Выполнение функций классного руководителя
методическая разработка (2 класс)

Подгорная Дарья Михайловна

Конспект родительского собрание на тему:"Трудовое воспитание в семье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект родительского собрания

Ф. И. О. студентов: Медведев Никита Алексеевич, Подгорная Дарья Михайловна, Цицарь Ксения Руслановна, Щербакова Виктория Александровна.

Тема: «Трудовое воспитание в семье»

Форма проведения: родительское собрание с элементами интерактива.

Класс: 2 «А»

Цель: создать условия для знакомства родителей с основными принципами и правилами трудового воспитания младшего школьника в семье.

Оборудование: презентация; цветные карточки для деления на микрогруппы и цветные таблички на столы; листочки и ствол дерева на ватмане; карточки с высказываниями и проблемными ситуациями.

Ход собрания:

I. Вводная часть

СЛ. 1 - Добрый вечер, уважаемые родители! Наше сегодняшнее родительское собрание мы хотели бы начать со следующего высказывания:

СЛ. 2 «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие» (К.Д. Ушинский).

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете данное высказывание?

Сегодня в ходе родительского собрания мы поговорим о таком важном для каждого человека качестве, как трудолюбие, основы которого закладываются, прежде всего, в семье. СЛ. 3 Именно трудовому воспитанию ребенка в семье будет посвящено наше сегодняшнее собрание, в ходе которого мы рассмотрим основные способы и принципы работы семьи по осуществлению трудового воспитания детей.

II. Основная часть

СЛ. 4 Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

СЛ. 5 - Уважаемые родители, мы уверены, что у каждого из вас есть опыт по осуществлению трудового воспитания вашего ребенка в семье. И нам очень интересно с ним познакомиться. Как вы уже обратили внимание, вы разделены на 3 микрогруппы. Сейчас мы предлагаем каждой микрогруппе посовещаться, выделить 4 основных правила осуществления трудового воспитания ребенка в семье и записать их на предложенных листочках. После этого мы создадим с вами дерево детского трудолюбия (каждая микрогруппа комментирует свои правила трудового воспитания и прикрепляет их к стволу дерева).

- Итак, уважаемые родители, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Можно выделить следующие основные принципы осуществления трудового воспитания детей в семье: СЛ. 6

1. Посильность трудовых поручений.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

СЛ. 7  2. Приучение ребенка доводить начатое дело до конца.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

СЛ. 8 3. Воспитание привычки трудиться через формирование у ребенка благородных побуждений.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

СЛ. 9  4. Ослабление чрезмерной опеки над ребенком.

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви. Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

СЛ. 10 5. Наличие постоянных обязанностей у каждого члена семьи.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково? Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе. В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Необходимо приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботиться о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Наблюдая за маленькими детьми, можно отметить, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

СЛ. 11 6. Пример трудолюбия со стороны родителей.

В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

СЛ. 12 7. Воспитание волевых черт личности.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств.

СЛ. 13 8. Радость от совместного семейного труда.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства. Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества. "Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания. Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

СЛ. 14 9. Запрет на приучение к труду силой и через наказания.

Еще более худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу. Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей. Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

СЛ. 15 10. Интерес к выполняемому труду.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

СЛ. 16  ПРАКТИКУМ

- А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам применить имеющиеся у вас знания и опыт трудового воспитания детей на практике. Вы разделены на три микрогруппы. Сейчас каждая микрогруппа получит карточку с определенным проблемным утверждением. Ваша задача – высказать свое мнение по поводу данного утверждения, обосновать его и привести пример разрешения проблемной ситуации.

1 микрогруппа: «Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».

2 микрогруппа: «Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».

3 микрогруппа: «Некоторые родители, с целью приучить ребенка к труду как можно быстрее, используют очень эффективный, по их мнению, способ в виде выгодного предложения: «Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу посмотреть кино» или «Сходи в магазин – получишь на мороженое».

- Итак, уважаемые родители, давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Для того, чтобы закрепить ваш опыт по трудовому воспитанию, предлагаем вам найти выход из предложенных проблемных ситуаций, которые могут произойти в каждой семье:

1 микрогруппа: «Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор. Как поступить?» (- Мы с тобой собирались посадить морковь. Поможешь мне? - Интересная передача, да? А когда она закончится? Давай посмотрим вместе, а потом вместе пойдем сажать морковь).

2 микрогруппа: «Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?» (Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее).

3 микрогруппа: «Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?» (Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым).

III. Заключительная часть

СЛ. 17- На слайде представлены фразы, вам нужно их продолжить:

  • На сегодняшнем собрании я узнал …
  • Особенно мне понравилось …
  • После собрания мне захотелось …
  • Я понял, что …
  • Я почувствовал, что …

- Уважаемые родители, мы благодарим вас за активное участие в родительском собрании и призываем не забывать о важности и необходимости трудового воспитания, привития трудовых навыков вашим детям. СЛ. 18 Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно.

      НАДО … Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.

      ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.  

      ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

СЛ. 19 - Благодарим Вас за внимание!

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по выполнению функциональных обязанностей классного руководителя

Практические рекомендации для классного руководителя по выполнению функциональных обязанностей....

Выполнение функции классного руководителя

Программа развития классного коллектива.  Динамика состояния  здоровья обучающихся. Работа с родителями  и др. ...

Функции классного руководителя

Функции классного руководителя...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных обще...

Статья "Функции классного руководителя по нравственному воспитанию в начальной школе"

Нравственное воспитание учебными заведениями не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, результаты данного труда будут видны по истече...