Рисование стёркой
план-конспект урока (1 класс)

Конспект урока. 1 класс. ИЗО. "Рисование дерева стёркой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx24.49 КБ
Файл prezentatsiya1_master.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет, класс

Рисование 1 класс

УМК Занков

автор Ашикова

Тема  урока.

Рисование стёркой дерева

Тип урока.

Урок изучения нового материала

Вид урока

 

Форма урока.

Методы применяемые на уроке.

Технологии применяемые на уроке.

Цель урока:

Развитие творческих способностей учащихся при создании образа  дерева, используя нетрадиционную технику рисования «Рисование стёркой».

Задачи урока:

Обучающие: Познакомить учащихся с новой техникой работы по рисованию  - «Рисование стёркой»; с новым художественным материалом – сангиной , со способом рисования сангиной; учить правильно рисовать дерево.

Развивающие: Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, умение работать стёркой в новой технике и работать с таким материалом как сангина.

Воспитывающие: Обогатить духовный мир учащегося, аккуратность, художественный вкус.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

• повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

• ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

• развитие эстетических чувств;

• духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

• развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

• вырабатывать способность различать способ и результат действия;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

• развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

• осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

• задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

• адекватно оценивать свою роль в творческой деятельности.

Оборудование.

Для учителя:

  • мультимедийная установка.
  • Лист бумаги
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Подстругалка
  • Салфетки
  • Сангина

  • Лист бумаги
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Подстругалка
  • Салфетки
  • Сангина

Демонстрационный материал

  1. Презентация
  2. Музыкальные произведения 

План  урока

  1. Организационное начало урока

Цель: Настроить детей на деятельность, , проверить готовность к уроку.

Длительность этапа:

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.

Функции преподавателя на данном этапе: информационная

Основные виды деятельности преподавателя: проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

Основные виды деятельности учащихся: выступают в роле слушателей и наблюдателей

Учитель приглашает детей в класс. Звучит музыка  (детская песня «Коробка с карандашами»).

Учитель проверяет готовность к уроку (наличие альбомного листа, простых карандашей, ластика, подстругали).

  1. Сообщение темы и цели

  • Формулирование темы

У: Ребята, о чём эта песня?

Д: О карандашах.

У: На какие группы можно разделить карандаши?

Д: Цветные и простые (графитовые)

У: Оказывается простые карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point). Степень мягкости карандашей обозначают буквой М (мягкий) или 2М, ЗМ и т. д. Большая буква перед М указывает на большую мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Т (твердый). 2Т тверже, чем Т, ЗТ тверже, чем 2Т, н т. д.

У: Сегодня нам понадобится мягкий и твёрдо–мягкий простой карандаш для выполнения работы. Положите их перед собой.

У: Что бы узнать что мы будем рисовать вам необходимо отгадать загадку.

Его весной и летом

 Мы видели одетым,

 А осенью с бедняжки

 Сорвали все рубашки.

Д: Ответ: Дерево

У: Чтобы узнать чем мы будем рисовть вам предстоит отгадать ещё одну загадку.

 Раз ему работу дашь, —

Зря трудился карандаш.

Д: Ответ: ластикь стёрка

У: Значит рисовать мы с вами будем необычным способом, при помощи стёрки.

У: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока из трёх ключевых слов: дерево, стерка, рисование.

У. Тема нашего урока «Рисования дерева стёркой».

  • Знакомство учащихся с целью и задачами урока

У. Цель урока:

У. задачи урока:

Цель: Сообщить тему урока, цель и задачи, познакомить с новым термином, настроить на работу.

Длительность этапа:

Форма организации деятельности учащихся: групповая, коллективная.

Функции преподавателя на данном этапе: информационная, направляющая, корректирующая.

Основные виды деятельности преподавателя: объясняет, сообщает, корректирует,   настраивает на работу.

Основные виды деятельности учащихся: выступают в роле слушателей, активных участников в формировании темы.

  1. Практическая часть

 а) Сообщение плана действий  практического этапа.

У.Сегодня для реализации нашей цели, мы будем использовать следующий план работы.

  • Создание основы для рисунка.
  • Анализ строения дерева.
  • Рисование стёркой.

Показ учителем        

Работа детей

б) Выполнение практической части согласно плану.

I этап

У. Переходим к первому этапу практической деятельности. У каждого из вас  на столе находится лист бумаги. Положите его перед собой горизонтально. Возьмите  простой карандаш маркировки М в кулак, придерживая пишущую часть указательным пальцем. Давайте попробуем закрасить таким образом правый верхний угол нашего листа.

У:  Наша задача закрасить весь  этот лист боковой стороной графитового карандаша под музыку, танцуя.

У: А теперь берём салфетку, формируем из неё комок и начинаем натирать раскрашенный лист. Мы натираем, поём и танцуем.

На первый этап отводится 2,5 минуты.

II этап.

У: Основа для рисунка готова.

У:С предметом рисования мы определились. Это дерево.

У: Прежде чем мы приступим к рисованию деревом, давайте с вами посмотрим как оно зарождается.

У: Ролик (Зарождение дерева – 3 мин.).

У: Из каких частей состоит дерево?

Д: Корни, ствол, ветки, листья.

У: Какая часть дерева остаётся невидимой для глаз людей?

Д: Корни, так как они находятся под землёй)

У: Какая часть дерева будет самой широкой?

Д: Ствол.

У: Что можно сказать об изменении ширины ствола дерева от основания до верхушки.

Д: Прослеживается постепенное сужение ствола.

 

III. этап

1. Поэтапный рисунок стёркой дерева учителем.

 - В рисовании дерева, как и любой другой натуры, существует этапность. Сначала мы изображаем ствол и, учитывая, что дерево растет из земли, намечаем ее поверхность – делаем несколько горизонтальных штрихов стёркой внизу листа. Затем намечаем высоту дерева – отмечаем точкой. Далее намечаем толщину ствола у земли и прослеживаем, как он постепенно сужается к верхушке до тонких веточек. Плавными линиями отмечаем поочередное расположение крупных ветвей, определяя их длину, направление, с ответвлениями от них мелких веток.  2.Рисование стёркой детьми.

3.  Раскрашивание ствола дерева сангиной

- показ учителя

У: Какого цвета стол у дерева?

Д: Коричневого

У:Сейчас мы с вами закрасим стол коричневым цветом, используя необычный материал САНГИНУ.

САНГИ́НА (франц. sanguine, от лат. sanguis — "кровь") — материал и инструмент для рисования в форме толстого карандаша без оправы, который изготовляют из каолина (белой глины), пигмента (оксидов железа) и связующего вещества (растительного клея). По составу сангина близка земляным (минеральным) краскам типа охры, умбры. При рисовании сангина дает сочный матовый тон — от красно-коричневого до светло-розового и желтоватого. Другое название — красный мел. Сангину использовали художники Итальянского Возрождения, главным образом венецианской школы, Маньеризма и Барокко, поскольку этот материал раскрывает возможности живописного рисования: сочного, красочного штриха, напоминающего мазок кистью, в сочетании с приемами растушевки, втирания в шероховатую бумагу, что создает плавные переходы тона. Художники флорентийской школы (см. осязательная ценность формы), напротив, предпочитали твердый грифель, серебряный штифт или перо и тушь. Техника рисования красноватой сангиной в сочетании с черным итальянским (угольным) карандашом и белым мелом, получившая распространение в XVII—XVIII вв., называется "техникой трех карандашей" (сравн. бистр; пастель; сепия; синопия; сланец; см. также карандашная манера). Сангину, содержащую сульфит железа, используют для приготовления масляных красок и обжигающихся пигментов для росписи керамики и стекла, в частности витражей.

  1. Раскрашивание сангиной ствола дерева учениками.
  2. Прорисовка травы стёркой  учителем.
  3. Прорисовка травы стёркой учениками.

Цель: сообщить план действий для достижения цели и задач, заинтересовать детей новой техникой рисования – «Рисование стёркой», настроить на творческую деятельность.

Длительность этапа:

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.

Функции преподавателя на данном этапе: координационно-объяснительная, контролирующая.

Основные виды деятельности преподавателя:

знакомит с планом практической работы, подкрепляя его презентацией, демонстрирует образцы готовых изделий в этой технике, инструктирует перед началом работы, следит за работой детей, контролирует, помогает, поощряет.

Основные виды деятельности учащихся:

слушают объяснение учителя, выполняют практическую часть, обращаясь за помощью к учителю.

4  Подведение итогов.

  1. Рефлексия деятельности участников.

«Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

  1. Рефлексия содержания учебного материала

Прием незаконченного предложения (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Дерево чувств»: если чувствую себя хорошо, комфортно – вешаю на дерево  яблоки  красного цвета, если наоборот –зеленого.

                    4. Упражнение «Комплимент».

У. Давайте с вами оценим вклад друг друга в урок.

У.Давайте поблагодарим друг друга за тесную, дружескую атмосферу, в реализации поставленной цели и задач на уроке.

    Обращение к зрителям на мастер классе. Притча о карандаше.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

    И теперь, ставя вас  на место карандаша, хочу сказать вам: всегда помните  эти 5 правил и никогда не забывайте их, и вы станете лучшими людьми, которыми только можете  стать.

Первое: Вы будете способны делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволите другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми вы обладаете.

Второе: Вы будете переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы. Но вы будете  нуждаться в этом, чтобы стать более сильными людьми.

Третье: Вы сможете  исправлять ошибки, которые вы  совершили  или сможете “вырасти”из них.

Четвертое: Ваша наиболее важная часть будет всегда находиться внутри вас.

И пятое: Везде, где бы вы ни шли, вы  должны оставить свой след. Независимо от ситуации, ВЫ должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ!

Цель: Развивать качества современной личности: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Форма организации деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе:

Инструктирующая, контролирующая.

Основные  виды деятельности учащихся:

Участвуют в обсуждении задания, задают вопросы, высказывают свои мысли.

Основные виды деятельности преподавателя:

Объяснение, поощрение, наблюдение, фиксирование ответов учащихся .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

План работы: Создание основы для рисунка(фон). Рисование стёркой. Показ учителем . Анализ(изучение) строения дерева . Работа детей (выставка).

Слайд 8

План работы: 1.Создание основы для рисунка(фон). 2. Анализ (изучение) строения дерева. 3. Показ учителем. 4. Рисование стёркой. 5. Работа детей (выставка)

Слайд 12

Упражнение «Пантомима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Рисование животных (техника рисования углем)

Тема урока «Рисование животных (техника рисования углем)», тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся получают теоретические знания о работе с углем, а также работают в альбомах,...

Рисование елочной игрушки – рисование с натуры.

Конспект урока по изобразительному искусству. 1 класс....

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....

Рисование цветов по методу — кляксография с ниточкой, нетрадиционное рисование.

Познакомить   детей с методом рисования цветов по методу-кляксография с ниточкой....