Образовательные технологии: виды и их особенности, эффективность и их применения.
материал

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Данный документ содержит в себе информацию об образовательных технологиях: видах и их особенностях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные технологии: виды и их особенности, эффективность и их применения.

Вид  образовательной технологии

Особенности

Эффективность

Здоровьесберегающие технологии

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • Отсутствие назидательности и авторитарности; 
  • элементы индивидуализации обучения; 
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников; интерес к учебе, желание идти на занятия; 
  • наличие физкультминуток;
  •  наличие гигиенического контроля.

Эффективность применения здоровьесберегающей технологии:

  • Поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления 
  •  снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения
  • снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.

Технология развивающего обучения

Особенности:

  • Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному.
  • Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
  • В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
  • В развивающем обучении обучающийся является полноценным субъектом деятельности.
  • Развивающее обучение направлено на развитие  всей целостной совокупности качеств личности.
  •  Развивающее обучение  происходит в зоне ближайшего развития обучающгося.

Основные идеи технологии развивающего обучения сводятся к следующему:

  • повышение эффективности обучения (ориентация на «зону ближайшего развития»);
  • ведущий принцип – обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе;
  •  содержание образования – опора на теоретические знания в сочетании с развитием практических умений и навыков обучаемых;
  • стимулирование рефлексии обучаемых в различных ситуациях учебной деятельности (самоконтроль, самооценка).

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Компьютерные (новые информационные) технологии

Игровые технологии

Основные особенности игровой технологии:

  • Абстрактность, универсальность
  • высокая эффективность
  • вызывают живой интерес детей
  • развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач
  • знакомят со своеобразной цветной алгеброй.

Эффективность использования игровых технологий:

  • Появление количественных и качествен-ных изменений в уровне основных линий развития дошкольника;
  • приобретение реального опыта решения проблемных жизненных ситуаций;
  • духовное и физическое раскрепощение , появление чувства уверенности в себе;
  •  переживание ситуации успеха.

Проектная технология

Отличительные особенности проектной технологии

  • Реализует все три образовательные цели (обучающая, развивающая, воспитывающая)
  • Направлена на формирование и развитие информационной, коммуникативной, социально-трудовой, ценностно-смысловая, личностной и др. компетенций
  • Реализуется в различных видах образовательной деятельности (урочной, внеурочной, воспитательной)
  • Применима в рамках любой предметной области (общеобразовательных и специальных дисциплин)
  • Возможно выполнение проекта любым обучающимся
  • Наличие личностно и социально-значимого продукта деятельности
  • Сочетание различных видов познавательной деятельности …

Эффективность применения проектной деятельности

  • происходит развитие творческого мышления,
  • качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
  • вводятся элементы исследовательской деятельности;
  • формируются личностные качества воспитанников (в групповых проектах, в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение;
  • формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

Модульная технология

Основные особенности технологии модульного обучения

  • Базирование на деятельном подходе к образованию.
  • Опора на теорию развивающего обучения.
  • Использование программированного обучения
  • Поэтапное формирование умственных действий
  • Четкое управление, переходящее в самоуправление.
  • Проблемный подход.
  • Интенсивное обучение.
  • Анализ и самоанализ.

Эффективность модульных технологий

Экономическая

  • сокращение простоев транспорта сокращение рабочего персонала
  • сокращение потерь от рисков
  • сокращение трудозатрат
  • максимального использования транспортных средств
  • сокращение количества операций по грузопереработке
  • снижение времени полного цикла

Технико – технологическая

  • повышение уровня механизации грузопереработки
  • возможность комплексной механизации всего цикла
  • автоматизированный контроль за потоками
  • идентификация и укрупнение трудовых единиц

Технология мастерских

Особенности:

  • Особая роль принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской
  • Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию».
  • Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого.

Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.

Эффективность технологии педагогических мастерских:

  • Ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.
  • В мастерской создаются условия для развития индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Технология развития критического мышления

Особенности технологии развития критического мышления

  • учебный процесс строиться на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации
  • фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации
  •  стратегия технологии позволяет всё обучение проводить на основе принципов «сотрудничества, совместного планирования и осмысленности

Эффективность использования технологии критического мышления:

  • В КМ есть технологический аспект,
    позволяющий четко организовать учебный процесс
    и при этом в комплексе решать важнейшие
    образовательные и воспитательные
    задачи (дисциплинированность, четкое и
    внимательное выполнение заданий);
  • Технологичность КМ обучает учеников умению
    самостоятельной обработки
    информации, формирует самостоятельность
    мышления;
  • КМ развивает коммуникативные навыки, умения
    вести диалог, способности работать в коллективе.

Технология интегрированного обучения

Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Преимущества интегрированных уроков.

  1. Способствуют повышению мотивации учения, формированию целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.
  2. В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  4. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся.

Технология интегрированного обучения

  1. Весь урок подчинен авторскому замыслу;
  2. Урок объединяется основной мыслью;
  3. Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;
  4. Этапы и компоненты урока находятся в логико – структурной зависимости;
  5. Отобранный для урока материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое»

Кейс – технология

Отличительные особенности кейс-метода

  1. Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
  2. Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество.
  3. Результатом применения метода являются не только знания, но и опыт решения проблем.
  4. 4. Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения.

Эффективность применения кейс-метода

  1. В непринуждённой обстановке обеспечивает освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.
  2. Формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к предмету, учёбе.
  3. Содержит большой воспитательный потенциал; способствует социализации школьника.

Педагогика сотрудничества

Особенности методики:

  • гуманно-личностный подход к ребёнку- новый взгляд на личность как цель образования,
  • гуманизация и демократизация педагогических отношений,
  • отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях,
  • формирование положительной Я-концепции.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс: -содержание обучения рассматривается как средство развития личности, -обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам, способам мышления, -вариативность и дифференциация обучения, -создание ситуации успеха для каждого ребенка. Современные образовательные технологии

Групповые технологии

Особенности организации

 Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Критерии эффективности групповой работы:

  • Адекватность выбора групповой формы работы этапу
  • Целеполагание
  • Содержание групповой работы
  • Организация рефлексия групповой работы

Информационно-коммуникационная технология

Особенности ИКТ:

  • Аккуратное, яркое, четкое и цветное изображение на экране;
  • Можно показать то, что не написать или нарисовать на доске; Место учащегося всегда освещено;
  • Высокий уровень наглядности на уроке;
  •  Повышение производительности урока;
  • Установление межпредметных связей;
  •  Логика подачи учебного материала;
  • Компьютер – инструмент для работы, а не игр.

Информационно –коммуникационные технологии.

  • Мотивация учебной деятельности
  • Эффективность решения учебных и научно-исследовательских задач
  • Формирование исследовательских умений.

Технологии уровневой дифференциации

Особенности технологии уровневой дифференциации:

  • Уровень повышенной сложности
  •  Усиление индивидуально- дифференцированного подхода
  • Большая степень занимательности
  • Профориентационная направленность

Отражает важнейшие требования потребителей к продукции, позволяет выделиться среди производителей и быть замеченным потребителем Преимущества: Высокий уровень цены за добавленное качество Увеличение дохода и эффективности производства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выдели...

Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»

В данной статье представлен опыт применения некоторых педагогических технологий при реализации программы "Не болей-ка"...

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ

Статья посвящена приемственности использования здоровьесберегающих технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в эколого-биологическом отделле ДТ "У Вознесенского моста"...

Доклад на заседание ШМО учителей начальных классов.Тема: «Эффективность урока через применение современных образовательных технологий»

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различн...