Внеурочная деятельность
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" для 4 класса. Вид программы- модифицированная. Направление - общеинтеллектуальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: | Согласовано: | «Утверждаю» |
на педсовете | Зам. директора по ВР МБОУ | Директор |
МБОУ «Иланская средняя | «Иланская средняя | МБОУ «Иланская средняя |
общеобразовательная школа №2» | общеобразовательная школа № 2» | общеобразовательная школа № 2» |
Протокол № 1 | _________Черных Г.В. | _________________ В.В.Брусенко |
От «31» августа 2022 г. | От «31» августа 2022 г. | От «31» августа 2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
(общеинтеллектуальное направление)
Возраст обучающихся: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана
учителем начальных классов
Ионша Галиной Алексеевной.
Г. Иланский
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа (авторская) курса «Математика в окружающем мире» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), программы общеобразовательных учреждений автора В.Н. Рудницкой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Начальная школы XXI века»), программы общеобразовательных учреждений авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа 2100»), авторской программы М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой
Вид программы – модифицированная. Направление программы – общеинтеллектуальное
Общая характеристика курса: Интегрированная программа для 4 класса «Математика в окружающем мире» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы. Внеурочные занятия развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, формируют творческие способности школьников.
Особенностью построения программы «Математика в окружающем мире» является то, что в неё включено большое количество заданий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания, пространственного воображения. Программа дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Актуальностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме. Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на её содержание. Позиция педагога неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика ,советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
- в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
- в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
- в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
- в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
НОВИЗНА: Программа дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.
Актуальность: Предметные знания и умения.,приобретённые при изучении математики в начальной школе, являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах.
Цель: -углубление и расширение знаний по указанным предметам,
-развитие интереса учащихся к окружающему миру, их математических способностей,
-привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Задачи:
- содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
- способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;
- формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане: Программа интеллектуального направления «Математика в окружающем мире» предназначена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю. (34 часов)
Количество часов по четвертям, в год, периодичность занятий:
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | 8 часов |
2 четверть | 7 часов |
3 четверть | 10 часов |
4 четверть | 9 часов |
Итого за год: | 34 часа |
Формы и методы работы
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
-типовые занятия (объяснения и практические работы); беседы; работа на компьютерах; сюжетные игры.
Возрастные особенности обучающихся: Курс «Математика в окружающем мире» предназначен для обучающихся четвёртого класса и представляет интеграцию окружающего мира и математики. Математика способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать. Интеграция двух предметов позволяет сделать занятия развивающими, обеспечивает свободное овладение учащимися начальных классов учебной информацией по математике и окружающему миру на доступном уровне. С учётом возрастных особенностей и выбрана программа «Математика в окружающем мире».
Описание ценностных ориентиров содержания курса: Включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у учащихся познавательных процессов и формирования творческих способностей. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Планируемые результаты освоения курса.
Предметные результаты:
- использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных
отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, речи;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-
познавательных и учебно-практических задач;
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами и др.
- отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы ее осуществления;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Личностные результаты:
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению
заданий;
- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование математической компетентности;
- установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
- текущий - позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей;
- итоговый - в виде заданий на последнем занятии;
- самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания»
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание курса (Математика) | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 2 ч |
2 | Арифметические действия над числами в пределах 1000. | 3 ч |
3 | Числа больше 1000. Нумерация | 2 ч |
4 | Арифметические действия над числами, которые больше 1000. | 3 ч |
5 | Величины и их измерение. | 4 ч |
6 | Текстовые задачи. | 5 ч. |
7 | Элементы геометрии. | 7 ч |
8 | Элементы алгебры. | 7 ч |
9 | Итоговое повторение. | 1ч |
ИТОГО: | 34 ч | |
№ | Содержание курса (Окружающий мир) | Количество часов |
1 | Знакомство с территорией пустыни и полупустыни. | 3 ч |
2 | Растительный мир пустыни и полупустыни. | 4 ч |
3 | Животный мир пустыни и полупустыни. | 8 ч. |
4 | Знакомство с высотной поясностью. | 5 ч. |
5 | Охрана природы | 5 ч. |
6 | Итоговое занятие ) | 1ч. |
ИТОГО: | 34ч | |
Перечень УУД представлен в тематическом планировании основных видов учебной деятельности обучающихся! |
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Корр. даты | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | ||||||||
1 | 07.09 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. Удивительные пески. | 1 | Познакомить с курсом «математика в окружающем мире. Пустыня. Полупустыня» Выполнять задания связанные с нумерацией чисел до 1000. Решать задачи в два действия. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000; Решать задачи в два действия; строить ломаную и симметричную ей фигуру. | Определять учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками. Ориентироваться в рабочей тетради. Организовывать своё рабочее место. Анализировать задание. Действовать в соответствиисзаданнымусловием.Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических действий.Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. | |||||||||
2 | 14.09 | Числа от 1 до 1000.. Решение задач. | 1 | Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Располагать числа в порядке увеличения. Решать задачу и заполнять таблицу. Знакомиться с пустыней и полупустыней. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000; ставить вопрос к задаче и решать задачу, записывать ответы в таблице, применять полученные знания в изменённых условиях; знакомиться с пустыней и полупустыней. | Уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других.Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||||||||
3 | 21.09 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Какие бывают пустыни. | 1 | Выполнять сложение и вычитание, в пределах 1000. Находить верный ответ из предложенных вариантов. Решать составные задачи. Располагать числа в порядке возрастания. Строить симметричный рисунок. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000; решать задачи, пользуясь рисунком; строить симметричный рисунок; знакомиться с видами пустынь и полупустынь по характеру грунта. | Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти. Контролировать свою деятельность, находить ошибки и исправлять их. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||||||||
4 | 28.09 | Умножение и деление многозначных чисел. Кустарники и полукустарники. | 1 | Решать примеры на умножение и деление в пределах 1000 . Решать задачи на умножение и деление.. Решать логические задачи. Знакомиться с кустарниками и полукустарниками пустыни и полупустыни. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000 (устные приёмы деления и умножения); решать задачи на умножение и деление; располагать числа по заданному; строить геометрическую фигуру и симметричную ей фигуру. | Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений.Выделять числовые данные и цель (что известно, что требуется найти), проверять результаты вычислений.Выполнять умственные операции анализа и синтеза для выполнения заданий логического характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||
5 | 05.10 | Решение задач. Растения- эфемероиды. Злаки. | 1 | Решать примеры в пределах 1000.Решать задачи на умножение и деление, задачи в два действия. Выполнять построение фигуры после поворота по часовой стрелке. Знакомиться с растениями-афемероидами и злаками пустыни и полупустыни. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000; решать задачи на умножение и деление, задачи в два действия. Располагать предметы по адресам; знакомиться с растениями и злаками пустыни и полупустыни. | Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Выполнять умственные операции анализа и синтеза для выполнения заданий логического характера | |||||||||
6 | 12.10 | Координатный угол. Саксаул. Песчаная акация. | 1 | Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. Знакомиться с деревьями пустынь и полупустынь. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Решать задачи на разностное сравнение. Знакомиться с деревьями пустынь и полупустынь. | Актуализировать свои знания для успешного выполнения арифметических вычислений. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||||||||
7 | 19.10 | Построение фигур по координатам. Насекомые пустынь и полупустынь. | 1 | Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Решать простые и составные задачи. Выполнять симметричный рисунок. Знакомиться с насекомыми пустынь и полупустынь. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000; решать задачи на нахождение числа по его части и нахождение доли числа. Чертить ось симметрии. Знакомиться с насекомыми. | Проявлять устойчивый познавательный интерес к содержанию учебной деятельности.Осуществлять анализ условия текстовой задачи и выбирать верное решение из нескольких предложенных. Анализировать задание. Действовать в соответствии с заданным условием. Задавать вопросы с целью получения нужной информации. | |||||||||
8 | 26.10 | Числа больше 1000. Нумерация. Паукообразные пустынь и полупустынь. | 1 | Определять последовательность чисел и соединять соответствующие точки. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. | .Знакомиться с паукообразными пустынь и полупустынь; решать задачи на разностное сравнение; логические задачи; выполнять арифметические действия в пределах 1000. | Анализировать задание. Действовать в соответствии с заданным условием. Понимать информацию представленную в знаково-символической форме. Задавать вопросы с целью получения нужной информации. | |||||||||
9 | 09.11 | .Сравнение многозначных чисел. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Ящерицы. | 1 | Выполнять сравнение чисел, больших 1000; находить модели решения задач; восстанавливать ряд чисел по найденной закономерности; делить рисунок на геометрические фигуры по заданному условию. | Выполнять сравнение чисел, больших 1000; находить модели решения задач; восстанавливать ряд чисел по найденной закономерности; делить рисунок на геометрические фигуры по заданному условию. | Определять учебную задачу на занятии в диалоге с учителем и одноклассниками. Понимать информацию представленную в знаково-символической форме. Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности. Участвовать в диалоге при выполнении заданий. | |||||||||
10 | 16.11 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Змеи. | 1 | Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Составлять числовые равенства по заданному условию. Выполнять тестовые задания. Знакомиться со змеями пустынь и полупустынь. | Выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. . Составлять числовые равенства по заданному условию. Выполнять тестовые задания. Знакомиться со змеями пустынь и полупустынь. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. Находить способы выполнения заданий логического характера. Контролировать свою деятельность, проверять правильность выполнения задания. | |||||||||
11 | 23.11 | Единицы длины. Птицы пустынь и полупустынь. | 1 | Выполнять арифметические действия в заданных цепочках. Составлять задачу на основе схемы. Решать составную задачу. Выполнять действия с именованными числами. Строить симметричную фигуру и закрашивать её. | Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Решать задачу на основе схемы. Выполнять действия с именованными числами. Строить симметричную фигуру и закрашивать её. Знакомиться с птицами пустынь и полупустынь. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||
12 | 30.11 | Единицы площади. Заяц-песчаник. Камышовый кот. | 1 | Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Выполнять построение фигуры после поворота по часовой стрелке. Решать задачи в несколько действий. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000; соединять соответствующие единицы площади; решать задачи в несколько действий. | Актуализировать свои знания для самостоятельного выполнения арифметических действий. Анализировать данные таблицы, составлять на её опоре разные задачи.Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи..Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности. | |||||||||
13 | 07.12 | Единицы времени. Полосатая гиена. Гепард. | 1 | Восстанавливать цепочки арифметических действий, выполняя обратные операции. Решать составные задачи на движение. Строить фигуры и находить координаты их вершин. Знакомиться со зверями пустынь и полупустынь: полосатой гиеной и гепардом. | Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Решать составные задачи на движение. Строить фигуры и находить координаты их вершин. Знакомиться со зверями пустынь и полупустынь: полосатой гиеной и гепардом. | Контролировать свою деятельность, проверять правильность выполнения вычислений. Соотносить единицы времени, переводить одни единицы в другие. Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданий геометрического содержания. | |||||||||
14 | 14.12 | Решение задач. Антилопа джейран. | 1 | Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Решать составные задачи. Рисовать с помощью геометрических фигур. | Решать составные задачи. Рисовать с помощью геометрических фигур. Знакомиться с обитателем пустынь и полупустынь- антилопой джейран. | Проявлять устойчивый познавательный интерес к содержанию учебной деятельности.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.Высказывать своё мнение при обсуждении задания, участвовать в диалоге. | |||||||||
15 | 21.12 | Истинные и ложные высказывания. Бактриан. | 1 | Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Решать задачи на умножение и деление. Выполнять рисунок с помощью геометрических фигур. Знакомиться с верблюдом-бактрианом. | Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Решать задачи на умножение и деление. Выполнять рисунок с помощью геометрических фигур. Знакомиться с верблюдом-бактрианом. | Выделять существенные признаки объектов. Актуализировать свои знания при выполнении арифметическихвычислений.Осуществлять синтез условия текстовой задачи.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | |||||||||
16 | 11.01 | Многоугольники. Богдинско-Баскунчакский заповедник. | 1 | Находить известное слагаемое и называть многоугольники. Решать задачу на нахождение остатка. Строить восьмиугольник и определять его координаты. Знакомиться с Богдинско-Баскунчакский заповедником. | Называть многоугольники, находить неизвестное слагаемое, решать задачу на нахождение остатка. Строить восьмиугольник и определять его координаты. Знакомиться с Богдинско-Баскунчакский заповедником. | .Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданийгеометрического содержания.Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти).Адекватно воспринимать указания учителя и исправлять найденные ошибки. | |||||||||
17 | 18.01 | Выражения с тремя переменными. Астраханский государственный природный биосферный заповедник. | 1 | Находить значения выражений с переменными. Составлять выражения к задаче, используя буквенные обозначения. Определять видимые и невидимые грани кубика. Знакомиться с Астраханским заповедником. | . Находить значения выражений с переменными. Составлять выражения к задаче, используя буквенные обозначения. Определять видимые и невидимые грани кубика. Знакомиться с Астраханским заповедником. | Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Овладевать логическими операциями для нахождения невидимых граней кубика.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | |||||||||
18 | 25.01 | Площадь прямоугольного треугольника. Высотная поясность. Горные системы России. | 1 | Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000, решать задачи на основе данных таблицы. Находить площадь прямоугольного треугольника. | . Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000, решать задачи на основе данных таблицы. Знакомиться с высотной поясностью и горными системами России. | Актуализировать имеющиеся знания для выполнения арифметических вычислений..Овладевать логическими операциями для выделения групп фигур с одинаковой площадью.Высказывать своё мнение при обсуждении задания, прислушиваться к мнениям одноклассников. | |||||||||
19 | 01.02 | Многогранник. Горы Дальнего Востока. | 1 | Показывать и определять количество рёбер, граней и вершин у многогранника. Решать задачи на разностное сравнение. Строить многогранник. Знакомиться с горами Дальнего Востока. | .Определять количество рёбер, граней и вершин у многогранника; решать задачи на разностное сравнение; выполнять чертёж многогранника; знакомиться с горами Дальнего Востока. | Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти).Адекватно воспринимать указания учителя и исправлять найденные ошибки.Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. | |||||||||
20 | 08.02 | Порядок действий в числовых выражениях. Уральские горы. | 1 | Находить значения выражения на основе порядка действий. Решать задачи на разностное сравнение. Строить многоугольники и симметричные фигуры. Знакомиться с Уральскими горами. | Определять порядок в числовых выражениях и выполнять арифметические действия с числами; решать задачи на разностное сравнение; выполнять построение многоугольников и симметричных фигур. | Осуществлять анализ и синтез числового выражения .Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.Искать и выбирать необходимую информацию для решения задачи.Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданий геометрическогосодержания.Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять неточности. | |||||||||
21 | 15.02 | Задачи на движение. Горы Южной Сибири. | 1 | Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Выполнять последовательные действия в заданной цепочке.. Решать задачи на движение с использованием таблицы. | Выполнять арифметические действия с числами, которые больше 1000. Выполнять последовательные действия в заданной цепочке.. Решать задачи на движение с использованием таблицы. | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, для ответа на заданные вопросы. Видеть аналогии и использовать их при освоении приёмов вычислений. Применять математическую терминологию в устной и письменной речи. | |||||||||
22 | 22.02 | Виды углов. Кавказские горы. | 1 | Определять вид угла решать задачу на разностное сравнение; выполнять построение углов; знакомиться с Кавказскими горами. | Определять вид угла решать задачу на разностное сравнение; выполнять построение углов; знакомиться с Кавказскими горами. | Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности.Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти).На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий. | |||||||||
23 | 01..03 | Действия с величинами. Птицы горных систем России. | 1 | Располагать числа в порядке возрастания. Действовать по заданному алгоритму. Выполнять действия с величинами. | Располагать числа в порядке возрастания. Действовать по заданному алгоритму. Выполнять действия с величинами. | Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти)..Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. | |||||||||
24 | 07.03 | Хищные птицы гор. Группировка множителей. | 1 | Находить значение числового выражения на основе группировки множителей. Решать задачи на увеличение числа в косвенной форме. Выполнять построение многоугольников.. Знакомиться с хищными птицами горных систем России. | Находить значение числового выражения на основе группировки множителей. Решать задачи на увеличение числа в косвенной форме. Выполнять построение многоугольников.. Знакомиться с хищными птицами горных систем России. | Понимать информацию в знаково-символической форме.Моделировать алгоритм выполнения учебного задания; использовать его в ходе самостоятельной работы.Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти). . . | |||||||||
25 | 15.03 | Деление многозначных чисел с остатком. Редкие птицы горных систем России. | 1 | Выполнять деление многозначных чисел с остатком. Находить значение выражений с переменными.. Решать текстовые задачи Чертить геометрические фигуры. Знакомиться с редкими птицами горных систем России. | . Выполнять деление многозначных чисел с остатком. Находить значение выражений с переменными.. Решать текстовые задачи Чертить геометрические фигуры. Знакомиться с редкими птицами горных систем России | Извлекать информацию из рисунка для выполнения задания.Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их.Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. | |||||||||
26 | 22.03 | Столбчатые диаграммы. Редкие животные приморья. | 1 | Выполнять построение столбчатой диаграммы на основе полученных данных. Решать задачи анализируя данные диаграммы.. Делить фигуру на многоугольники.. Знакомиться с редкими животными Приморья. | Строить столбчатую диаграмму на основе полученных данных. Решать задачи анализируя данные диаграммы.. Делить фигуру на многоугольники.. Знакомиться с редкими животными Приморья | .Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.Овладевать логическими операциями анализа, синтеза для выполнения заданий геометрического содержания.Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений. Оценка результатов работы. | |||||||||
27 | 05.04 | Круговые диаграммы. Редкие животные Кавказа. | 1 | Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Выполнять симметричный рисунок. | Выполнять арифметические действия с многозначными числами. Выполнять симметричный рисунок. | Оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности. Овладевать логическими операциями при работе с геометрическими фигурами. | |||||||||
28 | 12. 04 | Классификация треугольников. Горные кошки. | 1 | .Определять вид треугольников по углу и длине его сторон и выполнять вычисления; решать задачи на основе данных столбчатой диаграммы. | Определять вид треугольников по углу и длине его сторон и выполнять вычисления; решать задачи на основе данных столбчатой диаграммы. | .Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти).Актуализировать имеющиеся знания для выполнения действий с именованными числами.Овладевать логическими операциями построения из геометрических фигур.Высказывать своё мнение при обсуждении задания, участвовать в диалоге при выполнении заданий. | |||||||||
29 | 19.04 | Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Горный баран. Сибирский горный козёл. | 1 | Находить части числа и числа по его части. Выполнять последовательные действия по заданному алгоритму. | Находить части числа и числа по его части. Выполнять последовательные действия по заданному алгоритму. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. Актуализировать свои знания для проведения математических доказательств. | |||||||||
30 | 25.04 | График. Кабарга. Марал. | 1 | Анализировать данные графика и отвечать на вопросы. Строить геометрические фигуры и симметричные им фигуры. Знакомиться с кабаргой и маралом. | Читать данные графика и отвечать на вопросы. Строить геометрические фигуры и симметричные им фигуры. Знакомиться с кабаргой и маралом. | Актуализировать собственные знания для выполнения арифметических действий.Понимать информацию, представленную в виде графика. | |||||||||
31 | 03.05 | Вписанные многоугольники. Южно-Уральский природный государственный заповедник. | 1 | Решать задачи на разностное сравнение. Определять, являются ли многоугольники вписанными. Выполнять построение вписанных многоугольников. | Решать задачи на разностное сравнение. Определять, являются ли многоугольники вписанными. Выполнять построение вписанных многоугольников. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Извлекать информацию для решения из предложенного текста задачи.На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий. | |||||||||
32 | 10.05 | Построение треугольника по трём сторонам. Природный парк «Белуха». | 1 | .Строить треугольники по трём сторонам.. Решать простые задачи. Знакомиться с природным парком. | Строить треугольники по трём сторонам.. Решать простые задачи. Знакомиться с природным парком. | Анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти).Овладевать мыслительными операциями анализа и сравнения для выполнения задания логического характера.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||
33 | 17.05 | Решение задач. Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник. . | 1 | Читать данные диаграммы и решать задачи на её основе. Строить многоугольники и записывать координыты их вершин. Знакомиться с заповедником. | Читать данные диаграммы и решать задачи на её основе. Строить многоугольники и записывать координыты их вершин. Знакомиться с заповедником. | Актуализировать свои знания для проведения арифметических операций.Извлекать информацию из текста задачи и отвечать на поставленные вопросы. Контролировать свою деятельность. | |||||||||
34 | 24.05 | Итоговое занятие. | 1 | Выполнять задания тестового характера. Строить симметричную фигуру. .Извлекать информацию из таблицы и отвечать на вопросы. | Выполнять задания тестового характера. Строить симметричную фигуру. .Извлекать информацию из таблицы и отвечать на вопросы | Актуализировать свои знания для проведения арифметических операций. Анализировать задание. Действовать в соответствии с заданным условием. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с указанием ФОРМ организации и видов деятельности
Математика (34часа)
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Последовательность чисел.
Арифметические действия над числами в пределах 1000.Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.
Числа больше 1000. Нумерация.Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Арифметические действия над числами, которые больше 1000.
Сложение и вычитание чисел, которые дольше 1000. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.
Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. Заполнение блок-схем.
Величины и их измерение.
Длина. Единицы длины: метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. масса. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношение между ними. Действия с именованными числами. Взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние).
Текстовые задачи.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике. в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче.
Элементы геометрии.Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Изменение положения куба. Изменение положения плоских фигур. Видимые и невидимые грани у объёмных фигур. Виды треугольников в зависимости от вида углов; виды треугольников в зависимости от длины сторон. Виды углов: тупые, острые, прямые. Рисование предметов с помощью геометрических фигур. Построение фигур по координатам. Определение координат у вершин многоугольников. Построение треугольника по трём сторонам с помощью линейки и циркуля. Многогранники. Вписанные многогранники. Площадь прямоугольного треугольника. Распознавание геометрических фигур в составе более сложных.
Элементы алгебры.Высказывания. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенство с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Работа с информацией.Представление информации в виде таблицы, схемы, диаграммы, графика. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.
Курс "Математика в окружающем мире" является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.
Окружающий мир
"Пустыни. Полупустыни. Высотная поясность" 34 часа)
Знакомство с территорией пустыни и полупустыни (2ч)
Расположение на карте пустыни и полупустыни. Природные условия пустыни и полупустыни. Климатические условия пустыни и полупустыни. Виды пустынь.
Растительный мир пустыни и полупустыни (3ч)
Травянистые растения. Кустарники. Полукустарники. Деревья.
Животный мир пустыни и полупустыни (3ч)
Насекомые. Паукообразные, Пресмыкающиеся, Птицы. Звери.
Знакомство с высотной поясностью (5ч)
Горные системы России, их расположение на карте. Растительный мир горных систем.
Животный мир горных систем (8ч)
Птицы. Звери.
Охрана природы (6ч)Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник; Астраханский государственный природный биосферный заповедник; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Южно-Уральский государственный природный биосферный заповедник ; Природный парк "Белуха"; Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник
Итоговое занятие (1ч)
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Печатные пособия:
1. Волина В.В. Праздник числа(Занимательная математика для детей); Книга для учителей и родителей.-М.:Знание,1993
2. Жукова О.С. Уроки для будущих отличников.М.:Астрель,2008
3. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России» .Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,2011.
4. ВыткаловаЛ.А., Краюшкин П.В.Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения.-Волгоград:Учитель,2009
5. Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1 / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение,2011
6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./ Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Баласс, 2009
7. Математика с увлечением. 4 класс. Тетрадь для обучающихся. М.В. Буряк, Е.Н. Карышева. М.: Планета, 2016.
8.Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным
приложением. 4 класс. - Издательство «Планета». Москва
Окружающий мир
- Бобровников Л. Живые часы и барометры.-Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1989
- Метелев М. Волшебная полянка.- М.: Адонис,2011
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. – М.: Просвещение. 2010
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. - М.: Просвещение. 2010
- Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 1. – М.:Педагогика, 1975
- Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 2. – М.:Педагогика, 1975
- Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 3. – М.:Педагогика, 1975
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные / Сост. Ф.Р.Ляхов; под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО « Фирма «Издательство АСТ»», 1999
Интернет-ресурсы:
- http://detkam.e-papa.ru/zagadki/44
- http://gribnik-club.ru/rasskaz-o-100-gribah-4.html
- http://baby-scool.narod.ru/media/games/fizminutki/fiz_grib/html
- http://mamascool.ru/stixi/
- http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/215/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
- http://www.chudesnayastrana.ru
Оборудование: компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Математика с увлечением» обучающиеся получат возможность закрепить:
- Последовательность чисел от 1 до 1000;
- Последовательность чисел, которые больше 1000;
- Четные и нечетные числа;
- Устное выполнение арифметических действий в пределах 1000 и с числами, которые больше 1000;
- Выполнение внетабличного умножения и деления;
- Выполнение деления многозначных чисел с остатком;
- Решение простых и составных задач;
- Вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок;
- Нахождение значения выражений с переменными;
- Сравнение многозначных чисел; виды треугольников;
- Виды углов.
Обучающие будут уметь:
- Сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 1000 и числа, которые больше 1000;
- Находить значение буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной;
- Выполнять действия с именованными числами;
- Анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
- Обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- Выбирать из таблицы, графика, диаграмм необходимую информацию для решения учебной задачи;
- Заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных;
- Использовать знания для выполнения практических заданий;
- Различать геометрические фигуры;
- Восстанавливать рисунок на гранях куба;
- Находить видимые и невидимые линии на объемных фигурах; находить видимые и невидимые грани на многогранниках;
- Рисовать с помощью геометрических фигур;
- Строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
- Анализировать и решать логические задачи;
- Осуществлять самостоятельный поиск решений;
- Последовательно рассуждать, доказывать;
- Контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки).
Обучающиеся узнают:
- О растениях пустыни, полупустыни, горной местности;
- О животных пустыни, полупустыни, горной местности;
- Об охране природы на территории пустыни, полупустыни, горной местности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....