Конспект занятия. Тема: "Волшебный песок"
план-конспект

Белых Алла Гаврииловна

Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры с песком41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:

«Умелые ручки»

социально-педагогической направленности

Тема «Волшебный песок»

методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого-педагогической  помощи  детям с ТМНР

ФИО: Белых А.Г.

                                                                                                                    воспитатель

Санкт-Петербург


Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Белых Алла Гаврииловна, воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1» г. СПб, Петергоф 

Группа

Программа (указать название программы, направленность по образовательной области,

«Умелые ручки», социально-педагогическая направленность

Дата проведения занятия

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятия в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом предметно – практическая  деятельность

Тема занятия

«Волшебный песок»

Форма занятия (кол-во детей)

Подгрупповая  

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

комбинированное

Цель занятия

Формировать умение действовать с песком.

Задачи занятия

  1. обучающая
  2. коррекционно-развивающая
  3. воспитательная

1Учить набирать совком песок и высыпать его.

2. Развивать зрительно – двигательное восприятие. Развивать мелкую моторику рук, на основе игр и упражнений с предметами.

3.Воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с воспитателем.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесный, наглядный, практический

Методическое и техническое обеспечение занятия

средства технические: магнитофон, музыкальные записи, ноутбук.

методические средства: коммуникатор, наглядные пособия,  дидактическая игрушка – лиса, фотографии детей, воспитателя, предметов, прозрачный таз, мольберт.

раздаточный материал: орешки, ведерко, совок, корзинка, подносы, передники, полотенца для рук.

Предварительная работа

-Дидактические игры «Собери шарики в коробку», «Переложи шарики», «Игры с песком».
-Подвижная игра на фитболе «Кач, кач покатай меня мяч», «Прокати мяч мне»

 -Рассматривание картинок с изображением предметов, фотографий детей группы.

-Чтение малых фольклорных форм (песенки, потешки), игры с пальчиками.

Подготовка детей: ежедневные гигиенические водные процедуры; обыгрывание умывалочек и потешек о воде; чтение произведений Г.Остера “Пузыри и лужи”; наблюдения в природе: дождливая погода, лужи, слушание шума дождя, льющейся воды, капели, игры с водой, с песком, обследование сухого песка.

Использованная литература

1.Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР под ред.В.Н.Асикритова,Т.А.Алексеевой,Е.Ю.Коржовой.-СПб.ЛЕМА 2015 г.

Название упражнения. Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент

Ритуал приветствия.

Задача:

-формирование умение соотносить себя  с фотографией.

-воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с воспитателем

Работа с коммуникативной картой «заниматься»

Задача:

формирование понятия «заниматься» с помощью коммуникативной карты «заниматься» и жеста «заниматься»

(Педагог  вводит детей в группу по одному, приветствует гостей)

-К нам пришли гости. Поздоровайся, Аэлита, Соня, Надя помаши рукой.

- Привет, привет!

(Педагог по очереди представляет каждого воспитанника гостям)

Работа у коммуникативной доски

-Кто здесь? Кто с нами?

-Аэлита!

 (Педагог рукой ребенка с помощью  указательного жеста  показывает на него).

- Аэлита!

 (Педагог берет фотографию ребенка и предлагает рассмотреть, используя указательный жест)

 (Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт)

- Алла.

(Педагог показывает указательным жестом на себя и на фотографию)

- Будем заниматься  (педагог  показывает жест «заниматься» и показывает коммуникативную карту каждому ребенку, затем вывешивает ее  на мольберт)

Дети машут

рукой с помощью воспитателя

Дети садятся на стульчики у коммун. доски

Ребенок  с помощью воспитателя

показывает себя и на фото

Дети с помощью воспитателя показывают жест «заниматься»

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие

Упражнение на подготовку рук к работе, массаж рук

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать мелкую моторику обеих руки.

– Надя, Соня…, дай мне левую руку:  

(Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого)

-Сидит белка на тележке,

-Продаёт она орешки:           Загибает:

-Лисичке-сестричке,             большой палец,

-Воробью,                             указательный,

-Синичке,                             средний,

-Мишке толстопятому,         безымянный,

Заиньке усатому.                  мизинец.

Дети дают поочередно левую и правую руку.

Ребенок помощью воспитателя выполняет упражнения по тексту

  1. Мотивация образовательной деятельности

Куклотерапия

«Встреча Белки»

Задача: формирование умение соотносить предметы с фотографией.

Сообщение темы занятия

(Дети переходят в обучающую зону, садятся на стулья за столы)

-К нам пришла Белка.

-Это Белка.

(Воспитатель указывает жестом на Белку и показывает фотографию Белки, сопоставляя их).

-Здравствуй, Белка!

(Педагог использует жест «здравствуйте»)

-Поздоровайтесь с Белкой.

(Белка здоровается с каждым ребенком,  воспитатель называет имя ребенка и устанавливает эмоциональный контакт с каждым ребенком)

-Соня, (Надя, Аэлита), покажи, где Белка?

-Это Белка.

 (Ребенок с помощью воспитателя указывает жестом на Белку и на фотографию Белки, сопоставляя их)

-Белка будет играть с вами.

-Сегодня на занятие покажем Белке, как мы играем с песком.

Дети переходят в обучающую зону, садятся за столы.

Дети здороваются с Белкой

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний

Игра: «Собери орешки и опусти их в корзинку»

Задача: развивать мелкую моторику рук, на основе игр  с природным материалом

-Белка такая грустная.

«По песочку она гуляла,

Все орешки растеряла.

Ей без орешков домой нельзя,

Помогите ей друзья!»

-Девочки, поможем Белке!

-Соберем все орешки корзинку.  

-Посмотрите, как я собираю орешки.

-Беру и крепко держу орешек в руке.

-Разжимаю пальцы и, опускаю орешек в корзинку.

(Воспитатель объясняет и  показывает   ход работы, захват  и удерживание в руке  орешка, опускание орешка в корзинку)

-Белка, посмотри, как Аэлита, (Соня, Надя) собирает орешки в корзинку.

-Аэлита, (Соня, Надя) возьми  орешек в руку,  разожми пальцы, опусти орешек в корзинку.

-Молодцы, девочки собрали все орешки в корзинку. (Белка всем говорит спасибо).

-Белка:

«Ой, спасибо вам ребятки!

 Свою мамочку люблю

 Я ей орешки подарю».

Дети садятся за столы

Дети с помощью выполняют упражнение

  1. Изучение нового материала

Игра – забава с песком «Здравствуй, песок!»

Задача:   

Формировать практические способы действия с песком.

Игра: «Волшебный песок»

Задача:  

Формировать умение набирать совком песок и высыпать песок в ведро. Развивать зрительно-двигаетельную координацию рук.        

-Белка приготовила сюрприз.

(вос-ль плавным движением руки убирает ткань с песочницы)

-Это песок.

-Для игры с песком наденем фартуки, закатаем рукава.

(вос-ль одевает на себя и на детей фартуки, закатывает рукава)

-Поиграем с песком.

-Песок в рот брать нельзя, разбрасывать по полу нельзя.

-Я опускаю ладонь на песок.

(восп. проводит своей рукой по песку)

-Песок теплый.

-Я шевелю пальцами в песке, сжимаю, разжимаю кулаки.

-Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.  

-Песок сухой.

-Пропускаю песок между пальцами, ладонями.

-Песок сыпется.

-Посмотрите.

1.Соня,(Аэлита, Надя), опусти руки на песок.

-Песок теплый, руке приятно.

-Соня,(Аэлита, Надя)  разровняй ладошкой поверхность песка, проведи по песку руками.

-Поиграй  пальцами в песке, сожми и разожми кулачки.

- Соня,(Аэлита, Надя) набери в руку  песок, сыпь его.

-Посмотри, как песок сыпется.

Вос-ль берет руки ребенка и опускает их в песок, водит ладонями по песку,  то опускает, то поднимает их, разворачивает, прихлопывает. Обращает внимание, что песок сыпется из рук. Вытираем руки салфеткой) 

2.Волшебный песок.

-Белка принесла вам игрушки для игры с песком.

-Это ведро.

-Это совок.

(Вос-ль показывает ведро, совок)

- Я беру в руку совок за ручку, желобком вверх.

(вос-ль показывает желобок совка, проводит рукой по желобку совка рукой)

-Крепко сжимаю ручку совка.

-Посмотрите, я набираю песок совком.

-Высыпаю песок в ведро.  

-Песок из совка высыпается в ведро.

(Вос-ль демонстрирует действия)

-Соня, (Аэлита, Надя), возьми совок в руку за ручку желобком вверх.

-Держи крепко совок в руке

-Набери песок совком, высыпай песок в ведро.

-Посмотри, песок высыпается из совка в ведро, песок сухой, сыпется.

(повторить с ребенком несколько раз)

Воспитатель одевает детям  фартуки.

Дети смотрят на игру с песком.

Дети опускают руки на песок,

Дети обследуют песок с помощью вос-ля

Ребенок берет совок в руку, набирает песок в совок, и высыпает песок в ведро

  1. Физкультминутка

Коррекционное упражнение на развитие тактильного восприятия, создание эмоционально-положительного контакта с детьми.

Музыка

Е.Железновой

Задача: Выполнение  кинезиологических упражнений   с помощью.

Музыка

Е.Железновой

– Надя, Соня…, дай мне левую руку:  

«Смотрите, смотрите, что я принесла! 
Смотрите, какое перо я нашла
Оно по ладошке тихонько ползёт 
Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Куда полетит - интересный вопрос. 
Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет, 
Одно и другое немножко щекочет
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать».

 в соответствии с текстом песенки трогать ребенка пёрышком
→ http://songspro.ru/17/Sergey-i-Ekaterina-Jeleznovy-Igrovoy-massaj/tekst-pesni-Peryshko

Дети переходят в зону релаксации и располагаются на релаксирующем пуфе.

Дети выполняют действия под музыку с помощью воспитателя

  1. Первичная проверка понимания

 

Игра: «Мельница»

Задача:  развивать мелкую моторику рук, на основе игр и упражнений с предметами.

-Отдохнули, молодцы.

-Садитесь, будем заниматься.

(педагог сажает детей на свои места, жестом показывает «заниматься»)

3. Это мельница.

-Белка принесла «Мельницу».

-Я берету совок, набираю совком песок, высыпаю песок на мельницу (мельница крутится).

 -Песок сухой, сыпется.

-Мельница крутится.

-Соня, (Аэлита, Надя) возьми совок в руку,

набери песок в совок.

-Высыпай песок на мельницу.

 (Вос-ль вместе с ребенком набирает совком песок и  высыпает песок на мельницу)

-Смотри, как красиво сыпется песок.

-Мельница крутится. Песок сухой, сыпется.

-Молодцы, девочки, хорошо поиграли с песком.

- Белке понравилось с вами играть. 

Дети садятся на стулья

Ребенок  берет совок, набирает совком песок, высыпает песок на мельницу

Дети наблюдают

  1. Заключительная часть

Подведение итогов

Ритуал завершения занятия

Работа с коммуникатором.

-Закончилась игра с песком.

-Вытираем руки салфеткой. Снимаем фартуки.

-У нас в гостях была Белка. Ей было с вами весело играть.

-Соня, (Надя, Аэлита), кто был в гостях?

- Белка.

(Воспитатель предлагает ребенку показать Белку на коммуникаторе сопоставляя их)

-Аэлита  внимательно слушала, наблюдала, играла с песком. Молодец!

-Соня хорошо собирала и складывала  орешки в корзинку.

-Надя порадовала: внимательно слушала, наблюдала, играла с пальчиками. Молодец!

- Вы молодцы, хорошо занимались, все старались.

Ритуал прощания.

 (педагог снимает с коммуникативной доски пиктограмму - занятие)

-Наше занятие окончено. Все.

(педагог жестом показывает, занятие закончилось)

-До свиданья, пока, пока, пока.

-Попрощаемся с гостями: пока-пока.

Дети с помощью воспитателя снимают фартуки

Ребенок с помощью воспитателя указывает жестом на Белку

Дети с помощью воспитателя прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие в 1 классе по теме "Волшебное превращение.Оранжевый цвет". Кружок "Волшебные краски"

Конспект внеурочного занятия по теме "Волшебное превращение.Оранжевый цвет" Класс 1. Направление-общекультурное....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности "В мире фантазии". Тема "Волшебная бумага. Творческая композиция в технике «Квиллинг»".

1) познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, дать представления о применении техники в декоративно-эстетическом оформлении; познакомить и научить выполн...

Конспект оздоровительного занятия по теме Волшебная страна здоровья

Конспект оздоровительного занятия по теме "Волшебная страна здоровья"...

Конспект внеклассного занятия на тему: « «Волшебное слово» В.Осеева»

Конспект внеклассного занятияна тему: « «Волшебное слово» В.Осеева»Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово».Задачи:Формировать знания о значимо...

Конспект занятия с использованием арт-терапии. Тема: "Волшебный песок"

Развивающее занятие на основе песочной терапии с элементами сказкотерапии и музыкотерапии....