ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ, ЛИНГВОДИДАКТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ; Сборник трудов XI международной научно-практической конференции статья: РАССКАЗЫВАНИЕ – ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МЕТОД МНЕМОТЕХНИКИ 8 июня 2020
статья

Корсунова Татьяна Евгеньевна

РАССКАЗЫВАНИЕ – ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МЕТОД МНЕМОТЕХНИКИ  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_voprosy_lingvistiki.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ, ЛИНГВОДИДАКТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ; Сборник трудов XI международной научно-практической конференции статья:

РАССКАЗЫВАНИЕ – ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МЕТОД МНЕМОТЕХНИКИ  8 июня 2020 г. г. Астрахань

Корсунова Т.Е., Тимофеева А.Н.

 ДС № 7 «Аленушка», Знаменск

       Аннотация. Дошкольный возраст является основой для закладывания грамотной, четкой речи, которая является важным условием умственного воспитания ребёнка. Развитие связной речи – одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста. Обучение малышей связно, последовательно высказывать свои мысли, рассказывая о событиях окружающей жизни, нужно для развития личностных качеств и полноценного обучения в школе.

       Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, воспитатель, непосредственно-образовательная деятельность, связная речь, рассказ

       Дети дошкольного возраста с правильной речью, беседуя со сверстниками и взрослыми, могут легко выражают свои желания и мысли. И наоборот, ребята с плохо развитой речью, бедным словарным запасом испытывают трудности в общении, которые накладывают отпечаток на личность ребёнка, делая его застенчивым и нерешительным.

       Внимательные родители, квалифицированные воспитатели начинают очень рано детей приобщать к художественному слову, рассказывая им потешки, читая сказки, рассказы, разучивая стихотворения. Но чтобы речь ребёнка сделать правильной и красивой, этого часто бывает недостаточно.

       Одним из понятных и действенных приёмов улучшения связной речи в дошкольном образовательном учреждении является обучение детей пересказу, с применением приёмов мнемотехники и схем-моделей.

       Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого языка — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование её для детей дошкольного возраста на сегодняшний день становится актуальным.

       Особое место в работе с дошкольниками занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что значительно облегчает детям усвоению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация в форме картинок, символов, цифр, букв, схематичных рисунков т. п. Главное, чтобы изображения были простыми и понятными детям.

        Малыши младшего и среднего дошкольного возраста быстрее запоминают отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная, поэтому желательно показывать им цветные мнемотаблицы. Они помогают дошкольникам запомнить логическую последовательность символов при пересказе сказки или рассказа.

       Этапы пересказа художественного текста по мнемотаблице обычно такие:

 - Первый этап: в форме игры воспитатель знакомит детей со сказкой, с ними рассматривает таблицу и разбирает то, что изображено в каждой ячейке. Дошкольники сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа, картинки. Самостоятельно во время обсуждения сказки или рассказа рисуют символы в ячейках.

- Второй этап: Дети пересказывают сказку с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывают вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

       Большая работа происходит с детьми дошкольного возраста по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице дети схематически могут изобразить персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так: нарисовать куриные ноги, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слёзы — маленькими точками.

       Через сказку дошкольники знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью применяются обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Знакомство с характерными особенностями времен года происходит через составление сюжетной сказки.

       В работе с мнемотаблицами изображаются цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «З»; весна — зелёная, буква «В».

       При этом дети знакомятся с условными обозначениями характерные для каждого времени года явлений, например, дождь — косые линии, снег — снежинки, солнце — круг с лучами, дерево — ствол с кроной. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям дошкольного возраста составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «З» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года.

       Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

       Использую на занятиях по развитию речи мнемотаблицы, дети учатся составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Обучение построено на общеизвестных содержаниях сказках. Дошкольники сами являются исполнителями сюжета и активными его участниками.

       Перед непосредственно-образовательной деятельностью проделывается с детьми большая предварительная работа (педагога и детей):

 – подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

– обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

– подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

 – выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на НОД. В ходе непосредственно-образовательной деятельности детям задаются вопросы: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?».

        В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети дошкольного возраста играют в подвижные игры, словесные игры, слушают музыку, чтение стихов, поговорок, народные приметы, отгадывают загадки и т. д. Главной частью непосредственно-образовательной деятельностью является составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Большевой) и схемы — модели (из книги «Весёлые встречи» Л. Е. Белоусовой), которые способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала.

       Схемы-модели отличаются немного от мнемотаблиц. Автор книги Т. В. Большева предлагает детям готовые таблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает дошкольникам старшей группы самим зарисовать символы в предложенную схему — модель. Рисунки (значки — символы) и их количество в схеме — модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

       Этапы работы со схемой-моделью:

– учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

– самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

– закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

       Описательные рассказы составляются детьми в начале непосредственно-образовательной деятельности или в конце. Для закрепления полученных знаний с детьми изготавливаются альбомы по пройденным темам с рассказами и рисунками детей. Они сами придумывают свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

       Постоянно применяя в работе с детьми схемы-модели и мнемотаблицы, у них появляется желание самостоятельно пересказывать сказки — как на занятиях, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.

       Таким образом, чем раньше дети будут рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному образованию.

Литература

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Мозайка-Синтез, 1999.
  2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. – СПб., 2005.
  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно – метод. пос. / Т. Б. Полянская. – СПб. : Детство-ПРЕССА, 2010.
  4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1998.
  5. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5–7 лет / Л. Ф. Тихомирова. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы

Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего о...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник материалов XVII Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 15 ноября 2015 г.

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯсборник материаловXVII Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 15 ноября 2015 г....

Выступление на международной научно-практической конференции "Развивающее обучение в начальной школе: деятельностный подход"

Выступление на международной научно-практической конференции "Развивающее обучение"...

Иванова Е.В. Теоретические основы организации обучения в начальной школе // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 января 2024 года. – Петрозаводск: Меж

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы организации обучения в начальной школе. Сделан акцент на том, что цель начального образования - это развитие личности школьника, формирование у...