Педагогический опыт
материал

Инчина Елена Александровна

педагогический оыт на тему6 "Современные подходы в работе воспитателя по патриотическому воспитанию детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_2.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт на тему "Современные подходы в работе воспитателя

по патриотическому воспитанию детей"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Лицей  1» р. п. Чамзинка Чамзинского  муниципального района 

республики Мордовия

Педагогический опыт на тему: «Современные подходы в работе воспитателя

по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста».

Воспитатель группы продлённого дня Инчина Е.А.

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувстве долга перед Родиной.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм - это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с учеником младшего школьного возраста и его родителями в патриотическом направлении.

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.

Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Поэтому роль воспитателя группы продленного дня в воспитании младшего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Исходя из актуальности темы, я поставила перед собой следующую  цель.

Цель: формирование представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе работы над данной темой  я  определила   следующие задачи.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к историческому прошлому и настоящему страны, края;

- формирование способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание;
- развитие творческих способностей, знакомство с традициями края, страны, её достижениями;

- воспитание трудолюбия, бережного отношения к результатам труда;
- формирование ответственного отношения к своей школе, к истории своей школы;

- формирование ответственного, бережного  отношения к общественному достоянию;
- привитие уважения к культуре и традициям других национальностей;
- развитие чувства национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;

- воспитание чувства неприятия агрессии, насилия и вражды;
- физическое развитие учащихся, формирование чувства ответственности за своё здоровье и образ жизни.

Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с региональными особенностями и возможностями детей.

Для работы с детьми использую различные формы работы: 

  • классные часы;
  • деловые игры;
  • встречи с ветеранами войны и труда;
  • беседы, диспуты, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • соревнования;
  • экскурсии, походы;
  • трудовые дела;
  • уроки мужества, гражданственности.

На занятиях во внеурочной деятельности я провожу с детьми беседы на такие темы: «Как помогать людям», «С чего начинается Родина», «Главное слово на земле - мир» и др., что помогает сформировать у обучающихся гражданско-патриотические представления; правила и нормы поведения в социуме.

Также провожу экскурсии в наш школьный и районный музей. В патриотическом воспитании экскурсия занимает одну из важных ролей т.к. ученики с её помощью ближе знакомятся с историей своей малой Родины, узнают культуру, обычаи и традиции своего народа. В музей приглашались ветераны, а именно знакомство с ними помогает ученикам сделать изучение  истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил.   Расширяется кругозор школьников, формируются познавательные потребности.

Моей целью, как воспитателя группы продленного дня, в небольшом населенном пункте, является наглядное ознакомление с объектами истории и культуры России и нашего региона, формирование уважительного отношения к историческим личностям, бережного отношения к труду людей.

Для достижения этой цели эффективными методами на занятиях являются викторины «Что я знаю о России», «Россия - Родина моя», «Патриот Родины», конкурсы рисунков «Сплоченная Россия», «Мир моего дома».   

С младшими школьниками провожу игры-путешествия, квест-игры. Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта, явления, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами данного объекта. Путешествие, отличается от экскурсии тем, что может быть реальным или воображаемым. Дети сами придумывают содержание путешествия, находят материал, прокладывают маршрут. 

Существует огромное разнообразие игр, которые можно использовать для эффективного патриотического воспитания (русско-народные игры «Путешествие по России", военно-патриотические «Я люблю тебя, Россия», познавательные «Награды героям» и т. д.) В процессе игры у обучающихся формируется ценностное отношение к своей стране, искусству, обычаям.

Проведение всех этих мероприятий не проходит бесследно. Они оставляют отпечаток в душах учащихся. Подтверждением тому являются сочинения, которые дети пишут накануне 9 мая на военную тему.  Воспитанники моего класса вместе с родителями рассказали о своих родственниках, прошедших войну.

Таким образом, я убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей деятельности – учить детей помнить, как мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.  

Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих воспитанников. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что будут жить и работать на благо и во имя Родины.

Список используемой литературы:

  1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. – М. : Айрис-пресс.
  2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71.
  3. Витовтова, М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя  / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
  4. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию:

С чего начинается  Родина?

Цели:

  • познакомить с символами государства, их историей,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • воспитывать любовь к истории своей Родины.

Задачи:

  • развивать умения работы со справочными материалами,
  • научить составлять древо своей семьи, тем самым обратить внимание детей на историю маленькой ячейки общества,
  • формировать чувство гордости за свою Родину, всегда быть готовым к ее защите.


Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.

Да вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!

Учитель. Что же такое Родина? Что считает своей родиной человек: страну, в которой живет, дом, где родился, березки у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

- Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине. (Учащиеся читают стихотворения)

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

М.Лисянский

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образах

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

(С. Есенин)

О России петь – что стремиться в Храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь, что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть.

(И. Северянин)

Учитель. А как вы представляете свою Родину? За что вы любите?

Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный род племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Учитель. - Мы подобрали много родственных слов к слову «Родина». Есть наука, которая уходит своими корнями в прошлое, изучает родственные связи.   Называется эта наука генеалогия. Генеалогия – наука о родственных связях.

Учитель. Дома вы вместе с родителями составляли генеалогическое древо своей семьи, самое большое количество  родственников  нашёл……  

Учитель. Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. Чем же отличается одно государство от другого? Языком, символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Кто знает основные символы государства? Сейчас ребята расскажут о символах нашей страны.

( герб, флаг, гимн)

Учитель. Гимном Российской Федерации стала музыка патриотической песни русского композитора Александрова, слова С. Михалкова. Вы должны знать, что гимн слушают стоя.

Учитель. В любом государстве есть и не официальные символы. Кто знает   чем славится Россия? ( слайды берёза, медведь, тройка, матрёшка)

Учитель. Что значит для вас  Родина? (где родился,  где живут твои родственники)

- Ребята готовясь к нашей встрече рисовали рисунки о своей малой Родине (выставка рисунков)

- У каждого человека свои представления с понятием «родина».  Для одних это страна, в которой родился человек, для других  дом, в котором он живет, для третьих место, где жили его предки. А для кого-то родина начинается с родного порога и березки у дома.

- Вот каким видел наше село  наш земляк Беседин  Виталий  ( слайд)

Учитель - Чаще всего мы говорим: Родину «надо любить», «надо беречь», «надо защищать» (слайд)

- Подберите слово, в котором выражается долг человека перед Родиной.

(должен – слайд).

- Человек должен любить Родину, должен беречь Родину, должен защищать Родину. Какое местоимение нужно поставить вместо слова «человек», чтобы каждый мог выразить свое отношение к Родине? (я - слайд)

(Чтение получившихся предложений)

Я должен любить Родину

. Я должен беречь Родину.

Я должен защищать Родину.

- Как называется документ, в котором записаны права и обязанности гражданина России? (Конституция Российской Федерации)

- «Долг перед Отечеством», «любовь к Родине» - понятия не столько правовые, сколько моральные. Каждый человек «генетически» связан со своей Родиной, об этом нам говорит народная мудрость – пословицы и поговорки («От Родины теплом веет», «Своя земля и в горсти мила», «И кости по земле плачут»)

- Как называется человек, любящий свою  Родину? (патриот)

- Какого человека называют патриотом?

Патриот – человек, который любит свою Родину и совершает полезные дела во имя ее процветания.

- Ребята, мы  граждане России, поэтому должны быть верными своему Отечеству, а это значит выполнять гражданские обязанности, быть готовыми встать на защиту интересов России, гордиться ею.

- Заканчивая нашу беседу, давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня? О чем должны помнить всегда?

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

                   Е. Синицин

- Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...