Развитие самостоятельности 3й класс
методическая разработка (3 класс)

Катасонова Юлия Сергеевна

Учимся самостоятельности и практикуем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti_3_klass.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

Отчёт по теме самообразования

«Развитие самостоятельности как условия

для самореализации обучающихся с ОВЗ»

                                                         Учитель начальных классов

                                                          Катасонова Юлия Сергеевна

                                                             I квалификационная категория

Смоленск 2023г.

Самостоятельность – умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять привычные действия без посторонней помощи и умение осуществлять самоконтроль (поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат). Активное участие волевых свойств в данном процессе способствует формированию осознанного социально-приемлемого поведения.

Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.

Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.

Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу), умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности младших школьников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Этапы развития самостоятельности:

1.Этап подражания: дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

2. Этап частичной самостоятельности: ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

3. Этап полной самостоятельности: младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

Процесс развития самостоятельности условно можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание педагога должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.

Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Учитель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца.

Третий этап - закрепление проявлений самостоятельности, контроль за ее устойчивостью, обеспечение условий для социально-ценных проявлений этого качества личности.

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогу, работающему с такими детьми, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл.

Ведущие виды деятельности:

учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром;

игра: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности.

Одним из средств развития самостоятельности младших школьников является самостоятельная работа, средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности. Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение.

Особая роль в формировании творческой, самостоятельной личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, отводится трудовой деятельности. Чтобы уроки трудового обучения способствовали развитию трудовой активности младших школьников, необходимо при выборе методов обучения ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и активную деятельность детей, расширяют кругозор, способствуют развитию самостоятельности и содействуют развитию творческой личности. Такими методами являются проблемно - поисковые, частично-поисковые, проблемные, исследовательские. Они в совокупности с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами способствуют качественному усовершенствованию трудовых процессов при выполнении учебных заданий. Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться.

Домашняя работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеурочное время. Значение домашней учебной работы, особенно в начальных классах, состоит в следующем. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Как ребенка с ОВЗ научить самостоятельности.

ИЗУЧАЕМ ПО ПЛАНУ

При изучении любого предмета или действия, игры ребенок с ОВЗ и взрослый вместе должны придерживаться определенного алгоритма изучения. Проще говоря, делать все постепенно и по плану.

  • Познакомить ребенка с внешним видом нового предмета, научите его находить, не путать с другими предметами, соотносить его название и внешний вид.
  • Изучить вместе с ребенком цвет предмета, его размер и форму, расскажите о том, что предметы могут быть разными.
  • Выучить составные части предмета, их назначение.
  • Рассказать о необходимости ухода и средствах ухода за этим предметом, месте хранения предмета.
  • Объяснить, в каком магазине можно купить этот предмет.

Вся теория должна быть подкреплена практическими умениями. Здесь тоже есть определенный алгоритм. Во-первых, алгоритм последовательности:

  • Пользование предметом с активной помощью родителя — например, использование способа «рука в руке».
  • Постепенное увеличение самостоятельности при выполнении действия.
  • Самостоятельное выполнение.

Для закрепления и отработки навыка и умения пользоваться предметом быта можно использовать различные упражнения. Например, отработать захват предмета, научить класть его в емкость, на поверхность, под или за другой предмет, переносить, отдавать его кому-то и т. д. Учить пользоваться предметом лучше начинать через дробное выполнение действия.

Что это значит? Сначала научить только правильно держать, захватывать ложку, щетку, носок и т. д. И постепенно переходить к последовательному выполнению всего бытового действия — умывание, одевание, прием пищи и т. д.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ

Рассказывать ребёнку о том, как важно соблюдать правила личной гигиены. Знакомить их с предметами и средствами личной гигиены, с их внешним видом, названиями, изучать их воздействие на организм.

Помочь ребенку освоить процессы личной гигиены: мытье и вытирание рук, ног, тела, уход за кожей лица, рук, ног, чистку зубов, полоскание рта и т. д.

Объяснить ребенку, как важна правильная осанка для здоровья. Демонстрировать правильную посадку за столом.

Познакомить ребенка с правилами использования компьютера, гаджетов телевизора, расскажите об их негативном воздействии на организм. Составить расписание пользования компьютером, гаджетами, просмотра телевизора; помогите ребенку правильно выбрать игры и телепередачи.

 ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Познакомить ребёнка с внешним видом, названием и назначением отдельных предметов сезонной одежды и обуви. Изучить части одежды и обуви, их названия.

Вместе тренировать навык самостоятельного надевания и снимания одежды и обуви.

Рассказать детям о местах для хранения предметов одежды и обуви каждого члена семьи. Отработать навык складывания одежды и обуви, развешивания одежды на вешалки.

Учить ребенка подбирать одежду и обувь по сезону.

Объяснить, чем отличаются друг от друга праздничная, школьная, домашняя одежда и обувь. Подобрать вместе одежду и обувь для дома, школы и праздника.

Учить ребёнка мыть и чистить обувь, чистить и стирать предметы одежды, познакомьте их со средствами для ухода.

ПИТАНИЕ

Изучить внешний вид, название и назначение столовых приборов и посуды. Отрабатывайте умение пользоваться столовыми приборами. Познакомить ребенка с понятиями «завтрак», «обед», «полдник», «ужин».

Изучить названия и состав блюд, время их употребления. Приучать называть блюда на столе. Осваивать правила поведения во время еды, расскажите о том, как важно для здоровья соблюдать режим питания.

Помочь ребенку научиться мыть посуду, познакомьте с нужными для этого средствами и приспособлениями. Рассказать о местах для хранения посуды. Обучать последовательности накрывания стола к приему пищи, расстановке посуды на местах хранения.

 ЖИЛИЩЕ

Изучить внешний вид, названия и назначения жилых помещений в квартире и доме. Знакомить ребенка с правилами поведения в жилых помещениях, принятыми в семье.

Изучать внешний вид, названия и назначение мебели. Осваивать правила пользования ею. Отрабатывать умение открывать и закрывать шкафы, ставить на нужное расстояние стул, табурет и т. д.

Познакомить ребёнка со средствами и приспособлениями для уборки помещений. Отрабатывать навыки использования тряпки для пыли, швабры, щетки, веника.

Знакомить с последовательностью уборки помещений. Рассказать о средствах и приспособлениях для ухода за мебелью.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Учить ребенка здороваться и прощаться, выражать благодарность, просьбы, отказывать. Уточнять и обогащать словарь ребенка словами и словосочетаниями коммуникативной лексики. Осваивать применение коммуникативной лексики во время приема пищи, в жилых помещениях, на улице, в городском транспорте, в магазинах самообслуживания.

 СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Познакомить ребенка с родственными связями. Дать ему сведения о том, кто такие мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, муж, жена. Научить находить и называть родственников на фотографиях, в видероликах.

Общаться с родственниками. Отрабатывать формы обращения к старшим и к сверстникам.

Одним из основных методов развития и коррекции самостоятельности детей с ОВЗ является ролевая игра.

Формирование навыков одевания происходит в играх «Назови предметы», «Я надену...», «Оденься по погоде» и «Надень игрушку». Дети учатся применять разные виды одежды, разграничивать ее по сезону, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.

Формирования навыков культуры еды происходит в таких играх, как «Кухня», «Посуда», «Чайная церемония», «Накорми игрушку», «Съедобно-несъедобное». Дети получают правильные представления о столовых приборах; продуктах питания; о том ,что можно, а что нельзя есть; о правилах мытья посуды.

Формирование навыков бережного обращения с вещами происходит в играх «Почистим обувь», «Что я положил(а) в стиральную машину?», «Как ты сложил(а) вещи?». Дети учатся быть аккуратными, следить за одеждой, чистить обувь щеткой.

Формирование культурно гигиенических навыков происходит в играх «Гигиена», «Моем-моем намываем», «Умоем куклу Машу», «Расскажи, что за предметы». Дети получают знания о правилах гигиены, об элементарных гигиенических принадлежностях, как всем этим пользоваться, и в каком порядке.

Формирования поведение в социуме происходит в таких играх, как «Продавец-покупатель», «Идем в гости», «Доктор и больной», «Список продуктов». Дети получают навыки межличностного общения правильного поведения в общественных местах и как правильно составлять список продуктов.

Формирование навыков поддержания чистоты происходит в таких играх, как «Убери за собой», «Постираем вещи», «Расскажи о предметах», «Генеральная уборка». Дети учатся подметать, протирать пыль, протирать со стола, как пользоваться стиральной машинкой, какие вещи в ней стирать, как правильно гладить.

Развитие ребенка с ОВЗ происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в процессе умывания, кормления, одевания и раздевания. Для этого создаются специальные условия, которые позволяют успешно формировать у детей социально-бытовые навыки.

Чтобы дети смогли овладеть определенными навыками, педагог сначала осуществляет действия руками ребенка, координируя его усилиями таким образом, чтобы он смог осуществить их с минимальной помощью. Индивидуальная работа с ребенком является опорной формой развития самостоятельности на данном возрастном этапе.

Таким образом, ролевая игра является одним из основных методов развития и коррекции самостоятельности детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы. Развитие самостоятельных умений - как путь к личностному росту обучаемых.

Работа содержит теоретический и практический материал по развитию самостоятельности у обучаемых....

Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

Развитие самостоятельной творческой деятельности обучающихся начальных классов.

Статья опубликованная в сборнике по итогам « Форума инноваторов» . 2010г....

Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса

Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса / сост. Романова Е.Ф., руков. Лотова...

Развитие самостоятельности детей 2й класс

Учимся самостоятельности и практикуем...