рабочая программа по родному языку (русский)
рабочая программа

Елисеева Надежда Васильевна

пояснительная записка, календарно-тематиченское планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

г. УСОЛЬЕ - СИБИРСКОЕ

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: РОДНОЙ ЯЗЫК (русский)

«УТВЕРЖДЕНО»                                                                                        приказом директора                                                                                                      МБОУ  СОШ № 3

От      августа        года. №  

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

« Родной язык русский» для 1- 4 классов

Срок реализации программы 4 года

Составители программы: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

Елисеева Надежда Васильевна

г. Усолье - Сибирское

2021 г.

        Рабочая программа составлена на основе требований к  результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ СОШ № 3, реализующий ФГОС на уровне начального общего образования.

      В программу включены содержание, тематическое планирование, планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, как приложение, включены оценочные материалы.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество учебных недель

33

34

34

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в год

33

34

34

34

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс

Личностные результаты

      У обучающегося  будут сформированы:

  • сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни;
  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
  • проявление познавательных мотивов;
  • интерес к способу решения и общему способу действия;
  • сформированность  социальных мотивов – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
  • сформированность учебных мотивов;
  • стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебе;
  • интерес к новому учебному материалу;
  • способность к самооценке;
  • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • Учащийся получит возможность для формирования:
  • основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам русского языка (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей  тетради);
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

        Метапредметные результаты

        Регулятивные

        Обучающийся научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану ;средством формирования регулятивных УУД служат овладение продуктивным чтением и проблемно-диалогическими технологиями. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

      Познавательные

      Обучающийся научится:

Учащийся научится: осуществлять поиск нужной информации;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разные способы решения поставленных задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • строить рассуждения об объекте, обобщать, подводить под понятие, устанавливать аналогии;
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

   

         Коммуникативные

         Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения;
  • стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Изучение предмета «Русский родной язык» в 1 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

научится:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии»

научится:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»

научится:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

II Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы. Горница, светлица, светец, лучина и т.д.).

2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти ит.д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии (10 ч.)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч.)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Секреты речи и текста

9

2

Русский язык: прошлое и настоящее

12

3

Язык в действии

10

4

Резерв

2

ИТОГО

33

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

2 класс

Формируемые УУД:

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

 понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 делить текст на части, озаглавливать части;

 подробно и выборочно пересказывать текст;

 правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

 делить слова на части для переноса;

 правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

 писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

 обращать внимание на особенности употребления слов;

 ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

 составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

 составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15часов)

      Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

       Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

      Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).  

      Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

       Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

     Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

      Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

      Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

    Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов)

     Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

     Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.

    Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

    Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

    Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

    Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Резерв учебного времени – 1 ч.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

15

2

Язык в действии

10

3

Секреты речи и текста

8

4

Резерв

1

ИТОГО

34

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3 класс

Личностные

  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
  • осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  •  адекватное восприятие  оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  •  осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
  • восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
  • понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
  • стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
  • положительной мотивации к созданию собственных текстов;
  • положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения,  к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
  • способности  к адекватной самооценке.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • осознавать цели и задачи  урока,  темы;
  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

  • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
  • по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
  • преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
  • озаглавливать текст;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других,  задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
  •  списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
  • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
  • создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

Содержание курса

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)

    Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

      Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

     Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

   Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

    Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

   Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

     Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

  • Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
  • Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)

             Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Тематическое планирование с указанием количества  часов,  отводимых на освоение каждой темы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I

Русский язык: прошлое и настоящее

13 ч

II

Язык в действии

10 ч

III

Секреты речи и текста

11 ч

Итого:

34 ч

1.Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

осознание роли речи в общении людей;

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

адекватно воспринимать оценку учителя;

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться словарями, справочниками;

строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Обучающийся научится:

●        при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

●        при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

●        при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности озаглавливания сообщения.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Повторение – 2 ч.

Тематический план

Тема

Количество часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

14 ч

2

Язык в действии

6 ч

3

Секреты речи и текста

12 ч

4

Повторение

2 ч

Итого

34 ч

III Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

                                                        Тема   урока

Кол-во  часов

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

1

По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

1

По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

1

Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени.

1

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.

1

Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.

1

В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь.

1

В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь.

1

Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы.

1

Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки.  

1

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

1

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

1

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

1

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

1

Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?».

1

Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.

1

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

1

Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста.

1

Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.

1

Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

1

Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

1

Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

1

Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов.

1

Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.  

1

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

1

Участвуем в диалогах. Приемы общения (уговаривание, просьба, похвала).  Особенности русского речевого этикета.

1

Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

1

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление.

1

Составляем развёрнутое толкование значения слова.  

1

Учимся связывать предложения в тексте  Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

1

Учимся связывать предложения в тексте.   Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

1

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования: заметки о посещении музеев.

1

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования: повествование об участии в народных праздниках.

1

Резервный  

1

III   Тематическое планирование  1 класс

№ урока

Тема  урока

Кол-во часов

1

Как люди общаются друг с другом.

2

Как люди общаются друг с другом. Обобщение.

3

Вежливые слова

4

Вежливые слова. Обобщение

5

Как люди приветствуют друг друга

6

Зачем людям имена

7

Спрашиваем и отвечаем

8

Спрашиваем и отвечаем. Обобщение

9

Как писали в старину

10

Как писали в старину. Обобщение

11

Как писали в старину. Обобщение пройденного.

12

Дом в старину: что как называлось

13

Дом в старину: что как называлось

14

Дом в старину: что как называлось

15

Дом в старину: что как называлось

16

Во что одевались в старину

17

Во что одевались в старину

18

Во что одевались в старину

19

Во что одевались в старину

20

Выделяем голосом важные слова

21

Выделяем голосом важные слова

22

Выделяем голосом важные слова

23

Как можно играть звукам

24

Как можно играть звукам

25

Где поставить ударение

26

Где поставить ударение

27

Где поставить ударение

28

Как сочетаются слова

29

Как сочетаются слова

30

Как сочетаются слова

31

Сравниваем тексты.

32

Сравниваем тексты.

33

Обобщающий урок

Тематическое планирование  3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.

2

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя.

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

5

Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.

6

Какой лес без чудес. Образные названия растений.

7

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

8

Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»

9

Заиграйте мои гусли.  Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

10

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

11

У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

11

Проектное задание: «История моего имени и фамилии»

13

 Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

14

Как правильно произносить слова.

15

Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка

16

Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»

17

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

18

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.

19

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

20

Редактирование письменных  текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

21

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов

22

Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями

23

 Контрольная работа  по разделу

24

Особенности устного выступления

Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»

25

Типы текста. Текст - рассуждение

26

Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации

27

Учимся редактировать тексты

28

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы

29

Текст – повествование. Структура текста.

30

Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России

31

Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого  музея.

33

Сочинение на тему «Как я провёл выходной день».

34

 Итоговая контрольная работа

Тематическое планирование  4 класс

Тема урока

Количество часов

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

2

Слова, связанные с качествами и чувствами людей.

3

Вся семья вместе, так и душа на месте.

4

Слова, называющие родственные отношения.

5

Красна сказка складом, а песня-ладом.

6

Русские традиционные эпитеты.

7

Слова, связанные с качествами, чувствами людей.

8

Красное словцо не ложь.

9

Пословицы, поговорки и фразеологизмы.

10

Язык языку весть подает.

11

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

12

Русские слова в языках других народов.

13

Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

14

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела.

15

Трудно ли образовывать формы глагола?

16

Образование формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов.

17

Можно ли об одном и том же сказать по - разному?

18

Предупреждение ошибок в произношении слов в речи.

19

Как и когда появились знаки препинания?

20

Контрольное изложение.

21

Задаем вопросы в диалоге.

22

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

23

Особенности озаглавливания текста.

24

Учимся составлять план текста.

25

Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

26

Учимся пересказывать текст.

27

Анализ прослушанного или прочитанного текста.

28

Учимся оценивать и редактировать тексты.

29

Оценивание устных и письменных речевых высказываний.

30

Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания.

31

Использование учебных словарей в процессе редактирования текста.

32

Представление результатов проектных заданий, выполненных при

 изучении раздела.

33

Обобщение изученного.

34

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 1-4 классов

Рабочая программа расчитана на изучение данного предмета в I полугодии. В каждом классе будет проведено по 16 часов. Программа ориентирована на закрепление сложных тем раздела "Русский язык"...

Рабочая программа по родному языку (русскому )

Программа "Школа России" 3 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса

Рабочая   программа по родному языку  (русскому) для 4 класса...

Рабочая программа по родному языку (русскому).

Рабочая программа по родному языку (русскому) 3-4 классы....

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Целью изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются: • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной ре...