Инклюзивное образование детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Рудман Татьяна Викторовна

В данном материале  отражены современные теоретические и практические аспекты инклюзивного образования. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования, условия организации инклюзивной практики в образовательной организации.  Рассмотрены проблема социальной и образовательной интеграции, а также психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, основные принципы и направления коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации

г. Юрги Кемеровской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С.Федоровского»

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

 в соответствии с требованиями ФГОС

подготовила

Татьяна Викторовна Рудман,

заместитель директора по УВР,

 учитель начальных классов

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………. ……..3

1.  Принципы инклюзивного образования ………………………………………… 4

2.  Условия реализации инклюзивного образования …........................................... 5

3. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии ………………………………….. 6

Заключение……………………………………………………………………. ……..9

Список использованных источников и литературы  ……………………………..10

        

 Введение

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики .

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

         Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

 Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:

• создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;

• помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

  1.  Принципы инклюзивного образования 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  •  каждый человек способен чувствовать и думать;
  •  каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  •  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  •  для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  •  разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:

1. Доступность – получение образовательных услуг по месту жительства.

2. Социализация и социальная интеграция ребенка -  прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

3. Личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных. Которые  учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их  особые образовательные потребности.

2.  Условия реализации инклюзивного образования

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях  базируется на следующих подходах, способах, формах:

• индивидуальный учебный план и адаптированная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

•  социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательной  организации и вне её;

• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

•  психолого-педагогический консилиум образовательной  организации;

•  индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

•  портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

•рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

•адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

•сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

•ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательной деятельности.

Внедрение и развитие инклюзивной системы образования требует тщательной, колоссальной проработки  каждого принципа для определения дальнейших задач по реализации образовательного процесса. Основными принципами выступают: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение.

3. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии 

         Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ходе инклюзивного обучения имеет большое значение для психического развития ребёнка на протяжении всего школьного периода.

Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществляется в МБОУ «СОШ №14» специалистами школьной психолого- педагогической службы. Мы придерживаемся следующих принципов психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями в развитии:

• преемственность (обеспечивает создание единого пространства для детей с нормой развития и детей с ОВЗ),

 • соблюдение интересов ребёнка (определение позиций специалиста как соучастника, призванного решать проблему ребёнка с максимальной пользой в его интересах);

• системность (многоуровневый подход специалистов различного профиля во взаимодействии, обеспечивающих согласованность их действий в решении проблем ребёнка);

• вариативность (создание вариативных условий для получения образования детьми как имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии, так и с нормой развития).

В нашей школе существует модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Школьный        ППк        является        основным        механизмом взаимодействия специалистов.  Персональный состав ППк ежегодно утверждается приказом директора.

Программа коррекционной работы реализуется МБОУ «СОШ №14» как совместно с другими образовательными и иными организациями, так и самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов).

Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Сетевая форма реализации программы  коррекционной работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (МБОУ «СОШ №14», государственные образовательные организации для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные организации), а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных организаций.

Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение возможности освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья основной программы начального общего образования.

Сетевая форма реализации программы коррекционной работы применяется в целях повышения качества специальных образовательных услуг, расширения доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к современным образовательным технологиям и средствам воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.

Сетевая форма реализации программы осуществляется по соглашению образовательных организаций или по решению органов власти, в ведении которых находятся образовательные организации.

Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители). Образовательные организации, участвующие в реализации программы коррекционной работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций при совместной реализации программы коррекционной работы определяются договором между ними.

Взаимодействие специалистов школы обеспечивает системное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
  •  многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

При сопровождении ребёнка в школе применяются следующие направления работы:

Диагностическая работа:

• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

• проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

• изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

• мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.

 Коррекционно-развивающая работа:

 • разработка и реализация индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

• организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

• коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;

• формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Консультативная работа:

  выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

  консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;

 консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа:

  информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;  

 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы).

 Заключение

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательной деятельности, которая должна  строиться с учётом психофизических возможностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ.

Список использованных источников и литературы

1. Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fombudsmanspb.ru%2Ffiles%2Ffiles%2FOON_02_site.pdf&name=OON_02_site.pdf=ru&c=583743bbccbb

2. Методические рекомендации по обучению лиц с ОВЗ

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fxn--b1afblgjup1d.xn--p1ai%2Fuserfiles%2Fufiles%2Fselezneva%2Ffgosovz%2Frekomendatsii_po_vvedeniyu_fgos_ovz.docx1.pdf&name=rekomendatsii_po_vvedeniyu_fgos_ovz.docx1.pdf=ru&c=58373910b1c8

3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование составленов соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечено УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и м

Пояснительная записка.Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамот...

Тема по самообразованию "Освоение новых подходов к образованию в соответствии с требованиями ФГОС"

Федеральный государственный стандарт второго поколения  утвержден приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009г. №373.   С 1 сентября 2011 г. все российски...

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Дистанционный урок для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС

Дистанционный урок для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ...

Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС

Практический опыт и рекомендациипо инклюзивному образованиюдетей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС...