« Формирование познавательной активности, творческих и интеллектуальных способностей младших школьников» ( из опыта работы)
материал

Мулонова Долгор Дашиевна

самая важная   и главная цель любого педагога - вооружить умением учиться, а не дать ему как можно больший багаж знаний.  Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Формирование познавательной активности, творческих и интеллектуальных способностей младших школьников» ( из опыта работы)

Цель: способствовать профессионально-личностному развитию педагога через овладение новым содержанием и современными образовательными технологиями в работе по ФГОС

НОО.

В настоящее время внедрение ФГОС (Федерального Государственного образовательного стандарта) начального образования направлено на формирование младшего школьника, способного к дальнейшему успешному обучению и развитию на следующих ступенях образования. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, способность  принимать нестандартные решения, умения творчески мыслить. Пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Поэтому   самая важная   и главная цель любого педагога - вооружить умением учиться, а не дать ему как можно больший багаж знаний. Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».  

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте. Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо.

И возникает вопрос как  научить ребенка? Я много гуляла по страницам интернета,искала материалы и наткнулась на статью учителя  дефектолога Диуновой  Т.Н ,МОУ Фоминская СШ«Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

Эта статья направлена на повышение профессионального мастерства педагогов в использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе со школьниками. Возникает вопрос что такое НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ – наука о взаимосвязи психических процессов( память, внимания, речь, мышление и т.д) с работой головного мозга его отделов правого и левого полушария.  Она  изучает , что происходит в головном мозге, когда мы говорим, думаем, чувствуем

У меня есть ученик начинает писать и  уходит со строки  ввысь. Буквы острые, нет овалов. Использовала из данной статьи элементы  приемов, так он начал соблюдать, видеть строку. (  ПОКАЗ слайда)Выполняя упражнения нейропсихологии ребенок начал видеть линии)

Если ребенок:

  • не может удерживать правила поведения
  • плохо запоминает информацию
  • не может сосредоточиться
  • истощен (нет энергии), плохо спит
  • не применяет правила правописания
  • пишет буквы зеркально
  • оптически заменяет буквы и знаки
  • плохо себя контролирует
  • медленно читает
  • неловок в движениях
  • имеет навязчивые движения
  • обладает макро- или микропочерком
  • имеет несформированность межполушарного взаимодействия

 - это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга.

Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.( еще мы радуемся , что мой ребенок не ползая, а сразу начал ходить.Это сигнал для родителей!  Какой отдел головного мозга не выполнил свою работу)

Все отделы головного мозга  условно делятся на три блока:

  • блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок),
  • блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок),
  • блок программирования, регуляции и контроля.

Таким образом, детей, имеющих трудности в обучении, можно разделить на три группы:

Для детей первой группы характерны следующие признаки:

повышенная истощаемость, колебание активности во время занятия, гиперактивность, нарушение непроизвольного компонента внимания. В письменных работах у данной категории детей наблюдается микрография, колебание нажима, высоты и наклона букв, медленное письмо, колебание темпа и успешности письма во время урока, нарастание ошибок к концу работы.

Дети второй группы отличаются нарушениями зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. В письме наблюдаются оптические замены, трудности в запоминании букв, цифр, в ориентировке на листе, замены букв, обозначающих сходные по артикуляции звуки (л-м-д-н), замены согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, пропуск слов, непонимание смысла прочитанного.

У детей третьей группы страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают трудности планирования и планомерного выполнения действия. У них нарушена самоорганизация, произвольный компонент внимания. Характерные ошибки на письме – многочисленные пропуски, повторения букв, орфографические и пунктуационные ошибки.

В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

Предлагаю вашему вниманию упражнения, которые не требуют специального оборудования и помещения.

Проговаривать слова, предложения, закрепляя движениями. Можно использовать физкультминутки для закрепления знаний (о сенсорных эталонах, величине, пространстве, цифрах, буквах).физминутки

Вывод:

Произвольная деятельность – это способность ребёнка самостоятельно управлять своим поведением, а это качество требуется для обучения в школе в первую очередь. Когда у ребёнка есть произвольность, тогда он сможет быть более внимательным на уроках, у него лучше будут развиваться и внимание, и память, и речь, улучшится поведение.

И нужно находить на уроках повод для похвалы — это окрыляет  детей.  

Рекомендации по применению:

- Занятия можно проводить в любое время

- Систематичность выполнения, ежедневно, без пропусков

- Постепенное увеличение темпа сложности

- Требуется точное выполнение движений и приемов

- Упражнения проводятся стоя или сидя

- Упражнения можно проводить в различном порядке

Нейропсихологический подход к коррекции дисграфии у младших школьников.

В нейропсихологии выделяется 3 вида дисграфии, каждый из которых связан с определенным блоком мозга, выделенными А.Р. Лурия.1. Регуляторная дисграфия. 

Обусловлена несформированностью функции планирования и контроля (III блок).
Характерными ошибками являются: пропуски элементов букв, букв, слогов и слов.
Дети со слабостью функций программирования и контроля склонны к упрощению программы. Возникает инертное повторение и вставки элементов букв, букв, слогов и слов.
При знании правил дети часто допускают орфографические  ошибки. 
Возникают трудности языкового анализа и распределения внимания: нарушения границ предложения (отсутствие большой буквы в начале предложения и точки в конце)
нарушения границ слова (отсутствует пробел между двумя словами

2. Зрительно-пространственная дисграфия.

Обусловлена слабостью правого полушария мозга.

У детей возникают трудности в нахождении начала строки и ее удержании, ориентировки на листе бумаги. Задержки в актуализации графического и двигательного образов буквы (ребенок может заменять буквы на близкие по написанию, рукописные на печатные буквы или покажет свой необычный способ написания тех или иных букв).
У детей имеющих данный вид дисграфии отмечаются колебания наклона, ширины и высоты букв, нарушение порядка букв, а также раздельное написание их внутри слова.
Присутствует устойчивая зеркальность при написании букв.
Пропуски и замены гласных, в том числе ударных. В связи с отсутствием образа слова часто происходит слитное написание слов.( Богдан , Сережа)

3. Акустико-артикуляторная (фонематическая) дисграфия

Возникает вследствие несформированности функций II блока мозга.                                                                                                                    Отмечается слабость переработки слуховой информации и кинестетической дифференцировки. Основной механизм ошибок связан с трудностями выбора среди близких единиц.
Дети часто заменяют одни звуки на другие:

близкие по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с)

  • близкие по произношению (т-п, д-б, т-к, т-н)
  • близкие по написанию (у-и, щ-ш, ж-х)                  

Каждый симптом дисграфии может быть обусловлен разными механизмами. Для продуктивной коррекционной работы на сегодняшний день нейропсихология и логопедия должны тесно взаимодействовать, так как общепринятые психолого-педагогические приёмы работы часто не работают.

       Таким образом, при систематическом использовании нейропсихологических приемов отмечается повышение произвольного внимания и самоконтроля, восприятия, памяти. Улучшается мелкая моторика рук, формируются навыки глобального чтения, что не только позитивно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение, коммуникативные навыки. Мониторинг качества обученности по русскому языку свидетельствует о стабильной положительной динамике. ( В конце я бы хотела поделиться с нейропсихологическими играми  и  упражнениями в работе с младшими школьниками) Это все, что мы с вами выполняем: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика « рыбки плавали, плескались…

Чтобы заинтересовать детей,  учитель должен не просто передавать новые знания, но  и внести творчество, креатив . Поэтому учителя стремятся овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.   Переход  к новой модели обучения на основе деятельностного подхода требует от нас, учителей, освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий, таких, как:

- технология проблемного обучения;

- технология деятельностного обучения;

-  проектная  деятельность;

- развитие  критического  мышления;

-  информационно-коммуникативные технологии;

- игровые технологии

- здоровьесберегающие технологии;

 Слайд (  показ работы по технологиям…).     

 Все вышеизложенные приемы, технологии, применяемые на уроках и внеурочное время , дают возможность ребенку работать творчески, развивают желание учиться.

Современный учитель просто обязан владеть современными средствами обучения. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  • самокритичность, требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности

Приоритетными в своей работе считаю нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание младших школьников, т.к. проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень.

Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств учащихся:

- воспитание любви к Родине;

- приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии;

- разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей;

- воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.

Ученики моего класса изучают историю своей семьи, т.к. это первый шаг к познанию Родины(; фото древо) Петрова А,    ведётся работа по изучению истории  жизни знаменитых земляков ( Халмакшинов С.Л.  Бортников В.М, заслуженный механизатор РФ  

 Я воспитываю в детях патриотические чувства, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне; провожу уроки «Мужества», встречи с тружениками тыла( Елбаева Р.К). Мы посетили школьный  музей, читали книги о войне, ездили на экскурсию в районную библиотеку им. Петонова( показали бурятскую сказку на русском языке,мастер –класс изготовили  юрту и побывали в музее .Дети были очень довольны такой поездкой. Наметили в будущем посетить краеведческий музей.  Ежегодно на уроках труда делаем поздравительные открытки к 9 МАЯ. ( фото)

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью я считаю значимым. Здоровьесбережение – также является важным направлением в воспитательной работе.

 Внеурочные занятия « Полезные привычки» Основная цель этой работы - воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, сформировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека, развить интерес к различным формам целесообразного времяпрепровождения.

В классе систематически проводятся беседы, классные часы, ролевые игры. Например: « В гостях у Доктора  Здоровая пища», «Личная гигиена», «Твой образ жизни»,   «О вредном влиянии алкоголя на организм», «Режим дня», «Табак. Пассивное курение», «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Здоровье сгубишь - новое не купишь», «Все пороки от безделья».

 Весной в марте на базе 2 школы приняли участие в НПК. Дети ставили опыт, наблюдали за ростом лука. Многие дети не знали , что зеленую выгонку лука можно получить таким простым способом. для них было удивительным явлением  и в шк.столовой  съели сами и угостили других. Девочки получили сертификат .

Тесное сотрудничество установлено с преподавателем физической культуры ЗГШ , привлечением ее к участию тематических консультаций для детей и родителей по проблеме сохранения физической формы детей.

Ребята с удовольствием принимают участия во всех спортивных мероприятиях, проводимых в классе и школе: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Веселые старты» и др. Активными участниками соревнований, конкурсов являются родители.( фото)

Так же родители и дети являются постоянными участниками классных, школьных и районных конкурсов.

Приведу некоторые из них:

- Районный конкурс « Мое село», номинация «Фотография» , Попова М – 2 место( дважды»

Районный конкурс «Созвездие талантов» Петрова А – 1 место( стихи),

 в номинации « Новогодняя игрушка» Попова М- 3 место

- к 23 февраля  школьный  конкурс « Веселые старты» - 1 место

Класс является победителем новогоднего утренника –1 место

( фото) патриотических песен ( 2 место)

- участники районной легкоатлетического кросса на приз С.Л.Халмакшинова

По итогам мы, 2 класс. вышли  победителями школьного конкурса

 « Лучший класс 2022-2023 учебного года»( Грамота, сладкий приз)

Мои дети  принимают активное участие в : Акции добра.   Про бескорыстную помощь и сочувствие в теории знают все. В нашей школе знания  можно проверить на практике. С классом участвуем  в Акции милосердия. Принимаем участие в сборе вещей, игрушек, канцтоваров. Каждое такое мероприятие как небольшой урок – урок жизни. А отзывчивость и доброта, те знания, за которые оценки не ставят.

Помоги птицам зимой. Я убеждена, что с раннего детства необходимо развивать такие нравственные качества, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает.

Данная работа необходима для созидательного и ответственного отношения к природе. Стараюсь в душу  наших детей  вложить любовь и заботу о природе, а в их головы- экологическое сознание. В этом году была проведена операция « Кормушка.Покорми птиц зимой»

Дети  подкармливают  птиц в течение зимы. Результат операции- развитие добрых чувств и желание прийти на помощь братьям меньшим.

Мой народ. Мы живем в РФ, где более 100 народностей  живут мирно. У каждого народа свои особенности, традиции, культура и язык. Я стараюсь воспитывать в детях гордость за свой народ, поддерживать интерес к его  истории и культуре, помочь  хорошо узнать и уважать прошлое, настоящее через такие праздники, как Сагаалган, Сур-Харбан Алтаргана.( показ газеты и брошюры), знать своих  Героев, их подвиги:  Балдан Цыдыпов герой РФ, участника спецоперации на Украине. « Есть такая профессия – Родину защищать» Эти слова из любимого фильма « Офицеры» стали девизом Балдана.

Ценой своей жизни моряк Алдар Цыденжапов спас боевой корабль и своих более 300 сослуживцев.

В школе, весной каждый год мама Баира Цыбикова( выпускника нашей школы) учредила премию « Лучшему выпускнику» в память о сыне, погибшего на боевом посту.( кл.ч Баир Цыбиков)             Дети учатся помнить, быть похожими на героев. 

Поддерживает  свои традиции, быт бурятского народа педагог Хамгушкеев Н.М.  

Дети  с большим удовольствием посещают  кружок Н.М. Хамгушкеева  « Дойбод».

Такие игры как « Шагай наадан», «Мори урилдаан» развивает мелкую моторику у детей и это сказывается на изменение и становление  почерка( показ тетради)

 Веду большую работу по формированию толерантного поведения, учу детей позитивному отношению к себе и представителям других народов и иных культур, учу уважать достоинство других людей. Дети читают сказки разных народов на уроках чтения, изучают разные страны  на уроках «Окружающего мира», поют песни разных народов на уроках музыки, готовят выступления посвященные дню толерантности, рисуют плакаты на тему «Дружат дети на всей планете», участвуют в выставках творческих работ по теме «Я, ты, он, она – вместе целая страна».

Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои  плоды. В коллективе запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Ребята берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение,  отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно – гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это и есть цель обучения и воспитания. Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте. Считается, что ребёнок, с детства погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

  -То, что заложено в детей в начальной школе, продолжает свое развитие и в среднем, и в старшем звене.. Ученики прошлых моих выпусков отличаются высокой гражданской позицией, творческой активностью, хорошими знаниями, целеустремленностью, лидерскими качествами. Значит, поставленные мною задачи претворяются в жизнь

Свое выступление заканчиваю словами  

Кто постигает новое, лелея старое,

Тот может быть учителем.                    Конфуций

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка"

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Необходимость таких перемен в обра...

"Развитие исследовательских способностей младших школьников" (из опыта работы с одарёнными детьми)

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических ...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...