«Преемственность в развитии учебной деятельности».
консультация (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в основную школу для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешной адаптации учащихся при переходе от одной ступени образования к другой - действительно проблемный вопрос первостепенной важности. В связи с вариативностью образовательных систем сегодня особенно остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой.

Перевод из начальной школы в основную школу  — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это сложный, но, тем не менее, интересный   этап в жизни школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx420.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Консультация для родителей

«Преемственность в развитии учебной деятельности».

Выступление подготовила учитель первой категории: Епифанова Т.А.


Процесс  перехода ребенка из начальной школы в основную школу для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешной адаптации учащихся при переходе от одной ступени образования к другой - действительно проблемный вопрос первостепенной важности. В связи с вариативностью образовательных систем сегодня особенно остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой.

Перевод из начальной школы в основную школу  — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это сложный, но, тем не менее, интересный   этап в жизни школьника.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом « переходного» возраста у детей. Они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Эти аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Потому что эти объективные сложные этапы взросления, несомненно, требуют очень бережного внимательного отношения со стороны взрослых.

Внимание педагогического коллектива школы должно быть ориентировано на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению здоровья учащихся и учителей, к проблемам адаптации школьников при переходе в среднее звено. Можно привести несколько форм работы по преемственности.

1.Выявление негативных факторов возникновения стрессовых ситуаций учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.

2. Разработка единых методических приёмов, подходов при изучении отдельных тем учителей начальных классов и учителей математики, русского языка;

3.Разработка общих приёмов, методов повышения вычислительных навыков и решения задач по математике учителями начальных классов и учителями математики;

4. Проведение открытых уроков учителями начальных классов с приглашением учителей-предметников;

5. Проведение открытых уроков учителями-предметниками с приглашением учителей начальных классов;

6. Разработка общих методических приёмов по формированию общеучебных умений учителей истории, биологии и учителей начальных классов;

7. Разработка контрольно-измерительных материалов для выявления достижений учащихся уровня обучаемости;

8. Систематизация и оформление результатов исследований в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, диагностических карт;

Реализация плана должно предусмотреть решение следующих проблем:

1.Адаптация учащихся в условиях предметной системы обучения.

2.Изучение программ и взаимопосещения уроков учителей начальной и средней школы.

3.Преемственность основных форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения учебного материала, а также требования к качеству его оформления.

4.Соблюдение единых требований к ученику на всех ступенях образования.

Переход учащихся из начальной школы в основную, предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный

Организация и проведение расширенных родительских собраний с целью представления будущего педагогического коллектива, знакомство родителей с учебным планом, нагрузкой, требованиями педагогов. Определение готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Литература:

1.Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004.

2.Бобырев А.В., Рудакова И.А. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. №

3.Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1999.

4.Калягин Ю. М. Интеграция школьного обучения. Разработки интегрированных уроков. / Ю. М. Калягин, О. Л. Алексенко// Начальная школа. - 1990.

5.Котова С.А. Педагогика начального образования. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.

6.Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. –. М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. 7.Светловская Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Преемственность внеучебных достижений и учебной деятельности в начальной школе.

Взаимосвязь и учёт внеучебных достижений в начальной школе....

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

"Самостоятельная работа - как средство развития учебной деятельности и творческих способностей учащихся"

Обобщение педагогического опыта. Презентация по теме: "Самостоятельная работа - как средство развития учебной самостоятельности и творческих способностей учащихся"...

«Интеграция и преемственность программ в учебно-познавательной деятельности образовательного учреждения»

Мы понимаем преемственность как взаимосвязь разных этапов обучения, которая строится на единых психолого-педагогических требованиях. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи и дидактическ...