Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Заваль Анастасия Федоровна

Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_s_ovz.docx206.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи

 детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Воспитатель ГПД:

Заваль А.Ф.

В коррекционной педагогике проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных и важных. С детьми, имеющими проблемы в развитии, заниматься достаточно сложно. Дети имеют нарушения в двигательной, нервно-психической, интеллектуальной и эмоциональной сферах. У детей класса в котором я работаю, низкая познавательная активность, отсутствует интерес к знаниям. Недостаточностью развиты у детей такие процессы, как: восприятие, внимание, память, отставание в развитии речи,  наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, дети испытывают трудности в общении со сверстниками взрослыми.

Образовательная программа, которая реализуется состоит из следующих тем:

- «Я познаю мир»;

- «Мир в котором я живу»;

- «Семья – моя главная поддержка и опора»;

- «Моё здоровье – это моё будущее»;

- «Я – Петербуржец».

Задачи, сформулированные в каждой из тем направлены на ознакомление с окружающим миром, на развитие речи детей.

Ребенку необходимо научиться ориентироваться в окружении, природе, предметах, созданных руками человека, окружающей действительности, собственной и общественной жизни.

В своей работе я использую электронно-образовательные ресурсы для подбора теоретического, практического и наглядных материалов: материалы для индивидуальных заданий, игры, наглядные пособия.

 Из опыта работы, видно, что в разделе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» важную роль играют методы и приемы взаимодействия с детьми, которые обеспечивают комплексный подход в обучении и развитии. Используя их, представления об окружающем мире и развитие речи у ребёнка формируется быстрее.

На занятия, которые я провожу с детьми, использую игровые и сказочные сюжеты. Ребенок, увлекается игрой и не замечает скрытой учебной задачи.

Часто использую различные формы "занятий с увлечением", в которые включены игры. Занятия становятся более интересным, привлекают внимание детей, дают результат.

Великолепно в практике организации и проведения занятий получили следующие формы, такие, как: занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Беседы с детьми проводим о предметах быта, орудиях труда, о явления природы, различных профессиях, беседы на нравственно-этические темы, о безопасном поведении, дома[a], на улице и в общественных местах. Наблюдения за животными, транспортом, деятельностью персонала школы: учитель, уборщица, повар, врач, медсестра и др.

Большим интересом пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапия - это особая форма взаимодействия с ребенком, которая наиболее соответствует особенностям возраста детей.

С её помощью формируются нравственные ценности, осуществляется коррекция нежелательного поведения, формируются необходимые компетенции, которые способствуют социализации ребенка. Использование таких дидактических сказкотерапевтических игр способствует усваиванию детьми необходимых знаний и социальных навыков. Например: Колобок не стал слушать Бабушку и Дедушку и из-за этого непослушания его съела Лиса. Волк и семеро козлят: формируются и развиваются навыки безопасного поведения.

Выделяются наиболее эффективные и результативные формы организации работы детей в процессе комплексных занятий:

  1. Игры – соревнования

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее увидит, назовёт, найдёт, определит, заметит и т.д.)

  1. Театрализованные игры.

(Инсценировка фрагментов сказок, небольшие сценки, несут детям познавательную информацию, формируют социальные навыки. Например: едем в автобусе, метро, поезде)

  1. Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог в сюжетно-ролевой игре, как равноправный партнёр, подсказывает сюжетную линию игры и этим решает задачи обучения): «Семья», «Доктор», «Магазин»….

  1. Игры-сомнения (поиск истины).

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает). В ходе таких игру дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Игры-путешествия.

Путешествуем, как в реальный мир с использованием приема эйдотехники – вхождения в картину, так и в сказочные миры (страна Математики, страна Букв и звуков и т. п.)

  1. Диалоги.

(Проводим по типу беседы, но тему выбираем актуальной и интересной). «Готовимся к 8 марта», «Мамы всякие нужны, Мамы всякие важны»

  1. Элементарный анализ (установление простейших причинно-следственных связей).

 Солнце пригревает – снег тает. Сравнение предметов по форме, цвету, величине.

8.Конструирование. (Конструктор, кубики – строим по образцу)

Простейшее экспериментирование и опыты. (с водой, снегом, ветром)

  1. Совместное придумывание рассказов, сказок с использованием игрушек, картинок – опираемся на образец)

  1. Сюрпризные моменты.

  1. Различные элементы творчества и новизны.

Вывод:

При использовании в занятиях всего выше перечисленного - помогает привлечь к работе всех детей;

можно проверить любое задание;

в этом подходе есть огромный потенциал для развития речи учащихся;

занятия развивают умение работать самостоятельно;

в классе налаживаются отношения между детьми и воспитателем

ребята с удовольствием занимаются.

При знакомстве детей с окружающим миром необходим творческий эмоциональный подход воспитателя. Большое значение имеет воспитание у детей образного видения окружающего миpa. Мышление протекает и формируется на основе живых, образных представлений при непосредственном участии речи. Необходимо, чтобы ребенок, наблюдая за окружающим миром, учился устанавливать причинно-следственные связи, сравнивал качества и признаки предметов. Обучая детей наблюдать окружающую действительность, я учу их находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. В процессе этой работы пополняется и активизируется словарный запас детей, речевые навыки.

Также, во время организации и проведении занятий я стараюсь использовать:

- различные иллюстрации

- художественную литературу

- дидактические материалы

- игровые пособия

- технические средства обучения

- карточки с индивидуальными заданиями

- атрибуты для игровой деятельности

- различные декорации

- шумовые и ударные музыкальные инструменты

- спортивный инвентарь и т. д.

Важное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частое соприкосновение с природой в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность и наглядно-чувственный способ познания предметов ближнего окружения. В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья особое значение придается развитию их жизненной компетенции. Большую роль имеют формы организации занятий.

Из этого следует, что необходимо познакомить школьников с явлениями живой природы, разнообразными видами растений, животных, при этом используя разные формы и методы работы с детьми.

Огромное значение имеют формы организации занятий. Это и комбинированные занятия, и экологические экскурсии, и уроки добра, и разные праздники, и дидактические игры.

        С детьми с ОВЗ, при проведении ежедневных прогулок, наблюдений, бесед, экскурсий, особое внимание уделяется на воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Дети знакомятся со способами общения с окружающим миром, учатся наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости.

Включенность детей с ОВЗ в активное взаимодействие в учебном процессе с педагогом, детьми, улучшенная динамика в речевом развитии, формирование социальных навыков всё это можно считать результатом проведённой работы.

[a]А улице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания

Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабил...

Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".

"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...