Сравнение ФГОС НОО
статья
Предварительный просмотр:
С этого учебного года 1 классы перешли на обновлённые ФГОС НОО. 31 мая 2021 год.
В основу разработки ФГОС 2021 положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.
Главной особенностью обновленного ФГОС заявлена конкретизация требований к обучающимся.
Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном ФГОС все виды результатов усилены и систематизированы. Усиление проявляется в конкретизации формулировок и их четкой классификации.
Основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно- деятельностный подход. Ядром обновленного ФГОС является ориентация на признание ценности базовых знаний и на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Принципиальным отличием ФГОС НОО 2021 является ориентир на формирование функциональной грамотности.
Рассмотрим изменения, внесенные во ФГОС НОО 2021 в сравнении со ФГОС НОО 2009.
Личностные результаты. В прежнем ФГОС 2009 личностные результаты описывались обобщенно. Во ФГОС 2021 они более четко и конкретно определяют требования к личностным образовательным результатам. Если во ФГОС НОО 2009 в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок требований, то в обновленном ФГОС НОО 2021– 17 требований, распределенных по семи направлениям воспитательной деятельности:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- ценности научного познания.
Метапредметные результаты. Обновленный ФГОС, как и прежде, требует системно-деятельностного подхода. Новые формулировки метапредметных результатов представляют виды универсальных учебных действий, сгруппированные несколько иным образом.
Во ФГОС НОО 2009 было перечислено 16 требований к метапредметным результатам, которые давались единым списком, без систематизации, без структурирования. Во ФГОС НОО 2021 выделяется три больших блока метапредметных результатов:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Предметные результаты. ФГОС НОО 2021 определяет четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Предметные результаты подверглись серьезной детализации и конкретизации.
Формулировки конкретизированных предметных результатов приведены в отглагольные формы, которые, с одной стороны, означают акцент на деятельность, с другой стороны, показывают возможности их оценивания. Они заданы таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.
Планируемые результаты в действующем ФГОС НОО были представлены в двух разделах «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться». Согласно требованиям обновленного ФГОС НОО все предметное содержание и все результаты должны быть освоены каждым обучающимся. Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями.
Требования к предметным результатам освоения программы НОО по учебному предмету «Литературное чтение»
ФГОС НОО 2009 | ФГОС НОО 2021 |
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций | 1) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества |
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении | 2) достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития |
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев | 3) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека |
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий | 4) первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества |
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и | 5) овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе |
получения дополнительной информации | текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение) |
6) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями) |
Таким образом, количество требований к предметным результатам по литературному чтению увеличилось с 5 до 6. Обновленные результаты отличаются четкостью, конкретностью и измеримостью.
Если цель курса по ФГОС НОО 2009 года концентрировалось на формировании смыслового чтения, ФГОС НОО 2021 акцент сделан на мотивации читательской деятельности.
Начальная школа закладывает фундамент всего общего образования и во многом определяет дальнейшее успешное развитие ребенка на протяжении всего обучения в школе. Безусловно, ключевую роль здесь играет учитель начальных классов. Обновленный ФГОС НОО призван стать для нас учителей начальных классов направляющим руководством для достижения новых профессиональных вершин в вопросах воспитания и обучения будущих поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнение долей (ФГОС)
Основные цели урока - учить сравнивать дроби, развивать способность решать проблемные ситуации, логическое мышление, воспитывать интерес к математике....
Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.
6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что осно...
Урок математики в 2 классе по теме: «Кратное сравнение чисел».ФГОС
Урок построен в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Соблюдены все этапы построения урока по новым стандартам. Урок получил высокую оценку у коллег....
Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС
Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...
Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.
Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....
Сравнение ФГОС НОО 2009 г. и 2021 г.
Параметр сравнения (раздел ФГОС НОО)Требования к условиям реализации программ обученияТребования к структуре основной образовательной программыТребования к результатам обучения...
Сравнение ФГОС 2009 и 2021
Сравнение ФГОС 2009 и 2021...