных задач на урок кубановедения, 4 класс

Моя разработка для уроков кубановедения в 4 классе....