Учебно-методическое пособие по предмету "Сенсорное развитие"
учебно-методическое пособие (3 класс)

Макеева Татьяна Николаевна

Цель предмета: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) воспитанника в возможном для него диапазоне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_.docx46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

для обучающихся 3 класса

Срок реализации программы 1 год

(АООП ФГОС с У/О)

 Составил учитель-дефектолог: Макеева Т.Н.

 

Санкт-Петербург

2022-2023 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 3 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Цель: создание условий для целенаправленного развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) воспитанника в возможном для него диапазоне.

Задачи:

Образовательные:

  • создание стимулирующих условий для дифференциации ощущений;
  • создание условий для слаженной работы анализаторных систем;
  • формирование способности к целостному восприятию предметов;
  • формирование перцептивной деятельности, обучение обследованию предметов;
  • расширение спектра зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений;
  • обеспечение накопления представлений об основных признаках и свойствах предметов;
  • овладение способами сопоставления объектов по заданным признакам и выбору по образцу;
  • формирование представлений о сенсорных эталонах (цвета, формы, величины и    т.д.).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • стимуляция и развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного восприятия;
  • развитие обобщенных способов обследования предметов;
  • развитие мелкой и общей моторики
  • развитие действий соотношения эталонов со свойствами реальных предметов;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • коррекция психических нарушений;
  • коррекция согласованности движений;
  • обогащение словарного запаса в процессе занятий по сенсорному развитию.

Воспитательные задачи:

  • воспитание устойчивого интереса, мотивации к занятиям по сенсорному развитию;
  • привитие навыков правильного поведения на занятиях
  • создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.

Воспитательная цель – социальная адаптация школьников, проявляющаяся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Содержание программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 3 класса разработано на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Используемые технологии обучения:

  • технологии развивающего обучения;
  • коррекционно-развивающие;
  • игровые;
  • технологии личностно – ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы организации учебного процесса.

Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Сенсорное развитие» и основной формой обучения является занятие. Занятия по сенсорному развитию являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.

1.Формы обучения: (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие)

  • занятие изучения нового материала;
  • занятие закрепления знаний, умений и навыков;
  • занятие комбинированный урок;
  • занятие повторения и обобщения;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие–путешествие.

2.Методы и приемы обучения:

- игровые:

  • дидактические игры,
  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами и различными материалами,
  • игры с образными игрушками,
  • проигрывание различных ситуаций общения,
  • игры-драматизации.

- словесные методы: 

  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа.

- наглядные методы: 

  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ.

- практические методы:

  • рука в руку,
  • практические упражнения,
  • упражнения с картинками,
  • упражнения с пиктограммами (символами),
  • упражнения по прослушанному тексту,
  • упражнения со словами и т. п.

3.Виды деятельности обучающихся на занятии:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.

Формы текущего контроля успеваемости.

В конце четверти проводятся обобщающие занятия и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с тяжелой. умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).

По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:

Личностные результаты:

- проявлять познавательный интерес;

- владеть правилами поведения в учебной ситуации;

- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

- владеть алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

Предметные результаты:

  • умение эмоционально реагировать на лицо взрослого, узнавать;
  • умение ощупывать руками свое лицо, ноги, лицо взрослого;
  • умение зрительного сосредотачиваться на лице человека или игрушке;
  • умение показывать части собственного тела;
  • умение разглядывать себя в зеркале;
  • умение фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой;
  • умение реагировать на звуковой сигнал;
  • умение поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого;
  • умение искать источник звука, находящийся  в поле (вне поля) зрения;
  • умение захватывать, ощупывать и отпускать предмет, вложенный в руку, находящийся под или над рукой;
  • умение правильно захватывать предмет;
  • умение правильно захватывать предмет зависимости от формы;
  • умение соотносить и группировать предметы по форме (шар, куб);
  • умение проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
  • умение различать понятие «такой», «не такой»;
  • умение различать предметы по цвету, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
  • умение соотносить и группировать предметы по цвету (желтый, красный);
  • умение соотносить и группировать предметы по форме; величине (большой, маленький);
  • умение иметь представление полых предметах;
  • умение стучать предметом о стол, другой предмет, предметом о предмет с целью извлечения звука;
  • умение соединять ладони, с целью извлечения звука (хлопки);
  • умение стучать кулаком по столу, с целью извлечения звука;
  • умение нажимать на кнопки различных звучащих игрушек;
  • умение реагировать на прикосновении с материалами различной фактуры, температуры, плотности
  • умение иметь представления о звуках природы, музыкальных инструментов;
  • умение соотносить звук с его источником;
  • умение определять источник звука;
  • умение извлекать звук из звучащих игрушек;
  • умение озвучивать домашних животных, птиц (по подражанию);
  • умение ориентироваться в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной, текстурой поверхности

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) школы № 439
  2. «Мир ощущений» для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Т.А. Алексеева, Хмелева Г.И. / Под ред. В.Н. Асикритова, Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
  3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. -  СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
  4. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов/ под ред. Л.М. Шипициной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239с.
  5. Зарин А.П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во РГПУ ит. АИ. Герцена, 2011. – 71с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку, СПб, 1998.
  7. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: учебно-методическое пособие. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
  8. Мария Монтессори. Впитывающий разум ребенка. - СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. – 320с.
  9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС,2010.
  10. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию, - Москва, Просвещение, 2005г.
  11. Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов Межрегиональной научно практической конференции с международным участием. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Бряевой, 2013. – 132с.
  12. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  13. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  14. Проект программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях  Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
  15. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
  16. Фомина Л.В.Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 80с.
  17. Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.:2007. – 288с.
  18. Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
  19. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- СПб.: Речь, 2005.
  20. Штрасмайер В, Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М: Издательский центр «Академия», 2002.

Методическое оснащение образовательного процесса:

Альбом для рисования

Воздушные шары разных цветов

Зеркало

Игра малышка «Цвета»

Игра развивающая «Лото»

Игра развивающая «Парные картинки»

Игра развивающая «Горка-шарики»

Игрушка « Вертушка»

Игрушка заводная «Рыбка»

Игрушка развивающая «Набор выпечки»

Игрушка развивающая «Набор продуктов»

Игрушка развивающая пазл «Части тела» (дерево)

Иллюстративный материал по лексическим темам

Карандаши цветные

Картинки разрезные

Конструктор

Кукла дидактическая

Кукла-голыш

Мозаика

Муляжи фруктов и овощей

Мыльные пузыри

Набор «Посуда детская»

Набор «Силуэты»

Настольный лабиринт с трубкой;

Деревянные пазлы «Найди по цвету»

Пирамидки

Пирамидка с кольцами

Пирамидка с кубиками

Развивающая игра «Пуговки»

Разноцветные бутылочки

Разноцветные геометрические фигуры

Разноцветные дер. баночки с палочками

Разноцветные прищепки на круге

Рамка вкладыш

Фломастеры

Цветные кольца на трех колышках

Цветные таблички в ящике

Игра развивающая «Геометрические бусы»

Детская шарманка

Деревянные ложки

Записи с различными звуками природы.

Звуковая панель «Угадай звук»

Книги музыкальные

Колокольчик

Муз. инструмент барабан

Муз. инструмент гармонь

Муз. инструмент губная гармошка

Муз. инструмент дудка

Муз. инструмент ксилофон

Мягкие музыкальные игрушки

Набор деревянных инструментов

Погремушки

Пособие «Океан» (имитация прибоя)

Пособие «Дождь»(имитация дождя)

Свисток «Птица»

Шумовые коробочки (Монтессори)

Бусы со шнурком для нанизывания

Валик массажный

Двухсторонняя тактильное панно «Елочка»

Деревянные пуговицы со шнурком

Доска для плетения косички (Монтессори)

Доски для ощупывания (Монтессори)

Игра бирюльки

Игрушка-шнуровка

Кисточки разной жесткости

Коврик «Дидактическая полянка»

Коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус и т.п.

Матрешка

Мешочек «Тактильное домино»

Мешочек «Тактильные палочки»

Мягкие игрушки

Мяч массажный

Набор гантелей

Природный материал (шишки, желуди,…..)

Рамки вкладыши Монтессори

Ручной вентилятор

Тактильная дорожка (четыре деревянных ящика с различными наполнителями)

Тактильный банк

Тепловые таблички (стекло, дерево, ткань…)

Ящик с тканью

Коробочки «Разные запахи»

Баночки с наполнителями

Игровое панно «Ежик»

Набор «Магические жезлы»

Сенсорная тропа (тактильная дорожка)

Дидактический набор «Черепаха»

Игрушка развивающая «Заяц»

Игрушка развивающая «Уточка»

Валик массажный

Дидактический набор «Божья коровка»

Мяч (Альма)

Компакт-диски

Дидактическое пособие «Сухой душ»

Игрушки резиновые

Мягкие игрушки

Мячи резиновые разных цветов

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:

  • http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
  • http://logopsi.ucoz.com/ - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»;
  • http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
  • http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
  • http://daohappiness.ru/
  • http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
  • http://www.logoped.ru - сайт «Логопед.ru»;
  • http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
  • www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
  • http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков;
  • http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический);
  • http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
  • http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
  • http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
  • http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
  • http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения;

-   Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"

В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологиче...

"Автобус" Учебно-методическое пособие по развитию простых форм фонематического анализа и синтеза

Данное пособие предназначено для формирования и развития простых форм фонематического анализа и синтеза. пособие представлено в виде раздаточнгого материала формата А4. каждому учащемуся (или одн...

Учебно-методическое пособие по развитию зрительного восприятия образа буквы.

Учебно-методическое пособие «Развитие зрительного восприятия образа буквы Б» направлено на формирование у детей первичного образа буквы «Б». Пособие направлено на развитие зрительного восприятия, зрит...

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...

Учебно-методическое пособие. Развитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу. 1

Учебно-методическое пособиеРазвитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу                             ...

Учебно-методическое пособие «Игры на развитие логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»

Учебно-методическое пособие «Игры для развития логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»...

Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.

Конспект урока русского языка Тема: «Письменное изложение»  Цель деятельности учителя:1)    формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования...