Рабочая программа по родному(татарскому) языку для 1-4 классов
рабочая программа

Валеева Елена Динафовна

Рабочая программа по родному (татарскому) языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по татарскому языку для учителей начальных классов татарской  школы   Республики Башкортостан для 1-4 кл. Уфа: Китап, 2018г, авторы Гайнетдинова Л.Ш, Гафурова Ф.А., а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_rodnomu_yazyku_1-4_klass.docx69.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родному (татарскому) языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по татарскому языку для учителей начальных классов татарской  школы   Республики Башкортостан для 1-4 кл. Уфа: Китап, 2018г, авторы Гайнетдинова Л.Ш, Гафурова Ф.А., а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Рабочая программа реализует федеральные и республиканские законы:

- Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации»;

- «Закон об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан»;

- «Закон об образовании в Республике Башкортостан»;

- «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».

Целями изучения  родного (татарского) языка являются:

- осознание родного (татарского) языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей татарского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия родного (татарского) языка;

-формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к родному языку, а через него  — к  родной культуре;

- овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте татарского  языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц татарского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах родного (татарского) литературного языка и татарском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными татарскому языку;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

 - совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение родным (татарским) литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; - приобретение практического опыта исследовательской работы по родному (татарскому) языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний   

    Освоение программы по предмету «Родной(татарский) язык» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (58 ч.). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Родной (татарский) язык» (25 ч.) и «Литературное чтение на родном (татарском) языке»(11 ч.). Число часов, отведенных  на изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» в 1-4 классах, увеличено с 1 часа до 2 часов в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

 Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык».

1 класс

Обучение грамоте.

Добукварный период

Татарский  язык – родной язык татарского народа. Слова речевого этикета. Общение посредством жестов, мимики, интонации. Общение с героями литературных произведений. Сообщения, записанные знаками-символами, условными обозначениями, метками. Рисуночное письмо. Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов. Символы для их обозначения. Звучание слова и его значение. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Сравнение и различение предложения и слова.

Букварный период

Гласные звуки и буквы

 Гласные звуки, обозначение их буквами. Письмо гласных букв заглавных и строчных. Звуковой анализ слов. Схемы слов. Письмо буквосочетаний. Составление рассказа по  сюжетным картинкам. Письмо изученных  гласных букв.

Согласные и гласные звуки и буквы. Буквы ь и ъ знаки

Согласные звуки, обозначение их буквами. Согласные звуки твёрдые и мягкие. Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Звуковой анализ слов. Схемы слов. Чтение и сопоставление слов, различающихся одним звуком. Письмо слогов, слов с изученными буквами. Составление и запись словосочетаний. Фразеологические обороты. Составление продолжения рассказа по картинке, дополнение сюжета. Списывание слов с печатного текста.

Чтение слов с  гласными буквами е, ё, ю, я. Дополнение предложения недостающими словами. Парные звонкие и глухие согласные звуки.  Чтение слов с парными звонкими и глухими согласными . Письмо слов с парными звонкими и глухими согласными . Соотнесение предложения со схемой. Составление предложений по опорным словам. Списывание  с печатного текста. Понятие о именах собственных. Списывание  с печатного текста пословиц и поговорок. Слова однозначные и  многозначные.

Мягкий знак-показатель мягкости. Образование и запись новых слов с помощью ь. Чтение приговорок, загадок, песенок. Составление  устного рассказа по его началу. Восстановление  и запись деформированных предложений. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Чтение слов с буквами ь  и ъ знак. Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком. Списывание предложений с творческим заданием.

                                                                                             

Систематический курс «Родной(татарский) язык»

    Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Виды предложений. Звуки и слово. Обозначение звуков буквами. Слово-главное средство языка. Правила написания имён собственных. Название рек, озер, городов. Гласные и согласные звуки. Слова- названия предметов, слова- названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Смысловое значение слова. Знакомство с словарём.

   Слоги. Правила переноса слов.

   Орфограммы о-ы, э-е, ө-е, я , ю,е.Правописание букв в,к,г,м,н,ң. Контрольный диктант.

2 класс

Повторение пройденного в 1 классе.

Предложение и виды предложений.Звук и слово. Алфавит.Слова с большой буквы. Гласные и согласные звуки. Слог.Перенос слов.

Фонетика

Гласные буквы. Согласные буквы. Буквы не обозначающие звук.(ъ,ь) . Удвоенные согласные.

Морфология

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимения.

Слово

Лексическое значение слова. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Корень и окончание. Однокоренные слова.

Развитие речи

Речь. Текст. Предложение. Главные члены предложения.

Повторение и обобщениеизученного во 2 классе  

В течение года запланировано провести:

  • Контрольные  диктанты - 5
  • Контрольное списывание - 3
  • Словарные диктанты - 4
  • Обучающее изложение – 1
  • Итоговая контрольная работа -1

3 класс

Повторение пройденного во 2 классе

Предложение.Звуки и буквы. Слог.Перенос слов.Орфограммы.Слова, которые пишутся  с большой буквы.Части речи.

Слово

Лексическое значение слова.Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Словообразование.

Корень и основа.Однокоренные слова. Словообразовательные окончания. Формообразующие окончания. Особенности окончаний слов в татарском языке. Корень и производные слова. Сложные и парные слова.

Части речи

Имя существительное. 

Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные собственные и нарицательные. Склонение имён существительных по падежам. Падежи. Основной падеж имени существительного. Притяжательный падеж имени существительного. Направительный и винительный падеж имени существительного. Исходный падеж  имени существительного. Место-временной падеж  имени существительного.

Имя прилагательное. 

Имена прилагательные – антонимы, синонимы. Роль имён прилагательных в речи.

Глагол. 

Роль глаголов в речи.Временные формы глагола. Спряжение глаголов настоящего времени.

Местоимение.

Склонение  местоимений по падежам.Спряжение местоимений.

Предлоги.

Роль предлогов в речи.

Синтаксис

Предложения по цели высказывания. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения.  Словосочетание.

Речь. Текст.

Повторение и обобщениеизученного в 3 классе

         В течение года запланировано провести:

- контрольные диктанты – 4;

-предупредительные диктанты -3

-контрольный словарный диктант-4

- контрольное списывание -3

- обучающее сочинение – 1;

обучающее изложение -3

4 класс

Повторение

Предложение. Звуки и буквы. Слово. Слог. Синонимы, антонимы. Словообразование. Сложные слова.

Морфология

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Наречие. Местоимение.

Синтаксис

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами.

Развитие речи

Текст и речь. Текст. Тема. План. Опорные слова.

Повторение пройденного в 4 классе

         В течение года запланировано провести:

- контрольные диктанты – 6;

-контрольный словарный диктант-4

- контрольное списывание -2 ;

- обучающее сочинение – 2;

обучающее изложение -2

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (татарский) язык»

1 класс

Личностные результаты

В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:

гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного (татарского) языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению родного ( татарского) языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты.

В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

 Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Предметные  результаты.

1 класс

  В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

– слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

– разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

– различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];

– выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

– выделять слоги, различать ударные и безударные;

– различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

– выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;

– различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).

    В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

– соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

– правильно, аккуратно, разборчиво и по возможности красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;

– обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;

– применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов– различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);

– под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.

– при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

– в целом оценивать качество своего письма;

– различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;

– применять освоенные правила переноса слов;

– самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.

   В области речи, речевой деятельности:

– читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);

– по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

– спрашивать о значении незнакомых слов;

— соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

– понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

– под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.

   

2 класс

        В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

-проводить звукобуквенный анализ слов;

-определять ударение в словах;

-делить слова на слоги и на части для переноса;

-находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

-использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

-писать под диктовку тексты (28—35 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

 -верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

формировать представление о единообразии написания слова;

      В области освоения лексики:  

-различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

-сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

-распознавать в тексте синонимы и антонимы;

-находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

-сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

-объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

-понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

-объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

-различать мотивированные и немотивированные названия.

     В области освоения словообразования:

-разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;

-выделять в слове основу и окончание;

-составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

-различать однокоренные слова и разные формы одного слова.

         В области освоения морфологии:

-определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

-различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

-определять число имён существительных;

-определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

-изменять имена существительные по падежам.

-разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).

-сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

-употреблять личные местоимения в речи.

-устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

-распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять времена глаголов;

-образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

-определять число глаголов;

-обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

-находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять связь имени прилагательного с именем существительным;

-объяснять роль имён прилагательных в речи;

-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

      В области освоения синтаксиса:

-объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

-составлять словосочетания по заданным моделям;

-находить словосочетания в предложении.

-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

-находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

-находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

-устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

-находить в предложении однородные члены.

-верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

-отличать текст от простого набора предложений;

-устанавливать связь между предложениями в тексте;

-определять тему и основную мысль текста;

- озаглавливать текст;

-выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

-составлять план текста;

-распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

-различать художественные и научные тексты;

-составлять тексты разных типов.

            В области речи, речевой деятельности:

-понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

-относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

-анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

-понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

-выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

-контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

-правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

-различать диалогическую и монологическую речь;

-составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

-составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

-писать изложения по составленному плану;

-составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

-совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

-говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

-делать полный и краткий пересказ текста;

-устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

 -совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

-соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

3 класс

       В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

-проводить звукобуквенный анализ слов;

-определять ударение в словах;

-делить слова на слоги и на части для переноса;

-находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

-использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

-писать под диктовку тексты (28—35 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

 -верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

формировать представление о единообразии написания слова;

      В области освоения лексики:  

-различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

-сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

-распознавать в тексте синонимы и антонимы;

-находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

-сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

-объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

-понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

-объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

-различать мотивированные и немотивированные названия.

     В области освоения словообразования:

-разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;

-выделять в слове основу и окончание;

-составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

-различать однокоренные слова и разные формы одного слова.

         В области освоения морфологии:

-определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

-различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

-определять число имён существительных;

-определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

-изменять имена существительные по падежам.

-разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).

-сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

-употреблять личные местоимения в речи.

-устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

-распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять времена глаголов;

-образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

-определять число глаголов;

-обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

-находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять связь имени прилагательного с именем существительным;

-объяснять роль имён прилагательных в речи;

-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

      В области освоения синтаксиса:

-объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

-составлять словосочетания по заданным моделям;

-находить словосочетания в предложении.

-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

-находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

-находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

-устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

-находить в предложении однородные члены.

-верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

-отличать текст от простого набора предложений;

-устанавливать связь между предложениями в тексте;

-определять тему и основную мысль текста;

- озаглавливать текст;

-выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

-составлять план текста;

-распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

-различать художественные и научные тексты;

-составлять тексты разных типов.

            В области речи, речевой деятельности:

-понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

-относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

-анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

-понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

-выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

-контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

-правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

-различать диалогическую и монологическую речь;

-составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

-составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

-писать изложения по составленному плану;

-составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

-совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

-говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

-делать полный и краткий пересказ текста;

-устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

 -совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

-соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

 4 класс

     В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

-проводить звукобуквенный анализ слов;

-определять ударение в словах;

-делить слова на слоги и на части для переноса;

-находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

-использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

-писать под диктовку тексты (28—35 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

 -верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

формировать представление о единообразии написания слова;

      В области освоения лексики:  

-различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

-сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

-распознавать в тексте синонимы и антонимы;

-находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

-сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

-объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

-понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

-объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

-различать мотивированные и немотивированные названия.

     В области освоения словообразования:

-разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;

-выделять в слове основу и окончание;

-составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

-различать однокоренные слова и разные формы одного слова.

         В области освоения морфологии:

-определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

-различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

-определять число имён существительных;

-определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

-изменять имена существительные по падежам.

-разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, число, падеж).

-сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

-употреблять личные местоимения в речи.

-устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

-распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять времена глаголов;

-образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

-определять число глаголов;

-обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

-находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять связь имени прилагательного с именем существительным;

-объяснять роль имён прилагательных в речи;

-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

      В области освоения синтаксиса:

-объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

-составлять словосочетания по заданным моделям;

-находить словосочетания в предложении.

-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

-находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

-находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

-устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

-находить в предложении однородные члены.

-верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

-отличать текст от простого набора предложений;

-устанавливать связь между предложениями в тексте;

-определять тему и основную мысль текста;

- озаглавливать текст;

-выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

-составлять план текста;

-распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

-различать художественные и научные тексты;

-составлять тексты разных типов.

            В области речи, речевой деятельности:

-понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

-относиться к татарскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

-анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

-понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

-выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

-контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

-правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

-различать диалогическую и монологическую речь;

-составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

-составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

-писать изложения по составленному плану;

-составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

-совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

-говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

-делать полный и краткий пересказ текста;

-устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

 -совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

-соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

      Основными видами контроля предметных результатов  в школе являются:

-предварительный (входной) контроль, позволяющий определить исходный уровень  обученности и развития учащихся;

-текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

-промежуточный контроль, определяющий уровень усвоения программного материала учащихся  за  определённый период.

-итоговый контроль, определяющий итоговый уровень образовательных достижений учащихся по предметам.

Формы и методы:

-диктант с грамматическим заданием;

-тестирование;

-сочинения;

-изложение с элементами сочинения.

             

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.  

Оценивание по родному языку.

     Объем диктанта:

1 класс - 35-40 слов.

2-й класс  – 55-60 слов.

3 класс- 75-85 слов.

4 класс – 100-110 слов.

   

Диктант.

«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

         Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и

1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);

2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);

         

       Оценки за контрольный диктант.

«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок

          Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);

          Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

 "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

 "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

 "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

           Сочинение.

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – логически последовательно раскрыта тема.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

 "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями

Тематическое планирование учебного предмета «Родной (татарский) язык»

1 класс

Обучение грамоте.

Тема урока

Кол

-во час.

1

Предмет  и слово

1

2

 Слова, обозначающие предмет

1

3

Слова, обозначающие  действия предмета

1

4

Слова, обозначающие  признаки предмета

1

5

Текст. Слово и предложение.  Составление предложений из 2-3 слов

1

6

 Определение количества слов в предложении.Деление слов на слоги.

1

7

Гласные и согласные звуки.Ударение.

1

8

 Гласный звук [а].Буквы А, а.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

9

Гласный звук [ә]. Буквы Ə, Ə.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

10

Гласный звук [и].Буквы И,и.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

11

Гласный звук [ы].Буква ы.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

12

Гласный звук [у].Буквы У,у.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

13

Гласный звук [ү].БуквыҮ,ү . Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

14

Согласный звук [л].Буквы Л,л.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

15

Согласный звук [н].Буквы Н,н Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

16

Согласный звук [т]..Буквы Т,т. Упражнения  в  чтении  и  письме.

1

17

Согласный звук [с].Буквы С,с. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

18

Согласный звук [б].Буквы Б,б. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

19

Согласный звук [к].Буквы К,к. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

20

Согласный звук [д].Буквы Д,д. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

21

Согласный звук [р].Буквы Р,р. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

22

Гласный звук [э].Буквы Э,э-е. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

23

Согласный звук [м].Буквы М,м .Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

24

Согласный звук [г].Буквы Г,г. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

25

Согласный звук [ч].Буквы Ч,ч. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

26-

27

Согласный звук [ш].Буквы Ш,ш .Упражнение  в  чтении  и  письме.

2

28

 Согласный звук [й].Буква й . Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

29

Гласные звуки [йе], [йы]. Буква Е,е. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

30

Гласный звук [о].Буквы О, о. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

31

Слог  йо  .Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

32

Согласный звук [п].Буквы П, п. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

33

Согласный звук [з].Буквы З, з.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

34

Гласный звук [ө].Буквы Ө,ө.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

35

Слог йө.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

36

Слоги йо-йө. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

37

Согласный звук [ң].Буква ң. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

38-

39

Гласные звуки [йа],[йә].Буквы Я, я. Упражнение  в  чтении  и  письме.

2

40-41

Согласные звуки [в][w].Буквы  В, в.Упражнение  в  чтении  и  письме.

2

42

Согласные звуки [йу],[йү]. Буква Ю,ю .Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

43

Согласный звук [х]. БуквыХ,х.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

44

Буква ь.Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

45

Согласный звук [ф].Буквы Ф, ф .Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

46

Согласный звук [ж].Буквы  Ж, ж .Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

47

Согласный звук [җ].Буквы Җ, җ .Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

48

Гласный звук [йо].БуквыЁ,ё. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

49

Согласный звук [ц].Буквы. Ц, ц. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

50

Согласный звук [һ].Буквы  Һ,һ.  Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

51

Согласный звук [щ].Буквы Щ, щ .Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

52

Буква  ъ. Упражнение  в  чтении  и  письме.

1

53

Проверка знаний.Контрольное списывание.

1

54

Работа над ошибками

1

55

Алфавит. Письмо алфавита

1

56

Стихи о Родине Р.Гарипова, Р.Валеевой, Р.Курбана.

1

57

Мы любим сказки.

1

58

Стихи Г.Тукая, М.Гафури, М.Джалиля.

1

Систематический курс «Родной(татарский) язык»

1

Речь.

1

2

Текст

1

3

Виды предложений. Повествовательное предложение.

1

4

Вопросительное предложение.

1

5

Восклицательное предложение.

1

6

Звуки и слово.

1

7

Слова, обозначающие предмет.

1

8

Слова, обозначающие действие.

1

9

Слова, обозначающие признак предмета.

1

10

Алфавит

1

11

Имена собственные.

1

12

Название сел, городов, рек.

1

13

Гласные звуки

1

14

Звонкие и глухие согласные.

1

15

Слог.

1

16

Перенос слов.

1

17

Буквы э-е.

1

18

Буквы ө-е.

1

19

Буквы о-ы

1

20

Буква я,ю,е.

1

21

Буква й.

1

22

Буква в.

1

23

Буквы к,г. Контрольный диктант.

1

24

Буквы м,н,ң.

1

25

Буква һ.

1

№ п/п

Раздел /Тема урока

Кол-во уроков

1

Предложение и виды предложений.

1

2

Звук и слово.

1

3

Алфавит. Слова с большой буквой.

1

4

Гласные звуки.Словарный диктант.

1

5

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.

1

6

Слог. Перенос слов.

1

7

Контрольное списывание “Осень в родном краю”.

1

8

Работа на ошибками.Гласные звуки.Правописание букв  э-е.

1

9

Правописание букв  о-ө.

1

10

Правописание букв  о-ы.

1

11

Буква й.

1

12-14

Правописание букв  я,ю,е.

3

15

Буквы  в,к,г.

1

16

Буквы  м,н,ң.

1

17

Буквы  һ,х.

1

18

Буквы  ь,ъ.

1

19

Удвоенные согласные.

1

20

Удвоенные согласные. Словарный диктант.

1

21

Р/р.Контрольный  диктант по теме: “Правописание гласных и согласных букв“

“Дикая утка”.

1

22

Работа над ошибками.Части речи.

1

23

Имя существительное.

1

24,

25

Имена собственные и нарицательные.

2

26

Контрольный диктант за 1 семестр “Птицы”.

1

27

Работа над ошибками.Изменение имен существительных по числам.

1

28-31

Изменение имен существительных по падежам.

4

32

  Контрольное списывание «Алсу».

1

33

Работа над ошибками.Имя прилагательное.Словарный диктант.

1

34,

35

Виды имён прилагательных.

2

36

Роль прилагательных в предложении.

1

37

Р/р. Контрольный диктант  “Зимний лес”.

1

38

Работа над ошибками. Глагол.

1

39

Роль глагола в предложении.

1

40

Изменение  глагола по временам. Прошедшее время глагола.

1

41

Изменение  глагола по временам. Настоящее время глагола.

1

42

Изменение  глагола по временам. Будущее время глагола.

1

43

Обучающее изложение «Когда Дед Мороз был маленьким».

1

44-46

Местоимения.

3

47,

48

Слово.Лексическое значение слова.

2

49

Синонимы .

1

50

Антонимы .

1

51

Омонимы.

1

52

  Р/р.Контрольный диктант за 2 семестр “Весна идёт”.

1

53

Корень и окончание .

1

54

Однокоренные слова. Словарный диктант.

1

55

Однокоренные слова.

1

56, 57

Речь.Текст.Предложение.

2

58-60

Предложение. Подлежащее и  сказуемое.

3

61

Контрольное списывание “Апрель”.

1

62

Повторение по теме “Предложение”.

1

63

Повторение по теме:”Звуки и буквы”.

1

64

Повторение по теме” Корень и окончание”

1

65

Повторение по теме:”Части речи”.

1

66

Итоговый контрольный диктант “Летний дождь”.

1

67

Итоговая контрольная работа.

1

68

Обобщающий урок.

1

2 класс

3 класс

№ п/п

Раздел /Тема урока

Кол-во часов

                    Повторение пройденного во 2 классе  

1.

Повторение пройденного во 2 классе. Предложение.

1

2

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

1

3

Слог. Перенос слов.

1

4

Орфограммы. Слова с большой буквы. Контрольное списывание.

1

5

Части речи. Контрольный словарный диктант.

1

6

Контрольный диктант "Лес".

1

                                             Слово

7

Работа над ошибками. Слово. Лексическое значение слова.

1

8

Р/р.Обучающее изложение "Синица"

1

9

Работа над ошибками. Синонимы.

1

10

Антонимы.

1

11

Омонимы. Виды словарей.

1

12

Прямое и переносное значение слова. Контрольный словарный диктант.

1

13

Предупредительный диктант"Выращиваем  цветы"

1

                        Состав слова

14

Состав слова. Корень и окончание.

1

15

Твердые и мягкие окончания. Контрольное списывание.

1

16

Виды окончаний. Словарный диктант.

1

                         Словообразование

17

Сложные слова.

1

18

Сложные слова.

1

19

Парные слова.

1

20

Парные слова.

1

                        Части речи

21

Части речи.

1

22

Имя существительное.

1

23

Имена собственные и нарицательные.

1

24

Имена собственные и нарицательные.

1

25

Изменение имен существительных по числам.

1

26

Контрольный диктант за 1 семестр "Правила дорожного движения" 

1

27

Работа над ошибками. Склонение имен существительных по падежам.

1

28

Падежи.

1

29

Падежи.

1

30

Падежи.

1

31

Имя прилагательное.

1

32

Связь имен прилагательных с именами существительными в предложении.

1

33

Определение – член предложения. Контрольный словарный диктант.

1

34

Глагол.

1

35

Прошедшее время глагола.

1

36

Настоящее время глагола.

1

37

Будущее время глагола.

1

38

Обучающее изложение «Поющий скворец»

1

39

Закрепление по теме: «Глагол».

1

40

Предупредительный диктант "На охоте".

1

41

Работа над ошибками.Местоимение.

1

42

Изменение местоимений по падежам.

1

43

Изменение местоимений по падежам.Словарный диктант.

1

44

Контрольный диктант за 2 семестр "Лесной жаворонок".

1

45

Частицы.

1

46

Частицы.Контрольный словарный диктант.

1

                                       Синтаксис

47

Предложение. Члены предложения.

1

48

Предложение. Члены предложения.

1

49

Предложение. Члены предложения.

1

50

Контрольное списывание.

1

51

Словосочетание.

1

52

Словосочетание.

1

53

Словосочетание.

1

                                      Речь. Текст.

54

Речь.Текст.

1

55

Речь.Текст.

1

56

Обучающее сочинение "Путешествие по Уфе".

1

57

Работа над ошибками. Речь и текст.

1

58

Предупредительный диктант "Секреты леса"

1

                           Повторение и обобщениеизученного в 3 классе

59

Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного в 3 классе по теме: "Слово". Контрольный словарный диктант..

1

60

Повторение и обобщение по теме: "Главные члены предложения".

1

61

Контрольный диктант за 3 семестр "Летнее утро".

1

62

Работа над ошибками.Повторение по теме: "Части речи".

1

63

Повторение по теме: «Части речи»

1

64

Обучающее изложение "Чёрное золото".

1

65

Работа над ошибками.Повторение по теме: "Речь.Текст".

1

66.

Повторение по теме: “Предложение”

1

67

Повторение по теме: “Реч. Текст”

1

68

Обобщение изученного материала.

1

4 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во уроков

1

Повторение пройденного в 3классе. Предложение. Главные члены предложения.

1

2

Звуки буквы.

1

3

Слог.Фонетический разбор слова.

1

4

Слово. Лексическое значение слова.

1

5

Синонимы,антонимы.

1

6

Словообразование. Сложные слова. Контрольный словарный диктант.

1

7

Р/р. Входной контрольный диктант «Осень наступила».

1

8

Части речи. Имя существительное. Имена собственные и нарицательные.

1

9

Изменение имен существительных единственного и множественного числа по падежам.

1

10

Изменение имен существительных единственного и множественного числа по падежам.

1

11

Контрольное списывание «Мать и земля».

1

12

Изменение по падежам имен существительных, оканчивающихся на гласные звуки.

1

13

Морфологический разбор имени существительного.

1

14

Изменение имён существительных, оканчивающихся на сонорные звуки по падежам.

1

15

Изменение имён существительных, оканчивающихся на Ь по падежам.

1

16

Роль имен существительных в предложении.

1

17

Обучающее сочинение по картинке  «Мы любим спорт».

1

18

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» «Урожай».

1

19

Р/р. Обучающее изложение. «Как появилась бумага»

1

20

Работа над ошибками.Имя прилагательное.

1

21

Степени прилагательного

1

22

Простая степень прилагательных.

1

23

Превосходная степень прилагательных.

1

24

Уменьшительная степень прилагательных.

1

25

Роль прилагательных в предложении. Контрольный словарный диктант.

1

26

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

27

Р/р.Контрольный диктант по теме : «Имя прилагательное» «Мама»

1

28

Глагол.

1

29

Глаголы повелительного и изъявительного наклонения.

1

30

Глаголы повелительного наклонения.

1

31

Изменение несовершенных глаголов повелительного наклонения по лицам и числам.

1

32

Глаголы изъявительного наклонения

1

33

Глаголы прошедшего времени.

1

34

Глаголы настоящего времени.

1

35

Глаголы будущего времени.

1

36

Контрольное списывание «Мы –дети природы».

1

37

Совершенные и несовершенные  глаголы  изъявительного наклонения.

1

38

Роль глаголов в предложении.

1

39

Морфологический разбор глаголов.

1

40

Р/р. Контрольный диктант по теме: «Глагол» « Март».

1

41

Р/р Обучающее изложение «Белка».

1

42

Наречие.

1

43

Наречие. Контрольный словарный диктант.

1

44

Морфологический разбор наречий.

1

45

Местоимения.

1

46

Изменение местоимений по падежам.

1

47

Морфологический разбор местоимений.

1

48

Р/р Контрольный диктант «Друг человека».

1

49,50

Роль союзов в предложении.

2

51-53

Главные и второстепенные члены предложения.

3

54

Однородные члены предложения.

1

55

Однородные второстепенные члены предложения.

1

56

Однородные члены предложения с союзами.

1

57,58

Текст. Тема. План.

2

59

Опорные слова. Контрольный словарный диктант.

1

60,61

Виды текстов.

2

62

Обучающее сочинение по картине И.Шишкина «Дождь в дубовом лесу».

1

63

Итоговый контрольный диктант «Настало лето».

1

64,65

Повторение по теме: «Части речи»

2

66,67

Повторение по теме: «Словообразование»

2

68

Обобщающий урок.

1

Контрольно-измерительный материал.

1 класс

Контрольное списывание.

Уфада парклар күп. Анда балалар ял итә. Паркта бик күңелле.(10 сүз)

Контрольный диктант

Урман.

       Менә урман. Урманда каен,чыршы,имән үсә. Җәй көне аланда җиләк пешә. Урманда аю, бүре,төлке, куян яши.(19 сүз)

2 класс

Контрольное списывание

 “Алтын  көз”.

Менә алтын көз килде. Быел көз бик матур. Көн буе кояш карый. Агач яфраклары кызгылт-сары төскә керде. Кошлар җылы якларга китәргә җыеналар. Бөҗәкләр, җәнлекләр кышка әзерләнә.

Контрольный диктант за 1 семестр.

Кошлар.

       Декабрь. Тышта суык. Балалар җылы өйләрендә утыралар. Тәрәзә каршындагы җимлеккә песнәкләр куна. Алар суыктан йомарланганнар . Өшегән томшыклары белән җим чүплиләр.

      Кышын кошларга җим табуы кыен. Аларга ярдәм итегез! Кошлар –безнең канатлы дусларыбыз.

Контрольный диктант за 2 семестр.

                                                                                                            Яз килә.

       Яз кояшы көлеп карый. Өй кыекларыннан тамчы тама. Җир кардан ачыла башлады. Яз хәбәрчеләре- кара каргалар килде. Сиртмә койрык,сандугач һәм карлыгачлар да озак көттермәс.Туган ягыбыз кошларның тавышына күмелер. Алар урманнарны, басуларны зарарлы бөҗәкләрдән саклыйлар. Кошлар безнең канатлы дусларыбыз. (44 сүз)

Итоговый контрольный диктант.

Язгы яңгыр.

Яз  җитте. Карлар эреп, сулар акты. Беренче яңгыр явып үтте. Агачлар, үләннәр иркен тын алды. Алар яшәрепкиттеләр. Һава сафланып калды. Җир кышкы йокысыннан уянды. Озакламый кырда язгы эшләр башланыр.( 30 сүз)

3 класс

Входной контрольный диктант.

Урман.

         Урманның кешеләргә файдасы бик зур. Ул без сулый торган һаваны сафландыра,тузаныннан чистарта. Шуңа күрә дә урманның һавасы һәрвакыт саф була.

         Яз һәм җәйләрен урманнарда нинди генә кошлар сайрамый! Дару үләннәренең дә бик күбесе шунда үсә. Башта урман кешеләргә җиләк бүләк итә. Соңрак гөмбәчеләрне үзенә чакыра.

                                                                                                     Контрольный диктант за 1 семестр

                                                                                                              Юл йөрү кагыйдәләре.

     Җепшек кар ява, юл бозланган. Кешеләргә дә, машиналарга да йөрүе бик авыр һәм куркыныч. Юл аша чыкканда бигрәк сак булырга кирәк. Ашыкма, светофорда яшел ут янганын көт. Юл йөрү кагыйдәләрен хәтереңдә тот. Иптәшләреңә, туганнарыңа да юл кагыйдәләрен өйрәт.(41 сүз)

Контрольный диктант за 2 семестр.

Урман тургае.

    Урман тургае бик иртә кайта. Кыш әле тунын салмаган, ә тургай чишмәдәй челтери. Урман тургаеның төсе-кыяфәте сабан тургаена охшаган. Тик гәүдәгә бераз кечерәк. Башында коңгырт түбәтәе бар. Җәйге көндә урман тургаен агач башында күреп булмый. Ул зәңгәр күктә табигатькә мактау җырлый.

 Итоговый контрольный диктант.

"Җәйге иртә".

     Сызылып кына таң ата. Офыктан кояш күтәрелә, җир өстенә җылы нурларын сибә. Җир өсте ямь-яшел келәмгә төренгән. Болындагы ал,кызыл, зәңгәр чәчәкләр күзне камаштыра. Аларга төрле төстәге күбәләкләр килеп куна. Чәчәктән чәчәккә кунып ,бал кортлары татлы бал җыя. Сандугач сайрый. Нинди ямьле күренеш!(43 сүз)

4 класс

Входной контрольный диктант

Көз килде.

     Әле кайчан гына ямь-яшел җәй иде. Кошлар җыры белән гөрли иде урманнар. Безнең тәрәзә каршында да зифа буйлы, бөдрә чәчле каен кызы җилфердәп тора иде. Җәй көннәрендә аңа нинди генә кош кунмады да ничек кенә сайрамады!

       Ә хәзер дөнья тынып калды. Көз килде дә каен яфракларын асп-сары буяуга манып китте. Ә җил минем мескен дустымны кочаклап алды да дер селкетте. Сары яфраклары шыбырдап җиргә коелды. Бу көннәрдә кошлар да ерак-ерак илләргә китеп бардылар. Каен кызы яп-ялангач торып калды. Аңа бик салкын булыр инде.

           Әмма борчылмыйм. Менә атна-ун көн узар да, ак тунын кигән кыш бабай килеп җитәр. Ул җирне ап-ак юрган белән каплап китәр. (119 сүз.)

Контрольный диктант за 1 семестр.

Беренче кар.

       Кичтән әле ул-бу юк иде. Мәктәптән кайтканда, без кара җиргә басып кайттык. Ә менә иртәнгесен дөнья үзенә бертөрле ямьгә төренеп уянды. Кай арада килеп өлгергән диген, без иртән йокыбыздан торганда, тәрәзәләребез каршына кыш килеп баскан, җир ак мамыкка төренгән, эре-эре кар бөртекләре ашыкмыйча гына уйныйлар.

    Беренче кар! Безгә яңа шатлыклар алып килүче, керфекләребезгә, иңбашларыбызга кунып, безнең белән урамда бәйрәм итеп йөрүче беренче кар, сәлам, сәлам сиңа! (67 сүз.)

Контрольный диктант за 2 семестр

Март.

     Иртәдән үк көн уйнаклап торды. Башта бурап-бурап кар яуды. Агачлар, куаклар һәммәсе дә ак күлмәк кигән төсле булдылар. Аяк асты юешләнде, лычкылдап торды.

    Ул да түгел, җил кузгалды һәм баш түбәсенә тиярдәй куе болытларны куып таратты. Ялтырап кояш чыкты. Болай булса, гөрләвекләр йокыларыннан уянасы һәм язгы җырларын башлыйсы иде… Әмма эш гөрләвекләргә үк барып җитмәде. Гүя болытлар ачуландылар да кире әйләнеп киделәр… Көн кичкә авышканда, янә ябалак-ябалак җепшек кар ява башлады. (68 сүз.)

Итоговый контрольный диктант.

                                                                                                        Менә җәй җитте.

Җәй башы - гүзәл вакытлар җитте. Бакчаларда сирень яфрагы коелды инде. Ләкин чәчәкләр кимеми, арта гына бара. Гөлҗимешнең ботаклары ал, сары, кызыл чәчәкләр белән бизәлде. Юкәләрнең куе яфраклары арасында да чәчәк бөртекләре күренә башлады. Алар тирә-якка хуш ис бөркеп, бал кортларын үзләренә чакыралар. Чәчәк ату вакыты- елның яшьлеге ул.

 Саф күктә кайнар кояш ашыкмый гына йөзә. Тугайлар, болыннар һәм урман акланнары төрле-төрле чәчәкләр белән каплана.

Барлык табигать җәйге җылы кояшка һәм яктылыкка куанып бетә алмый бәйрәм итә. ( 79 сүз)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия:

 Ф.А.Гафурова ,Л.Ш Гайнетдинова « Алифба»,учебник для 1 класса, Китап .Уфа 2014 г.изд

Гафурова Ф.А.,Салимгареева Б.С. ,Гайнетдинова Л.Ш.«Татарский язык»,учебник для 1 класса , «Китап»,2011 г.изд.

Гафурова Ф.А.,Салимгареева Б.С. ,Гайнетдинова Л.Ш.«Татарский язык»,учебник для 2 класса в 2-х частях,  «Китап»,2012 г.изд.

Гафурова Ф.А.,Салимгареева Б.С. ,Гайнетдинова Л.Ш.«Татарский язык»,учебник для 3 класса в 2-х частях,  «Китап»,2014 г.изд.

Гафурова Ф.А.,Салимгареева Б.С. «Татарский язык»,учебник для 4 класса,в 2-х частях,  «Китап»,2015 г.изд.

С.Г.Вагизов, Р.Г.Валитова “Туган тел” учебник для 1 класса,Казань,Магариф,2006г.изд.

С.Г.Вагизов «Уку китабы», учебник для 2 класса в 2-х частях, «Магариф»,2007 г.изд.

М.Х.Хасанова «Уку китабы», учебник для 3 класса в 2-х частях, «Магариф»,2004 г.изд.

Учебник "Башкортостан -край родной" 3 класс,авторы Г.М.Булякова, Э.А.Исламгулова, изд-во "Китап",2010 г.

Р.Х.Ягафарова «Уку китабы», учебник для 4 класса в 2-х частях, «Магариф»,2004 г.изд.

Ф.А.Гафурова,Л.Ш.Гайнетдинова “Прописи №1,2:” Китап,Уфа,2016 г.изд

Рабочая тетрадь к учебнику «Татарский язык» для 1 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан,  «Китап»,2013

г.изд.

Тетрадь для контрольных работ по татарскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, «Китап»,2013 г.изд.

Рабочая тетрадь к учебнику «Татарский язык» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан,  «Китап»,2013

г.изд.

Тетрадь для контрольных работ по татарскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, «Китап»,2013 г.изд.

Рабочая тетрадь к учебнику «Татарский язык» для 3 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан,  «Китап»,2014

г.изд.

Тетрадь для контрольных работ по татарскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, «Китап»,2014 г.изд.

Рабочая тетрадь к учебнику «Татарский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан,  «Китап»,2013

г.изд.

Тетрадь для контрольных работ по татарскому языку для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, «Китап»,2013 г.изд.

Ф.А.Гафурова ,Л.Ш Гайнетдинова,Методическое  пособие  к учебнику « Алифба» Китап .Уфа 2010

 Л.Ш.Гайнетдинова, Ф.А.Гафурова. Методическое пособие к учебнику «Родной язык» 1 класс,Китап,Уфа,2011 г.

Л.Ш.Гайнетдинова, Ф.А.Гафурова. Методическое пособие к учебнику «Родной язык» 2 класс,Китап,Уфа,2010 г.

Б.С.Салимгареева, Р.Г.Бадретдинова.Методическое пособие к учебнику «Татарский язык» для 3 класса, «Китап», Уфа,2010 г.

Ш.Гайнетдинова, Ф.А.Гафурова. Методическое пособие к учебнику «Родной язык» 4 класс,Китап,Уфа,2011 г.

Программа по татарскому языку, Гайнетдинова Л.Ш,Гафурова Ф.А., «Китап»,2011 г.

Сборник диктантов и изложений по татарскому языку, Сагидуллина Л.Р., Салимгареева Б.С., Юлмухаметов М.Б., «Китап»,2003 г.изд.

Орфографический словарь по татарскому языку,Нуриева А.,1996 г.изд.

Сюжетные картинки для развития речи.

Наглядные пособия.

Методические газеты и журналы: “Магариф”, “Открытый урок” , “Учитель Башкортостана”, “Аллюки”, “Сабантуй”.

 Книги писателей для детей.

Портреты писателей.

ТСО (средства ИКТ)

Магнитофон

Интерактивная доска

Ноутбук

Электронные презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №4муниципального района  Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс

Рабочая программа составлена к учебникам  "Татар теле"  и "Элифба"  Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...

Рабочая программа по родному (татарскому ) языку для 2 класса (1 час в неделю)

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 2 класса ,один час внеделю.По учебнику Хайдарова Р.З. "Кунелле татар теле"....

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4 класс

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 – 4  класс...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 4 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы МБОУ "Елховс...

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид

Адаптированная рабочая программа по родному (татарскому) языку 7 класс 8 вид...

Рабочая программа по родному( татарскому ) языку для 4 класса

           Рабочая программа по родному языку для 4 класса разработана на основе примерной программы  начального общего образования и рабочей программы по род...