Выступление на педагогическом совете
методическая разработка

Выступление на педагогическом совете на тему: "Мотивация - важный элемент в формировании положительного отношения к чению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.sovete.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

Мотивация – важный элемент в формировании положительного отношения к учению

Меркулова Мария Константиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №88 с УИОП

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В. А. Сухомлинский

О чём же говорит Василий Александрович? Конечно, о мотивации ученика. Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка – на смену игре приходит учение. Несмотря на это, практически все ученики в первом классе выражают себя в формуле «Я хочу учиться». Но как сохранить это желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни, они себя выражали в формуле: «Я могу и хочу учиться»?

Развивать учебную мотивацию нужно начинать с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель должен выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы передача знаний и умений сопровождалась формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся. 
       Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
       Работа  по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой. Так, эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

  1. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
  2. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
  3. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);
  4. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

  1. Прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
  2. Предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
  3. Реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
  4. Практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

  1. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  2. Необычная форма преподнесения материала.
  3. Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов;
  4. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию;
  5. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
  6. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Можно сделать следующие выводы:

  1. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
  2. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
  3. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Учитель – это лидер, который должен уметь повести за собой. Творческий учитель – это лидер, который поведёт за собой «пританцовывая».

Список использованных источников:

1. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. – М. : Политическая литература, 1982. – 270 с.

2. Туртулова, Р.Ф. Актуальные вопросы современной педагогике: материалы VI Междунар. науч. конф. / Р.Ф. Туртулова. – Уфа : Лето, 2015. – 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...