Методическая мастерская.
методическая разработка

Гекк Любовь Владимировна

Методическая мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая мастерская

«Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно.

У него своя жизненная миссия. И наш долг – помочь ему выполнить…»

             Современный мир становится гораздо сложнее с каждым годом. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, появляются новые сферы экономики, а также происходят социально-психологические изменения в самом человеке.

И одна из важнейших задач современной школы- это формирование функционально грамотных людей.

  Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Начальное звено образования- фундамент, где закладывается основа личности.

И исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель и вся моя работа строится на том чтобы:

Слайд 2

Цель:         
      Способствовать формированию, развитию и  воспитанию в ребенке личности, путем раскрытия его индивидуальных       качеств, для получения  знаний , умений и навыка.

И способствующие её реализации Задачи:
* формировать положительное отношение к обучению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
*применить различные индивидуальные траектории;
*совершенствовать виды и формы диагностики контроля;

Слайд 3

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные  соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании

Грамотность

Компетенция

Читательская

Работать с информацией:

 - находить и извлекать

- осмысливать и оценивать

- интерпретировать

Математическая

Формулировать, применять, интегрировать и

оценивать результаты с позиции математики и

реальной проблемы

Естественнонаучная

Давать научные объяснения

Применять естественно-научные методы исследования

Интерпретировать данные

Делать выводы

Финансовая

Работать с финансовой информацией

Выявление, анализ и оценка проблемы

Применение и понимание

Креативное мышление

Выдвижение, оценка и доработка идеи

Слайд 5

Я расскажу о формировании  читательской, математической  грамотности у младших школьников.

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

 Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

 1«Чтение с остановками».

Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. «Синквейн».

 В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

3. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

4.Толстые и тонкие вопросы-

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить следующие задания:

*решение ребусов;

*задания типа «Заполнить пустые места»,

 «Продолжить ряд чисел»,

*использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

*различные формы работы над задачей:

(Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

Решение обратных задач.

Решение задач различными способами.

Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

*решение логических задач.

1)Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?

III. Заключительный этап.

Предлагаю вашему вниманию одну формулу успеха, которая позволит сформировать у обучающихся  качества, необходимые для полноценного функционирования  в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

         

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки  меня и я научусь.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Методическая мастерская "Смысловое чтение как метапредметный результат образования"

Реализация стратегии смыслового чтения на основе учебного текста. Моделирование на уроках литературного чтения....

Методическая мастерская "Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики"

quot;Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества..." С.Т. Шацкий...

Методическая мастерская

Презентация "Активные методы обучения в начальной школы"....

Методическая мастерская

Использование КВЕСТ-технологии в начальной школе....

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"...

Методическая мастерская «Развитие исследовательских умений младших школьников»

Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образовани...