Диагностика уровня познавательной активности обучающихся
материал

Янпольская Ирина Анатольевна

Познавательный интерес представляет собой главный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым условием становления личности школьника. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика и играет значительную роль в структуре его личности. Уже в начальных классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные, духовные и познавательные устремления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный интерес представляет собой главный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым условием становления личности школьника. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика и играет значительную роль в структуре его личности. Уже в начальных классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные, духовные и познавательные устремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием познавательной самостоятельности школьников.

Методика «Оценка уровня познавательной активности»

 

Показатели:

1.Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения

 

2.Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.

 

3.Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.

 

4.Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.

 

5.Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.

 

6.Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний

 

7.Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.

 

8.Содержательно высказывает свою мысль, идею.

 

9.Легко генерирует идеи.

 

10.Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.

 

11.В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.

 

12.Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.

 

13.Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

 

14.Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

 

15.Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.

 

16.Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.

 

17.Видит пути совершенствования.

 

18.Может проявить собственное отношение к фактам.

 

19.Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.

 

Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.

ИФ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Ср.

Обработка результатов:

Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов

Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла

Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла

Интерпретация результатов:

Высокий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Средний уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности.

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности....

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности.

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности....

Диагностики учебной мотивации и познавательной активности обучающихся

Согласно теоретическим исследованиям воспитывает не непосредственно учитель (руководитель), а социальная среда, которую он организует в воспитательных целях. Активная деятельность ученика в коллективе...

Диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой).

Возможность определения уровня познавательной активности....