Разработка урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чигрик Татьяна Алексеевна

Урок окружающего мира представлен так, чтобы дети постарались сразу разобраться в учебном материале.

Учащиеся познакомятся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители» и узнают их функции; будут развивать внимание, память, мышление, интерес и любовь к нашей природе; научатся бережно относиться к природе; познакомятся к круговоротом жизни; научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Великий круговорот жизни

Тип урока

Урок «открытие» новых знаний

Цель урока

Создание условий для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле, его основными звеньями

Задачи

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители» и их функциями;

2. Развить внимание, память, мышление, интерес и любовь к природе;

3. Воспитать бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

Учащиеся познакомятся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители» и узнают их функции; будут развивать внимание, память, мышление, интерес и любовь к нашей природе; научатся бережно относиться к природе; познакомятся к круговоротом жизни; научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Личностные результаты

- Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- Формирование экологического сознания учеников, воспитывать осознание необходимости бережное отношение к природе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

- умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделей и схем для решения задач;

- умение построить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

- умение понимать и принимать смысл поставленной задачи;

- умение осуществлять рефлексию и оценку своей деятельности и деятельности других;

- умение определять правильность выполнения задания в сравнении с образцом.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

Основные понятия

Производители, потребители, разрушители, круговорот

Межпредметные связи

Окружающий мир, ИЗО, информатика, экология

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Учебник: Окружающий мир 3 класс 1 часть, автор: А.А. Плешаков, М. Просвещение 2018 г.

Презентация, викторина

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа, беседа

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

2. Проверка рабочего места

- Проверьте, все ли у вас находится на столах: учебник, тетрадь, ручка

- Здравствуйте. Присаживаются за свои места

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, а кто мне скажет, что вы изучали на прошлом уроке?

- Кто скажет, из чего состоят грибы?

- Верно! А какое значение имеют грибы для лесов?

- Правильно! Ребята, а кто знает, как правильно собирать грибы?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили предыдущий урок!

- Царство грибов

- Из шляпки, ножки и грибницы

- Грибы тесно связаны с деревьями, они помогают деревьям всасывать из почвы воду растворенными в ней солями

- Надо собирать грибы только те, которые хорошо знаем

III. Выявление места и причины затруднения

Фронтальная работа, отгадывание ребуса, работа с презентацией

- Обратите внимание на экран. (слайд 1) Перед вами изображен ребус, вы должны его отгадать. Так вы поймете, о чем пойдет речь на уроке.

- Кто смог отгадать слово? Поднимите руку!

- Правильно!

- Вы знакомы с этим словом?

- В какой теме вы изучали круговорот?

- Верно, но сегодня мы поговорим о другой теме. А какую именно тему мы будем изучать, вы узнаете из видеофрагмента мультфильма «Король лев», который всем вам известен с самого детства, возможно, вы читали даже книгу, автором которой является Элизабет Рудник.

- Будьте внимательны, в мультфильме вы услышите тему нашего урока.

- Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

- О каком процессе говорится в мультфильме?

- А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока?

- Правильно! Тема нашего урока называется «Великий круговорот жизни».

Слушают учителя, отгадывают ребус

- Круговорот

- Да

- В теме «Круговорот воды в природе»

Смотрят видеофрагмент мультфильма «Король лев»

- Лев сказал, что надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп

- О великом круговороте жизни

- Круговорот жизни

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Беседа

- Если мы говорим о круговороте жизни, то в какой природе будут происходить процессы круговорота?

- Кто скажет, что относится к живой природе, а что к неживой?

- Как вы считаете, взаимосвязана ли живая и неживая природа между собой? И почему?

- Правильно, ребята!

- Все представители живой природы являются участниками бесконечного процесса, который называется круговорот жизни на земле.

- В живой и неживой природе

- Живая природа – животные, растения, грибы, бактерии и человек. А неживая природа – воздух, вода, солнце и почва

- Да, взаимосвязана. Потому что ни одно живое существо не сможет жить без воздуха, воды, солнечного света и почвы

V. Реализация построенного проекта

Беседа, работа с учебником

- Давайте мы с вами подробно разберемся с великим круговоротом жизни.

- Откройте учебник на стр. 118-119 и прочитаем, как называется каждая группа организмов.

- Кто скажет, какие 3 группы организмов составляют основу круговорота жизни?

- Верно!

- Основу круговорота жизни составляют 3 группы:

1. Организмы – производители;

2. Организмы – потребители;

3. Организмы – разрушители.

- Кто может сказать, кто относится к производителям, потребителям и разрушителям? Прочитайте из учебника.

- Правильно!

- Обратите внимание на схему «Круговорот жизни» (слайд 2)

1. Оргазмами – производителями ученые-экологи называют растения. Только растения способны создавать и производить питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей), используя энергию Солнца.

2. Организмами – потребителями являются животные, поскольку они потребляют вещества, которые производят растения.

3. Организмами – разрушителями являются бактерии и грибы, которые разрушают мертвые остатки растений и животных. Благодаря им остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

- Огромную роль в круговороте жизни играет почва. В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Это и есть круговорот жизни. И круг этот разорвётся, если исчезнет хотя бы одно звено.

- Ребята, сейчас вы должны будете составить свою модель «Круговорота жизни».

- У вас на столах расположены изображения растений, животных, грибов, клей и лист картона. Ваша задача составить модель круговорота. Затем мы вместе проверим, у кого какая модель получилась. (слайд 3)

- Давайте проверим.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием!

Слушают учителя, открывают учебники

- Организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители

- Организмы – производители – растения; организмы – потребители – животные;

Организмы – разрушители – бактерии и грибы

Слушают учителя

Составляют модель круговорота

Проверяют свою модель

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Повторяют движения за учителем

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Индивидуальная работа

- Обратите внимание на экран. (слайд 4) Перед вами изображена таблица и вы должны ее заполнить.

- Давайте вспомним, какие 3 группы организмов существуют в процессе круговорота?

- Верно, запишите их. (слайд 5)

- Что входит в состав каждого звена?

- Верно! Заполните столбик. (слайд 6)

- Почему их так называют?

- Правильно! Запишите в таблицу. (слайд 7)

- Теперь давайте проверим, правильно ли вы все записали?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием!

Слушают учителя и заполняют таблицу

- Организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители

Заполняют 1 столбик

- Организмы – производители – растения; организмы – потребители – животные;

Организмы – разрушители – бактерии и грибы

Заполняют 2 столбик

- Потому что растения производят питательные вещества (сахар, крахмал); животные потребляют вещества; грибы и бактерии разрушают мертвые остатки животных и растений

Записывают данные в 3 столбик

Проверяют

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Теперь давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока. Давайте проведем небольшую викторину и узнаем, кто хорошо запомнил тему нашего урока.

- Выберите правильный ответ.

1. Как называются 3 группы в процессе круговорота?

а) производители;

б) строители;

в) потребители;

г) разрушители.

2. Кого ученые называют производителями, потребителями, разрушителями? Выберите правильную последовательность.

а) животные, грибы и бактерии, растения;

б) грибы и растения, бактерии, животные;

в) растения, животные, грибы и бактерии;

г) бактерии и животные, растения, грибы.

3. Какова роль почвы в круговороте жизни?

а) образуется перегной, а с помощью бактерий образуются соли;

б) никакой;

в) «держат» корни растений.

4. Что случится, если исчезнут растения, животные, грибы и бактерии?

а) ничего не случится;

б) жизнь на Земле остановится;

в) люди не смогут жить.

5. Приведите по 3 примера для каждой группы организмов.

Слушают учителя, выполняют задания

VIII. Включение в систему знаний и повторений

Подведение итогов

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

- С чем мы сегодня познакомились?

- С какими тремя группами организмов познакомились?

- Кто входит в состав каждой группы организмов?

- Почему их так называют?

- Молодцы, ребята!

- С великим круговоротом жизни

- Организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители

- Производители – растения; потребители – животные; разрушители – бактерии и грибы

- Потому что растения производят питательные вещества (сахар, крахмал); животные потребляют вещества; грибы и бактерии разрушают мертвые остатки животных и растений

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Домашнее задание

- По схеме учебника научиться рассказывать о круговороте веществ на Земле.

2. Рефлексия.

- Посмотрите на экран (слайд 8) и закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Я бы похвалил себя за…

Мне было трудным…

На уроке мне понравилось…

- Ребята, вы сегодня хорошо работали. На этом наш урок подошел к концу. Приведите свои рабочие места в порядок.

- До свидания!

Оценивают свою деятельность

Приводят в порядок свое рабочее место

- До свидания!

Организованно выходят на перемену


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадай ребус , , КРУГОВОРОТ

Слайд 4

Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. 2. 3.

Слайд 5

Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. Производители 2. Потребители 3. Разрушители

Слайд 6

Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. Производители Растения 2. Потребители Животные 3. Разрушители Грибы и бактерии

Слайд 7

Группы организмов Состав звена Почему их так назвали? 1. Производители Растения Производят питательные вещества (сахар, крахмал 2. Потребители Животные Потребляют вещества 3. Разрушители Грибы и бактерии Разрушают мертвые остатки животных и растений

Слайд 8

1. Сегодня на уроке я узнал… 2. Я бы похвалил себя за… 3. Мне было трудным… 4. На уроке мне понравилось … З акончите предложения :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...