Методическая мастерская.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская
«Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно.
У него своя жизненная миссия. И наш долг – помочь ему выполнить…»
Современный мир становится гораздо сложнее с каждым годом. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, появляются новые сферы экономики, а также происходят социально-психологические изменения в самом человеке.
И одна из важнейших задач современной школы- это формирование функционально грамотных людей.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Начальное звено образования- фундамент, где закладывается основа личности.
И исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель и вся моя работа строится на том чтобы:
Слайд 2
Цель:
Способствовать формированию, развитию и воспитанию в ребенке личности, путем раскрытия его индивидуальных качеств, для получения знаний , умений и навыка.
И способствующие её реализации Задачи:
* формировать положительное отношение к обучению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
*применить различные индивидуальные траектории;
*совершенствовать виды и формы диагностики контроля;
Слайд 3
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании
Грамотность | Компетенция |
Читательская | Работать с информацией: - находить и извлекать - осмысливать и оценивать - интерпретировать |
Математическая | Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы |
Естественнонаучная | Давать научные объяснения Применять естественно-научные методы исследования Интерпретировать данные Делать выводы |
Финансовая | Работать с финансовой информацией Выявление, анализ и оценка проблемы Применение и понимание |
Креативное мышление | Выдвижение, оценка и доработка идеи |
Слайд 5
Я расскажу о формировании читательской, математической грамотности у младших школьников.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.
1«Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
2. «Синквейн».
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
3. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
4.Толстые и тонкие вопросы-
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.
Примером могут служить следующие задания:
*решение ребусов;
*задания типа «Заполнить пустые места»,
«Продолжить ряд чисел»,
*использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)
*различные формы работы над задачей:
(Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.
Решение обратных задач.
Решение задач различными способами.
Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").
Самостоятельное составление задач учащимися. и др.
*решение логических задач.
1)Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.
В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?
III. Заключительный этап.
Предлагаю вашему вниманию одну формулу успеха, которая позволит сформировать у обучающихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-240020-1376677461.jpg)
Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»
Необходимость организации групповых проектов младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
Методическая мастерская "Смысловое чтение как метапредметный результат образования"
Реализация стратегии смыслового чтения на основе учебного текста. Моделирование на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1115386-1571398331.jpg)
Методическая мастерская "Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики"
quot;Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества..." С.Т. Шацкий...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/27/picture-804712-1611695690.jpg)
Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"
Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-992107-1515338019.jpg)
Методическая мастерская «Развитие исследовательских умений младших школьников»
Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образовани...