Сравнение ФГОС НОО
статья

Рудник Ольга Николаевна

Обновлённые ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

С этого учебного года 1 классы перешли на обновлённые ФГОС НОО. 31 мая 2021 год.

В основу разработки ФГОС 2021 положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.

Главной особенностью обновленного ФГОС заявлена конкретизация требований к обучающимся.

 Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном ФГОС все виды результатов усилены и систематизированы. Усиление проявляется в конкретизации формулировок и их четкой классификации.

Основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно- деятельностный подход. Ядром обновленного ФГОС является ориентация на признание ценности базовых знаний и на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Принципиальным отличием  ФГОС НОО 2021 является ориентир на формирование функциональной грамотности.

Рассмотрим изменения, внесенные во ФГОС НОО 2021 в сравнении со ФГОС НОО 2009.

 Личностные результаты. В прежнем ФГОС 2009 личностные результаты        описывались обобщенно. Во ФГОС 2021 они более четко и конкретно определяют требования к личностным образовательным результатам. Если во ФГОС НОО 2009 в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок требований, то в обновленном ФГОС НОО 2021– 17 требований, распределенных по семи направлениям воспитательной деятельности:

  1. гражданско-патриотическое воспитание;
  2. духовно-нравственное воспитание;
  3. эстетическое воспитание;
  4. физическое        воспитание,        формирование        культуры        здоровья        и эмоционального благополучия;
  5. трудовое воспитание;
  6. экологическое воспитание;
  7. ценности научного познания.

Метапредметные результаты. Обновленный ФГОС, как и прежде, требует системно-деятельностного подхода. Новые формулировки метапредметных результатов представляют виды универсальных учебных      действий, сгруппированные несколько иным образом.

Во ФГОС НОО 2009 было перечислено 16 требований к метапредметным результатам, которые давались единым списком, без систематизации, без структурирования. Во ФГОС НОО 2021 выделяется три больших блока метапредметных результатов:

  1. овладение универсальными учебными познавательными действиями;
  2. овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
  3. овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Предметные результаты. ФГОС НОО 2021 определяет четкие  требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Предметные результаты подверглись серьезной детализации и конкретизации.

Формулировки конкретизированных предметных результатов приведены в отглагольные формы, которые, с одной стороны, означают акцент на деятельность, с другой стороны, показывают возможности их оценивания. Они заданы таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.

Планируемые результаты в действующем ФГОС НОО были  представлены в двух разделах «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться». Согласно требованиям обновленного ФГОС НОО все предметное содержание и все результаты должны быть освоены каждым обучающимся. Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями.

Требования к предметным результатам освоения программы НОО   по учебному предмету «Литературное чтение»

ФГОС НОО 2009

ФГОС НОО 2021

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

1) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и

произведений        устного        народного творчества

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в

систематическом чтении

2) достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и

обосновывать нравственную оценку поступков героев

3) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека

4) достижение необходимого для продолжения        образования        уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с

использованием        элементарных литературоведческих понятий

4) первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества

5)        умение        самостоятельно        выбирать интересующую                литературу;        пользоваться

справочными источниками для понимания и

5)        овладение        элементарными        умениями анализа        и                интерпретации                текста,

осознанного        использования   при   анализе

получения дополнительной информации

текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства

художественной        выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение)

6) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение

слушателями)

Таким образом, количество требований к предметным результатам по литературному чтению увеличилось с 5 до 6. Обновленные результаты отличаются четкостью, конкретностью и измеримостью.

Если цель курса по ФГОС НОО 2009 года концентрировалось на формировании смыслового чтения, ФГОС НОО 2021 акцент сделан на мотивации читательской деятельности.

Начальная школа закладывает фундамент всего общего образования и во многом определяет дальнейшее успешное развитие ребенка на протяжении всего обучения в школе. Безусловно, ключевую роль здесь играет учитель начальных классов. Обновленный ФГОС НОО призван стать для нас учителей начальных классов направляющим руководством для достижения новых профессиональных вершин в вопросах воспитания и обучения будущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение долей (ФГОС)

Основные цели урока - учить сравнивать дроби, развивать способность решать проблемные ситуации, логическое мышление, воспитывать интерес к математике....

Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.

6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что осно...

Урок математики в 2 классе по теме: «Кратное сравнение чисел».ФГОС

Урок построен в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Соблюдены все этапы построения урока по новым стандартам. Урок получил высокую оценку у коллег....

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....

Сравнение ФГОС НОО 2009 г. и 2021 г.

Параметр сравнения (раздел ФГОС НОО)Требования к условиям реализации программ обученияТребования к структуре основной образовательной программыТребования к результатам обучения...

Сравнение ФГОС 2009 и 2021

Сравнение ФГОС 2009 и 2021...