Конспект коррекционного занятия «Сенсорное развитие»
план-конспект занятия (4 класс)

Игры с тактильными дощечками.
Цель: развивать способность запоминать ощущения от прикосновения к различным поверхностям; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику; развивать внимание, развивать фантазию, творческое воображение.
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
1. Обследование дощечек на ощупь с называнием качества.
2. Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами.
3. Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал.
4. Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность?
5. Ребенку предлагаю с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.
6. Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_korrektsionnogo_zanyatiya_sensornoe_razvitie.docx113.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия «Сенсорное развитие»

Тема: Различение и сравнение предметов по качеству материала, обозначение словами своих ощущений.

Цель: Учить определять различные качества предметов на ощупь.

Задачи: 

  • обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
  • развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;
  • совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;
  • воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Материалы к занятию: для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

«Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?»

Каждому в ладонь кладу камень и спрашиваю детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Напоминаю, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.

«Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно всё будет получаться».

Разминка.

Самомассаж ладоней и пальцев.

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

hello_html_78928386.jpg

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Самомассаж кончиков пальцев.

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Содержание упражнения:

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперёд – назад, слегка нажимая на него.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.

hello_html_4166c645.jpg

Косичка.

Исходное положение:

Взять карандаш за верхний конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки.

Содержание упражнения:

Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, двигаться вниз до другого конца карандаша. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Маленькой сестричке

Заплетём косички.

Сверху вниз косу плети,

Волоски не пропусти.

http://zrenielib.ru/tw_refs/16/15812/15812_html_m4d610100.jpg

2. Основная часть.

Игры с тактильными дощечками.

Цель: развивать способность запоминать ощущения от прикосновения к различным поверхностям; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику; развивать внимание, развивать фантазию, творческое воображение.

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

  1. Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.)
  2. Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как шуба, а вы

как думаете? (Кошка, лиса, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка) колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

  1. Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – фольга. Колючая – щётка.
  2. Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая … (На что похоже?)
  3. Ребенку предлагаю с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.
  4. Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхностиНужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.

Упражнение «Из чего сделан предмет?».

Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.

  • Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).
  • Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).
  • Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).
  • Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).
  • Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).
  • Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).
  • Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).
  • Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).
  • Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).
  • Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).
  • Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_7.jpeg  https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_9.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_8.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_1.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_2.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_3.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_4.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_5.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/14/s_5a0ae04c30c1b/742429_6.jpeg

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Упражнение «Что в мешочках?». «Тактильные мешочки».

Ребенку предлагаю небольшие мешочки, наполненные крупами. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).

Упражнение «Волшебный мешочек».

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.

Возможный набор предметов для детей.

Бусинка — стекло, ключ — металл, карандаш — дерево.

Клубок ниток — шерсть; пузырек — стекло, ластик — резина.

Колпачок от ручки — пластик; камешек — камень; мелок — мел и т.д.

Упражнение «Что лишнее».

Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый.

Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый, колючий.

Холодный, мокрый, тёплый, прохладный, горячий.

Красный, синий, бумажный, зеленый, голубой.

3. Заключительная часть.

– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?

– Чему мы с вами учились?

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

«Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики "Зимние забавы".

Данный материал рассчитан на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, способствует развитию и коррекции мелкой моторики. На занятии используются различные по фактуре ...

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...

Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.

С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия

Предмет: коррекционное занятие «Развитие зрительного восприятия».Тема: «Оперирование сенсорными эталонами».Цель: закрепление умения различать сенсорные эталоны формы, цвет...

Конспект коррекционного занятия Тема: «Развитие произвольного внимания»

Конспект коррекционного занятияТема: «Развитие произвольного внимания»         Подготовила:учитель-дефектол...

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" на тему: "Времена года, месяцы"

Цель: закрепить знания о временах года, месяцах.Задачи:закрепить названия времён года и последовательность месяцев в году;развивать память, речь, воображение, внимание, мелкую моторику;воспитывать бер...