Взаимодействие с родителями.
статья

Тамара Васильевна Логинова

Бесконфликтная работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность, должна осуществляться в направлениях.

1. Спортивно-оздоровительная работа с детьми.

2. Формирование у школьников и родителей представлений о здоровом образе жизни.

3. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Создание комфортной психологической среды в классном коллективе и во взаимоотношениях с родителями.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Остановлюсь на последнем направлении, конкретнее  о взаимоотношениях с родителями.

В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащийся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю.

Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа:

* знакомство с классом и родителями;

* постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей.

За основу в работе с родителями необходимо взять несколько принципов:

1. Уважение чувства родительской любви к ребенку.

2. Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать положительную. Сначала родители должны узнать хорошее о своих детях. Только тогда они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребенка, которые мешают ему стать лучше, и будут содействовать в их устранении.

З. Уважение личности родителей, как отца, так и матери, их трудовую деятельность.

Соблюдение данных принципов помогает учителю прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками. Они любят своих отцов и матерей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога. Конечно, не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Ему необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. И здесь важно классному руководителю грамотно организовать бесконфликтное  общение всех участников образовательного процесса.

  Как бы не хотелось, но конфликты могут происходить потому что это естественное явление в отношениях людей и, конечно же, в любом деле, где требуется совместная работа.

Конфликт - это столкновение разных интересов, при котором могут возникать негативные переживания и появляться неудовольствие, злость и обида.

Основные причины, по которым  возникают конфликты между педагогами и родителями:
-необъективная, по мнению родителей, отметка за работу или большой объем домашнего задания;

-нарушение, по мнению педагога, норм общения с ним ученика или родителя;

-отношение педагога к ребенку;

-положение ребенка в коллективе класса;

-отсутствие необходимой, по мнению родителей, обратной связи с учителем.

При выстраивании взаимоотношений с родителями классному руководителю важно учитывать возраст, жизненный опыт и социальный статус родителей. Большую роль играет выбор формы взаимодействия (личная встреча, телефонный разговор, выступление на родительском собрании).

При выстраивании контактов с родителями, классному руководителю  важно учитывать психотип личности родителя, особенности характера и стиль общения, чтобы правильно общаться с родителями.

 Изначально можно провести анкетирование родителей, далее провести типологию родителей.

 По стилю общения Александра Фокина выделяет типологию родителей:

-родитель-вертолёт  (хороший организатор, но большой паникер, постоянно хочет все контролировать, поэтому важно  его успокаивать, убирать тревожность);

-родитель-танк (знаток, но считает себя экспертом во всем, много спорит и критикует, поэтому ему надо периодически давать возможность выговориться во избежание скандала );

родитель-скорый поезд (уступчивый, но равнодушный, не вмешивается ни в какие дела, все время куда-то спешит, поэтому приходится специально привлекать его внимание);

-родитель-гоночная машина (активист, но хвастун и не умеет проигрывать, считает себя и своего ребенка исключительными,  поэтому не стоит его прилюдно критиковать);

-родитель-трехколёсный велосипед  (добрая душа, но безответственная и инфантильная, поэтому необходимо  воспитывать в нем чувство ответственности).

При взаимодействии с родителями классному руководителю необходимо обязательно учитывать этот фактор.

 Но если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на словесные выпады, то цепочка обвинений прервётся, и конфликт не состоится.

Практические рекомендации для педагогов по разрешению конфликтов:
   
Конфликт почти во всех случаях преодолим и всегда связан с необходимостью решения какой-то проблемы.
    Лучший способ погасить конфликт – предвидеть его и не дать ему разгореться на предконфликтной стадии.
    По советам психологов, если конфликт случился, педагогу необходимо взять на себя инициативу в его разрешении.        Период послеконфликтной стадии – время переговоров.

    Можно утверждать, что ваша беседа с родителями прошла успешно:
1. если вам удается избежать острых противоречий;
2. если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений;
3. если вы удачно сформулировали проблему, и родители поняли и приняли вашу формулировку;
4.если вы обсудили ваши совместные действия.

Рекомендации и правила поведения с родителями для педагогов:

-установите границы допустимого и правила, регламентирующие отношения с родителями и учениками, всегда сами их соблюдайте и будьте образцом во всем;

-выявляйте подлинные проблемы и информируйте родителей о том, что вас не устраивает, детально объясните, что вам нужно и какой у вас план решения существующей проблемы;

-демонстрируйте свою заинтересованность в разрешении проблемы или конфликта: будьте доброжелательны, тактичны и терпимы;

-позвольте родителям озвучить свою позицию и взгляд на проблемные вопросы, внимательно выслушайте их жалобы и опасения;

-если вы не согласны с позицией родителей, не впадайте в критику и не принижайте их авторитет, а предлагайте другие, альтернативные варианты;

-не отталкивайте родителей, настраивайте себя и родителей на сотрудничество («Давайте подумаем», «Давайте сделаем вместе»), подчёркивайте значимость участия родителей в разрешении возникающих проблем;

-будьте объективны к мнению родителей  и готовы к компромиссу, оцените сообща несколько возможных вариантов решения проблемы и выберите наилучший для ребенка;

-щадите самолюбие родителей, всегда отмечайте положительные качества ребенка;

-проявляйте симпатию по отношению к ребенку и вселяйте в родителей веру в его способности;

-подчёркивайте ценность отношений с родителями: «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

В современных условиях мы часто пользуемся чатами, что очень удобно, быстро доходит информация для родителей, но правила общения педагогу нужно соблюдать.

Правила общения в чатах и мессенджерах
-Не выходите за рамки обсуждаемой темы.

-Соблюдайте деловой стиль общения и пишите грамотно.

-Будьте вежливы и тактичны.

-Определите временные рамки для общения.

-Не публикуйте личные данные, не переходите на личности и не обсуждайте личные темы в общем чате.

-Пишите четко и лаконично. Уберите эмоции из чата.

-Следуйте правилам публичной дискуссии (их нужно оговорить заранее).

   Таким образом, в конфликтах с родителями классному руководителю важно помнить, что источником их гнева может быть не он, а ситуация. В любой конфликтной ситуации родители рассчитывают на  помощь со стороны педагога. Поэтому ему часто необходимо брать на себя  функции модератора. Классный руководитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником,  советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Вместе с родителями работа классного руководителя  становится легче и конструктивнее.

Желаем всем  доброжелательного, безконфликтного общения с родителями. Берегите здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия с родителями учащихся

Как привлечь родителей к жизни класса, сделать их своими соратниками и помощниками....

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

Формы взаимодействия с родителями

Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....

Пять принципов взаимодействия с родителями

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентра...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В этой статье мы поговорим об основных вопросах, связанных с привлечением родителей к программе работы, связанной с курсом здорового образа жизни и укреплением здоровья, а также предложим некоторые пр...

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...