Программа внеурочной деятельности "Шаг к 5" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Нечаева Татьяна Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_shag_k_5.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка «Шаг к 5 с Нечаевой Т.В.» составлена с учётом требований ФГОС НОО и в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ Школа имени Ф.М. Достоевского.

Актуальность программы

Программа кружка «Шаг к 5 с Нечаевой Т.В.» имеет социально-гуманитарную направленность. Данная программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики, окружающего мира. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода. Программа курса «Шаг к 5 с Нечаевой Т.В.» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального, развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предмет

«Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Цель и задачи программы

Основная цель программы: создание условий для расширения творческо- интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной

деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие        психических познавательных процессов:        различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Срок реализации программы: 1 год

Форма обучения: групповая

Режим занятий: 4 раза в неделю 2 часа, общее количество часов год-337 Продолжительность занятий: 120 минут. Распределение учебного времени занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

  1. Блок «Школа грамотеев»

Тема

Часы

1.

Что такое слово?

2

2.

В мире звуков

2

3.

Игротека

2

4.

Звуки и буквы – не одно и то же

2

5.

Что такое метаграммы?

2

6.

Что такое метаграммы?

2

7.

Жили - были гласные и согласные

2

8.

Игротека

2

9.

Волшебник Ударение.

2

10.

Волшебник Ударение.

2

11.

Такие разные согласные

2

12.

Такие разные, разные согласные

2

13.

Игротека

2

14.

Русские народные загадки

2

15.

Зачем шипят шипящие?

2

16.

Познакомьтесь: алфавит!

2

17.

Игротека

2

18.

Привет, пословица!

2

19.

Поговорим о предложении

2

20.

Еще немного о предложении

2

21.

Игротека

2

22.

Знакомимся с анаграммами

2

23.

Знакомимся с анаграммами

2

24.

Что такое текст?

2

25.

Что мы пишем с большой буквы?

2

26.

Что мы пишем с большой буквы?

2

27.

Игротека

2

28.

О безударных гласных

2

29.

О безударных гласных

1

30.

О парных звонких и глухих согласных

1

31.

Слова - приятели

1

32.

Игротека

1

33.

Слова – неприятели

1

34.

Волшебное слово предлог

1

35.

Что за зверь такой фразеологизм?

1

36.

Что за зверь такой фразеологизм?

1

37.

Игротека.

1

38.

Учимся различать слова разных частей речи

1

итого

66

  1. Блок «Занятия для будущих отличников»

Тема

Часы

1.

Первый раз в первый класс

2

2.

Работа над ошибками

2

3.

Задания трёх поросят

2

4.

Здравствуй, осень!

2

5.

Играем в «ромашку»

2

6.

По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят»

2

7.

Рисуем яблоньку

2

8.

Геометрический магазин

2

9.

По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

2

10.

Хлеб-батюшка

2

11.

Шкатулка с сюрпризом

2

12.

На грибной поляне

2

13.

В гостях у Знайки

2

14.

Читаем письма

2

15.

Наряжаем ёлочку

1

16.

«Прикольные задания»

1

17.

И снова «прикольные задания»

1

18.

Домашние животные

1

19.

Цепочка занимательных заданий

1

20.

О звездах

1

21.

Дорогою добра

1

22.

Быть здоровым

1

23.

Незнайкин экзамен

1

24.

Коллекция головоломок от Незнайки

1

25.

По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и

кот»

2

26.

Знаменитые малыши. Дюймовочка

2

27.

Букет для Русалочки

2

28.

Спичечное ассорти

2

29.

Словесные забавы

2

30.

«Говорящие» головоломки

2

31.

Ловим рыбку

2

32.

Рыбалка продолжается!

2

33.

Воображалки

1

34.

Загадалки

1

35.

Кроссворд

1

36.

Воображалки

1

37.

Спичечное ассорти

1

38.

Расшифруй ребусы

1

39.

Пернатые друзья

2

40.

Вот начало. Где конец?

1

41.

Мы-художники!

1

42.

Сказочные задания

1

43.

Сказочные задания опять и опять

1

итого

66

  1. Блок «Школа развития речи»

Тема

Часы

1.

Речь. Роль речи в жизни людей.

2

2.

Тише, громче. Обсуждение значения употребления выразительной

речи в жизни. Навык выразительной речи.

2

3.

Слова, слова, слова. Представление о слове как комплексе звуков. Представление о слове как комплексе звуков, имеющем

лексическое значение

2

4.

Озорные буквы. Сохранение позиции каждой буквы в слове.

2

5.

Слова играют в прятки.

2

6.

Слово и его значение. Понятие о лексическом значении слова.

2

7.

Прямое и переносное значение слова.

2

8.

Многозначные слова.

2

9.

Омонимы

2

10.

Синонимы.

2

11.

Антонимы.

2

12.

Тематические группы слов

2

13.

Наш цветной мир. Первичное представление об образности.

2

14.

Что на что похоже? Первичное представление о сравнении.

2

15.

Голоса природы.

2

16.

Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

1

17.

Ребусы. Кроссворд.

1

18.

Загадки.

2

19.

Культура речи. Значение слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости.

2

20.

Вежливые слова.

2

21.

Пословицы. Навык употребления в речи образных выражений.

2

22.

Учимся рассуждать. Сведения о причинно-следственных связях

между предметами, явлениями, событиями.

2

23.

Учимся рассуждать. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль.

1

24.

Текст. Общее представление о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

1

25.

Текст. Целостное единство предложений в тексте

1

26.

Заглавие текста. Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

1

27.

Тема текста. Определение темы текста и составление текста на определенную тему.

1

28.

Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

1

29.

Ребусы. Кроссворд.

1

30.

Опорные слова. Особенности построения текста и выделение опорных слов.

1

31.

Мы строим текст. Отработка навыков построения связного текста.

1

32.

Мы строим текст. Отработка навыков построения связного текста.

1

33.

План текста. Составление плана текста, обсуждение его особенностей.

1

34.

План текста. Признаки слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста.

1

35.

Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

1

36.

Ребусы. Кроссворд.

1

37.

Виды плана. Картинный план, цитатный план.

2

38.

Виды плана. Картинный план, цитатный план.

2

39.

Связь между предложениями в тексте. Работа над деформированным текстом

2

40.

Работа над деформированным текстом

2

41.

Проверим себя. Выявление уровня усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

1

42.

Кроссворды. Ребусы. Загадки.

1

итого

66

  1. Блок «Юным умникам и умницам»

Тема

Часы

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

1

2.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант «Кенгуру».

1

3.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Кот».

1

4.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

2

5.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет».

2

6.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

2

7.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию

спичек. Графический диктант.

2

8.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

2

9.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

2

10.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Верблюд».

2

11.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица».

2

12.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический

диктант «Лошадь».

2

13.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

2

14.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

2

15.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

2

16.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

2

17.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Баран».

2

18.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

2

19.

Тренировка зрительной памяти. Развитие

мышления. Графический диктант «Пеликан».

2

20.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

2

21.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

2

22.

Развитие логического мышления. Совершенствование

мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

2

23.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

2

24.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Козел».

2

25.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

2

26.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух»

2

27.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных

операций. Графический диктант «Цветок».

2

28.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

2

29.

Развитие логического мышления. Совершенствование

мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль».

2

30.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

2

31.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

2

32.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных

операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

33.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

34.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

35.

Развитие логического мышления. Поиск

закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

36.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

2

37.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

38.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать

нестандартные задачи.

2

итого

73

  1. Блок «Учусь создавать проект»

Тема

Часы

1.

Кто я? Моя семья

2

2.

Чем я люблю заниматься. Хобби

2

3.

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

2

4.

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

2

5.

Повторение. Давай вспомним

2

6.

Проблема

2

7.

Проблема. Решение проблемы

2

8.

Проблема. Решение проблемы

2

9.

Гипотеза. Предположение

2

10.

Гипотеза. Играем в предположения

2

11.

Гипотеза. Играем в предположения

2

12.

Цель проекта

2

13.

Задача проекта

2

14.

Выбор нужной информации

2

15.

Выбор нужной информации

2

16.

Интересные люди – твои помощники

2

17.

Интересные люди – твои помощники

2

18.

Продукт проекта

2

19.

Продукт проекта

2

20.

Виды продукта. Макет

2

21.

Повторение пройденных проектных понятий

2

22.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

2

23.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

2

24.

Мини-сообщение. Пятиминутное выступление

2

25.

Мини-сообщение. Пятиминутное выступление

2

26.

Мини-сообщение. Пятиминутное выступление

2

27.

Выступление перед знакомой аудиторией

2

28.

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

2

29.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме

проекта

2

30.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним

2

31.

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

2

32.

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это

интересно

2

33.

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

2

итого

66

Название блока

Часы

1.

Школа грамотеев

66

2.

Занятия для будущих отличников

66

3.

Школа развития речи

66

4.

Юным умникам и умницам

73

5.

Учусь создавать проект

66

Итого

337

Содержание программы Курс состоит из 5 блоков.

  • Блок «Школа грамотеев» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, лёгкому усвоению и запоминанию материала.
  • Блок «Занятия для будущих отличников» содержит интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

  • Блок «Школа развития речи» предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Постановка процесса обучения с опорой на языковой опыт и природнуюязыковую интуицию детей реализуется с помощью деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

  • Блок «Юным умникам и умницам» включает в себя графический диктант, тренировку слуховой, зрительной памяти, внимания, мышления, развитию воображения. При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера. школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них

увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

  • Блок «Учусь создавать проект» предполагает приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения и обработки информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...