Рабочая программа по родному( татарскому ) языку для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Салимова Гульфия Тауфиковна

             Рабочая программа по родному языку для 4 класса разработана на основе примерной программы  начального общего образования и рабочей программы по родному языку Ф.Ф.Харисов,Ч.М.Харисова (Родной язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» языку Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова  2021).Учебник. Ф. Ф. Харисов ,Ч. М .Харисова. Родной язык. 4 класс. Учебник   для общеобразовательных учреждений. К., Просвещение, 2021.

               Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Закон « Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утверждённых рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования;
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Старомостякская средняя школа»;
  5. Учебный план МКОУ «Старомостякская средняя школа» на 2022-2023 учебный год.

 

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования предмет «Родной язык» изучается с 1 по 4 классы. Предмет «Родной язык» относится к учебной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Реализуется за счёт часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана начального общего образования в 4 классе-1 ч. В 4 классе -34 часа ( 1 час в неделю)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

             Рабочая программа по родному языку для 4 класса разработана на основе примерной программы  начального общего образования и рабочей программы по родному языку Ф.Ф.Харисов,Ч.М.Харисова (Родной язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» языку Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова  2021).Учебник. Ф. Ф. Харисов ,Ч. М .Харисова. Родной язык. 4 класс. Учебник   для общеобразовательных учреждений. К., Просвещение, 2021.

               Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Закон « Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утверждённых рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования;
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Старомостякская средняя школа»;
  5. Учебный план МКОУ «Старомостякская средняя школа» на 2022-2023 учебный год.

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования предмет «Родной язык» изучается с 1 по 4 классы. Предмет «Родной язык» относится к учебной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Реализуется за счёт часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана начального общего образования в 4 классе-1 ч. В 4 классе -34 часа ( 1 час в неделю)

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Родной язык»

( 4 кл.)

Содержание курса родного языка обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:

- понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей  народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

- достаточный обьем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:

- владение всеми видами речевой деятельности;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:

- представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка народа, как государственного языка, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного литературного языка (орфоэпическими, лексическими., грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий     языка,     уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 - проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 - осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Выпускник научится:

назвать татарский алфавит, писать предложенные слова или фамилии одноклассников в порядке алфавита;

назвать мягкие и твердые гласные, определить наличие (отсутствие) закона сингармонизма;

определить звонкие и глухие согласные;

правильно читать и писать слова с буквами ъ, ь, я, ю, е;

правильно произносить ударные слоги, сравнить с русскими словами;

находить в предложенном тексте (предложении) имена существительные, прилагательные и глаголы;

определять формы единственного и множественного числа существительных, отрицательные формы и личные окончания глаголов;

находить главные члены предложения, комментировать порядок их расположения в татарском и русском языках;

читать наизусть скороговорки, пословицы и поговорки с изученными частями речи;

писать небольшое изложение по заданному тексту в объеме 45-50 слов в форме ответов на вопросы учителя; используя темы для развития речи, писать сочинение из 40-45 слов;

писать словарные диктанты в объеме 7-10 слов, контрольные диктанты - 26-30 слов.

     Выпускник получит возможность научиться:

провести фонетический разбор слов (делить слово на слоги), обозначить ударение, называть буквы и звуки, определять мягкие и твердые гласные, звонкие и глухие согласные);

определять прямое и переносное значение слова, многозначность слова;

находить синонимы, омонимы, антонимы и правильно употреблять их в речи;

пользоваться различными словарями;

разбирать слово по составу (определять корень и аффиксы);

правильно писать сложные и парные слова, объяснить их образование; писать с ними словарные и объяснительные диктанты;

определять нарицательные и собственные имена существительные, понимать особенности связи имен прилагательных и числительных с существительными в татарском языке; правильное употреблять местоимений в речи;

уметь составлять предложения с глаголами настоящего времени изъявительного наклонения;

ставить вопросы и находить главные члены предложения; понимать особенности связи определения и определяемого слова в татарском языке;

написать сочинения по темам для развития речи из 45-50 слов, используя изученные части речи;

с помощью учителя написать изложение из 50-55 слов;

написать словарный диктант в объеме 10-12 слов, контрольный диктант – 35-45 слов.

2.Содержание учебного предмета « Родной язык»

( 4 кл.)

Обучение грамоте

        Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. Фонетический разбор слова.

        Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.

        Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

        Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. (Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня. Различение изменяемых и неизменяемых слов.  Разбор слова по составу.

        Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

        Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

        Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

        Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

4класс

Повторение пройденных тем в 1-3классе.(9)

Алфавит. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Словари. Повторение по морфологии и синтаксису.

Морфология (16)

Имя существительное. Собственное и нарицательное существительное. Существительные единственного и множественного числа. Существительные, изменяющиеся по падежам. Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. Глагол. Глаголы повелительного наклонения. Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола. Местоимение. Личные местоимения.

Синтаксис (9)

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Однородные члены предложения.

                                       

                                    3. Тематическое планирование предмета «Родной язык»

         

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Повторение пройденных тем.

9

2

Морфология

16

4

Синтаксис

9

Итого

34

                                 

                                                                                                                                                                                                         Приложение 1

                                        Календарно-тематическое планирование по родному  языку

п/п

Темы уроков

К-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Повторение пройденных тем.(9 ч.)

Повторение изученного в 3 классе. Звуки и буквы.

1

09.09

Повторение пройденного. Корень и окончание.

1

16.09

Входная контрольная работа. Работа над ошибками.

1

23.09

Повторение пройденного. Части речи .

1

30.09

Повторение пройденного. Части речи.

1

07.10

Повторение пройденного. Части речи.

1

21.10

Диктант по теме  «Части речи »

1

28.10

Работа над ошибками. Имя существительное.

1

04.11

Склонение имен существительных по падежам

1

11.11

Морфология (16 ч.)

Категория принадлежности. Единственное число категории принадлежности.

1

18.11

Множественное число категории принадлежности.

1

02.12

Развитие речи. Изложение. Работа над ошибками.

1

09.12

Имя прилагательное. Положительная и сравнительная степень имен прилагательных.

1

16.12

Превосходная и уменьшительная степени имен прилагательных.

1

23.12

Повторение. Имя прилагательное.

1

30.12

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

13.01

Работа над ошибками Имя числительное.

1

20.01

Количественные числительные

1

27.01

Порядковые числительные. Промежуточная контрольная работа. Контрольный  диктант.

1

   03.02

Работа над ошибками. Склонение личных местоимений по падежам.

1

10.02

Притяжательные и  указательные местоимения.

1

17.02

Развитие речи. Изложение.

1

03.03

Глагол. Повелительное наклонение.

1

10.03

Изъявительное наклонение.

1

17.03

Предлоги и предложные слова.

1

24.03

Синтаксис (9ч.)

Словосочетание и предложение.  Повторение.

1

31.03

Диктант по теме «Глагол».

1

07.04

Работа над  ошибками. Главные члены предложения

1

21.04

Распространенные и нераспространенные  предложения

1

28.04

Второстепенные члены предложения. Определение

1

05.05

Однородные члены предложения Слова- обращения.

1

12.05

Итоговая контрольная работа

1

19.05

Работа над ошибками. Повторение

1

26.05

Работа над ошибками. Повторение

1

                                                                                                                                                                                                                  Приложение 2

                                                                                Лист коррекции

Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №4муниципального района  Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс

Рабочая программа составлена к учебникам  "Татар теле"  и "Элифба"  Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...

Рабочая программа по родному (татарскому ) языку для 2 класса (1 час в неделю)

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 2 класса ,один час внеделю.По учебнику Хайдарова Р.З. "Кунелле татар теле"....

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4  класс...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы МБОУ "Елховс...

Рабочая программа по родному(татарскому) языку для 1-4 классов

Рабочая программа по родному (татарскому) языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по татарскому языку для...

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид...