Статья ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗОК
статья (3 класс)

Еще одна интерпретация статьи про сказки и их влияние на развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа

ШАЯХМЕТОВА РИНА РАИЛЬЕВНА

БГПУ им. М Акмуллы (г.Уфа)

ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗОК

Проблема формирования творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития

В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике понятий творчества, творческих способностей и других.

По мнению Э.А. Голубевой, творчество – это личностное качество, опирающееся на развитие высших психических функций, когда творчество как навык охватывает все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [3, 242].

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Детское творчество – одна из актуальных проблем педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие другие.

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема формирования и развития творческой личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся своей нестандартностью, помогая людям увидеть необычное в обычных явлениях. Поэтому сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом Начального Общего Образования среди заданий уроков чтения являются развивающие:

  • формировать речевые умения (читать и говорить в соответствии с нормами литературного языка);
  • развивать внимание, память, наблюдательность;
  • аналитико-синтетические умения сравнивать, обобщать, доказывать, проводить аналогию, устанавливать причинно-следственные связи; развивать творческие способности, самостоятельность и навыки самоконтроля.

«Сказка - животворящий источник детского мышления. Многолетний опыт убеждает, что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, которые рождаются в душе ребенка под впечатлением сказочных образов стимулируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Под влиянием чувств ребенок мыслит словами. В сказочных образах-первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», - писал В.А.Сухомлинский. [1,4].

Среди множества современных средств обучения и воспитания хотелось бы обратить внимание на сказку. Является ли сказка средством обучения? Выдающиеся педагоги разных времен придавали особое значение сказке.

Так, В. А. Сухомлинский широко использовал сказки, сказания, поговорки и пословицы, песни, народные традиции и обряды в повседневной учительской работе, в своих произведениях показывал их целесообразность в духовном росте учащейся молодежи. Так, в трудах «Сердце отдаю детям» он придаёт сказке такую роль: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка-благородный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Отечеству. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетиями, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремление. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа».

В настоящее время существует несколько классификаций сказок.

В соответствии с классификацией Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой сказки подразделяются на:

1) художественные;

2) дидактические;

3) медитативные;

4) психотерапевтические;

5) психокоррекционные.

И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида [2,143]:

1) фольклорные;

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В. Вачкова, призван раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Формирование духовного облика ребенка, его культуры зависит от того, как учитель на своих уроках сумеет развить в нем умение находить красоту в том, что ее окружает. Детям свойственна исключительная непосредственность. Нужно научить их видеть прекрасное в окружающем и наслаждаться им. Не один год начальная школа работает над целью внедрения образной этнопедагогики на примерах из родного фольклора.

При обсуждении сказки в детском воображении возникают скорее на интуитивном, образно-конкретном, чем на логически-абстрактном, понятийном уровне, что и подтверждает чувственное принятие окружающего мира младшими школьниками [6].

Чтобы произведение создавало достаточно благоприятные условия для зарождения положительных черт, нацеливал не просто на самоанализ, а на развитие своих способностей, формирование характера, совершенствование себя благодаря собственной деятельности. Для этого на уроках можно применять нестандартные технологии работы со сказкой: перепутывание сказочных сюжетов и героев; изменение характера героя; изменение места, времени, события; изменение конца сказки; составление сказки по схеме.

Такая работа позволяет избежать стереотипов. Дети учатся развязывать ситуацию, «использовать волшебство» фантастических и сказочных существ, решать определенную задачу, выходить из сложной ситуации. Незаметно для себя ребенок раскрывает свои потайные желания, улучшает взаимоотношения с окружающими.

Быть самим собой, при любых обстоятельствах сохранять собственное лицо, не терять чувство достоинства своим примером учат персонажи многих

сказок. Это, прежде всего, те произведения, главные герои которых тоже дети с понятными и близкими особенностями поведения и психологией поступков («Теремок», «Журавль и цапля» и т. д.) и сказки о животных.

Таким образом, педагогика в своих воспитательных усилиях, в том числе с помощью сказки, всегда выходит с реальной жизненной практики. Средства образности в данном случае предельно целеустремленные. В мире детства в первую очередь учитывается то обстоятельство, что он существует и развивается под непрерывным влиянием и в среде взрослых. Дети постоянно пытаются заявить право на собственное «Я». В этом плане отношения между взрослыми и детьми - важная как воспитательная и поведенческая проблема, одна из неотъемлемых составляющих социокультуры общества. При таких обстоятельствах на каждом уроке стоит придерживаться постулата народной педагогики, который легко прослеживается в нашем фольклоре, особенно по сказкам: воспитывать – значит предупреждать [7, 32].

Целесообразными направлениями работы с учениками младшего школьного возраста на уроках чтения должны быть: тренировка памяти; тренировка внимания; тренировка образного мышления; тренировка логического мышления; развитие воображения и творческих способностей.

Осмысление детьми сказочных сочинений уже с 1 класса не только, упрощенно говоря, положительный герой – отрицательный герой, а с позиции оценки его поступков, которые реализуются в актах содеяния, соучастия, ведет к сопоставлению их с жизненными аналогиями, личным опытом обучающихся, с поведением и поступками при схожих ситуациях и в воспитательном плане гораздо результативнее. С этой точки зрения происходит отбор народных сказок, тех, которые легко поддаются инсценировке, насыщенные поучительными событиями и диалогами социокультурного характера, доступны и интересны детям младшего школьного возраста [5, 16-22].

Ценность метода развития творчества заключается в том, что виды деятельности действуют в тесной взаимосвязи. Пробуждая воображение и эмоции, различные приемы обучения активизируют способности, вызывают увлеченность деятельностью – качества характеризуют наличие творческого начала и активизируют волевые усилия для достижения творческой цели. Изменение отношения до обучения способствует лучшему усвоению материала, развитию творчества в любой области деятельности [4, 14-15].

Рассмотрим виды работ со сказкой, которые возможно использовать на различных этапах урока литературного чтения.

1. Ассоциативный куст.

а) Составление характеристики героев сказки.

б) Изображение героя через ассоциативный рисунок (доброго и злого, веселого и грустного).

2. Ассоциативная паутинка в слова в виде схемы.

Этот вид работы целесообразнее использовать на таком этапе урока как «Коллективный итог. Рефлексия учебной деятельности». С помощью ассоциативного куста на уроке воспитывается наблюдательность, развивается фантазия, образное мышление; это помогает ученикам овладевать особенностями сказки, выразительно рассказывать ее содержание, прививаю навыки грамотного письма, обогащает словарный запас ребенка.

После проделанной работы, а именно, построения ассоциативного куста, у ребенка развивается умение сравнивать, выражать свои мысли.

3. Кроссворды.

4. Работа над пословицами. (Подобрать строчки из сказки, которые объясняют содержание пословиц.)

При помощи работы над пословицами важно своеобразное сочетание малых жанров устного народного творчества со сказкой. Соревнуясь, ученики проявляют инициативу, развивают навыки общения, сотрудничества и взаимопомощи, вежливости.

5. Психологическая игра: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Этот вид работы рекомендовано применять на всех этапах урока. Особенно он актуален при изучении нового материала. Использование психологической игры на уроке помогает пробудить у ученика интерес к теме, учить отвечать на вопросы по содержанию. Цель этого вида работы – развить у обучающихся критическое мышление.

6. Викторина по сказкам: «Сказочная корзина». (Учитель по очереди преподносит детям корзину. Ученик вынимает один лист с цитатой, читает строки из сказки и называет ее).

Положительно-эмоциональное состояние, которое царит на уроке при выполнении этого вида работы очень эффективен. Он систематизирует знания содержания самых популярных сказок, заставляет ребенка определять моральные проблемы, которые решаются в этих произведениях. Важно обучать учеников при выполнении этой работы согласовывать свои действия с действиями других игроков, получать удовольствие от выполнения игровых правил.

7. Урок-сказка. (Математика, 1 класс). Иногда ученики не могут усвоить программный материал, потому что не понимают целесообразности большинства правил и требований, поэтому эффективным будет предложить близкую им тему или задачу в сказочной форме.

8. Составление сказки по динамично-рисуночном плану. (Русский язык, 2 класс).

9. Составление сказки на основе наблюдений за природой. (Интегрированный урок развития связной речи и окружающего мира, 3 класс).

10. Составление сказки по данному зачину. (Урок развития связной речи, 4 класс).

Примеры вопросов и заданий при работе со сказками, которые реализуют познавательные и творческие способности детей:

1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, «прославляющие» чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

16. «Эстетические» вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

17. «Открытые» вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.

18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

Таким образом, можно сказать, что включение заданий подобного типа помогает обучающимся закрепить жанровые особенности сказки, а также способствует развитию творческих способностей. У каждого ребенка формируется свой воображаемый мир. Все описываемые события сказки связаны с привычками и событиями жизни детей, поэтому обучающиеся с удовольствием выполняют творческие задания.


Список использованных источников

  1. Бибко Н.С. «Сказка приходит к нам на урок» // Начальная школа-1996.-№9. С. 5
  2. Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку.М., 2007, С. 176
  3. Голубева Э. А. Способности. Личностью Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: Феникс+, 2005, С. 512
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2004, С. 14-15
  5. Помелов В.Б. Народная педагогика как средство воспитаниям// Начальная школа - 2013.- №9. С. 16-22
  6. Теплов Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961, С.9-20
  7. Харин А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. - 2001 - №6, С. 43

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество детей возможно в восприятии читаемых художественных произведе...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (из опыта работы)

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Я стремлюсь организовать учебный процесс так, чтобы пробудить заложенное в каждом ребён...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении шорских сказок

Выступление на II всеросийском  научном семинаре "Миноритарные языки в современном поликультурном пространстве",май 2017г...

Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"

Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствиис системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного ч...

Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....