Статья "Актуализация познавательной активности младших школьников".
статья

Чашева Зоя Викторовна

В статье говорится  об одной из актуальных проблем современной школы : снижение мотивации к обучению у будущих первоклассников и младших школьников. Приводятся примеры как прививать устойчивый интерес к учебе, опираясь на мотивационную сферу ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   З.В.Чашева, Л.Б.Бочарова

учителя начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 12 г. Йошкар-Олы »

Актуализация познавательной  активности  младших школьников.

      Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе и дома. В этом заинтересованы и родители  учащихся. Но подчас и учителям, и родителям  приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».

      Ежегодно мы обращаемся к родителям будущих первоклассников с таким вопросом (в форме анкеты): « С желанием ли ребенок идет в школу?», а к детям «Хочешь ли ты учиться?»  Результаты настораживают: 35% -37%  детей не хотят идти в школу, 43% - 47% родителей утверждают, ребенок не хочет учиться. Причины указывают следующие:

устал учиться до школы;  задают много уроков; там трудно; я уже умею, неинтересно.

       Этому  есть  причины: интерес снижается, так как большинство детей интересуют только гаджеты, и процесс обучения видится им трудным и неинтересным; не все родители видят в школе «храм науки» и иногда учителю отводят роль «отрицательного персонажа», который обязательно накажет за ошибки; чрезмерная загруженность «учебой» ребенка до школы (75% детей посещают несколько заведений дополнительного образования).

     Мы – учителя должны стараться работать так, чтобы привить  и развить у ребенка  устойчивый интерес к учебе. опираясь на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо в начале  учебного процесса  формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна и интересна.

Нами замечено (при проведении диагностик), что даже положительная мотивация ребенка снижается в течение учебного года, когда пропадает эффект новизны.

Движущей силой  формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

Необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности:

1. В учебной деятельности

2. Во вненеурочной деятельности

3. В согласованной работе семьи и школы.

1.1. Развитие познавательного интереса в процессе учебной деятельности.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Известно, что интерес к изучаемому предмету теряется, если учебная проблема, поставленная перед школьником, оказывается слишком сложной и требует для решения очень много времени и усилий. К. Д. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».Задания, предлагаемые ученикам,  должны быть не только интересны, но и посильны. Именно в этом случае уместно дифференцированного обучения. Методы и приемы активизации, которые применяет учитель, должны учитывать уровень познавательных способностей учащихся, потому непосильные задачи могут подорвать веру учеников в свои силы и не дадут положительного эффекта.

Учитель должен предвидеть и другую проблему, влияющую на развитие познавательного интереса: наступает момент, когда результативность начинает снижаться и стремится к нулю. Это связано с тем, что слишком высокий уровень мотивации приводит к перевозбуждению коры головного мозга, что, в свою очередь, вызывает торможение.

     На первом этапе развития познавательного интереса в процессе обучения большое значение имеет занимательность изучаемого материала. Не следует смешивать занимательность и развлекательность. Последняя, как правило, не воспитывает волевые усилия, необходимые в формировании познавательного интереса, а также нивелирует познавательный компонент в обучении. На первом этапе развития познавательного интереса занимательность необходима, так как она позволяет привлечь внимание к изучаемому предмету. Именно это делает её  основой для возникновения любопытства, которое связано с положительным эмоциональным отношением к учебной деятельности. Любопытство по своему психологическому содержанию близко к интересу, однако отличается от него неустойчивостью, слабой направленностью.

     На следующем этапе возникает ситуативный познавательный интерес. Школьникам интересно раскрыть суть изучаемых процессов и явлений. Они стремятся к исследовательской деятельности и готовы проводить её под руководством учителя.

На наш взгляд, важным моментом является достижение такого состояния, когда интерес, возникнув однажды, становится устойчивым и активизирует познавательную деятельность личности, перерастая в личностный интерес. На этом этапе школьнику интересно проникнуть в сущность проблемы, самостоятельно найти пути её решения.

     Средства активизации познавательного интереса: у учителей большой арсенал приемов и методов. На интенсификацию и активизацию деятельности учащихся направлена соответствующая группа образовательных технологий, включающая (по Г.К. Селевко): игровые технологии; технологии проблемного обучения; технологию проектного обучения; интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.) Скажем о тех, которые мы успешно применяем в нашей школе.

   Создание проблемной ситуации на уроке, побуждающей искать новые пути решения, на основе имеющегося у детей опыта. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.                Интегрированные уроки. Уровни интеграции могут быть разными.  Наиболее простой путь - интегрирование 2-3 предметов ( ИЗО и технологии, литературного чтения и ИЗО, литературного чтения и  окружающего мира). Например, интегрирование литературного чтения и  окружающего мира  подводит к восприятию художественного произведения непосредственно через жизненные наблюдения учеников, через знания особенностей своего края.

Существует и  иной путь интеграции -  интегрирование всех учебных дисциплин ( изучаемых в начальной школе) на основе сюжетного ( тематического) построения учебного дня. Входящие в расписание уроки превращаются в некий сюжет. Это более сложная форма, но и более интересная для детей.

Игровые приемы на уроках.

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. 

Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. 

2. 1. Во вненеурочной деятельности

Внеурочная деятельность предоставляет огромные возможности для развития познавательного интереса учащихся. Огромное значение во внеурочной деятельности имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность. Во внеурочной работе не бывает «слабых». Нередко «слабые» и «трудные» работают после уроков лучше, чем некоторые отличники.  «Первые годы обучения в школе - это годы очень заметного развития интересов, и основой из них - познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше» . Школа после уроков - это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования образовательных организаций Российской Федерации.

Создание модели внеурочной деятельности мы начали с определения социального заказа. Путем анкетирования родителей, детей было выявлено, что 40% родителей отдали предпочтение объединениям познавательного направления, 25% - спортивным секциям, 20% - объединениям творческого направления (ИЗО, Кутюрье, хорового и сольного пения, танцевальный), 15% объединениям технического направления. Исходя из данных результатов, в школе сформировалась модель внеурочной деятельности.

Внеурочные занятия направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

3. 1. В согласованной работе семьи и школы

 Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи– создать максимальные условия для его роста и развития. С момента прихода ребенка в школу, семья продолжает оказывать влияние на его учебную деятельность. Семья может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов).Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Можно порекомендовать такие формы сотрудничества: «родительский всеобуч», лекторий для родителей, привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий. экскурсий и т.п.

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это во-первых – желание,  во-вторых – деятельность.» Чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять.

Литература.

  1. «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ [Электронный ресурс]. – 2004. - №9.
  2. Беляева Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях / Л.А. Беляева. – Томск : ТГПУ, 2004.
  3. Гребенников, И.В. Школа и семья. ( Электронный ресурс) – М., 1985.
  4. Кувалдина, М.М. Роль семьи в формировании познавательной мотивации.// Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития.(Текст) – Киров, 2004.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. (текст). – М.: Народное образование, 2005.
  6. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / (Электронный ресурс) Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988.
  7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5(текст)  М.: Педагогика. – 1990.
  8. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе (электронный ресурс) / Г. И. Щукина. – Москва: НОРМАИНФРА, 2009.
  9. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
  10. https://tsdik.buryatschool.ru/site/pub

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...